Он был награжден Орденом Британской империи, его Шерлока Холмса по-прежнему считают одним из лучших в мировом кинематографе. Однако достижения Василия Ливанова давно вышли за пределы экранизаций рассказов Артура Конан Дойля. Сегодня советскому и российскому актеру, режиссеру, мультипликатору, сценаристу, писателю исполняется 85 лет!
Родился Василий Ливанов в актерской семье. Народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов, легендарный актер МХАТа, до последнего старался отвлечь сына от «семейного дела». Родные видели в нем художника и надеялись, что он свяжет свою жизнь с изобразительным искусством. «Я закончил художественную школу, а когда я уже сдал экзамены в Академию художеств, Суриковский институт в Москве, тогда понял, что не могу прожить без актерства», — вспоминает Василий Борисович. Втайне от семьи он отнес документы в Щукинское училище, прошел вступительные испытания и был принят.
Сегодня исполняется 50 лет легендарному фильму режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Мы предлагаем вспомнить историю этой удивительной картины, сломавшей все стереотипы советского кино, ведь ее по-прежнему любят и смотрят, с удовольствием и восхищением, как смотрят шедевры мирового кино. Вряд ли кинокритики 70-х могли подумать, что эта лента, задуманная как вестерн (термина «истерн» тогда еще не было), станет настолько популярной и переживет практических их всех.
В 60-е годы на волне популярности «Неуловимых» было решено развивать данное направление в советском кинематографе. Для этих целей создали «Экспериментальную творческую киностудию», и в 1967 году ее руководство пригласило для работы над новым фильмом «Басмачи» Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Так как первоначальный сценарий студию не устраивал, на смену Горенштейну пришли новые авторы: Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Именно Ежов включил в сценарий услышанную им реальную историю о брошенном в песках Средней Азии гареме бежавшим от Советской власти басмачом.
Грустную новость для поклонников отечественного кинематографа принесло издание «Комсомольская правда». В Санкт-Петербурге на 68-м году жизни скончался актер Николай Годовиков, подаривший зрителям образ красноармейца Петрухи в культовой ленте «Белое солнце пустыни».
Николай Львович Годовиков родился 6 мая 1950 года в Ленинграде. В 16-летнем возрасте Николай вместе с приятелями по физико-математическому техникуму отправился на пробы в картину «Республика ШКИД». Юноша произвел такое впечатление на создателей фильма, что те решили доверить ему сразу несколько эпизодических ролей. В 1967 году Годовиков снялся в военной трагикомедии Владимира Мотыля «Женя, Женечка и "Катюша"», после чего устроился работать слесарем на завод. Два года спустя судьба подарила молодому человеку шанс вернуться в актерскую профессию, когда Мотыль предложил ему роль в своем новом проекте.
Он был награжден Орденом Британской империи, его Шерлока Холмса по-прежнему считают одним из лучших в мировом кинематографе. Однако достижения Василия Ливанова давно вышли за пределы экранизаций рассказов Артура Конан Дойля. Сегодня советскому и российскому актеру, режиссеру, мультипликатору, сценаристу, писателю исполняется 85 лет!
Родился Василий Ливанов в актерской семье. Народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов, легендарный актер МХАТа, до последнего старался отвлечь сына от «семейного дела». Родные видели в нем художника и надеялись, что он свяжет свою жизнь с изобразительным искусством. «Я закончил художественную школу, а когда я уже сдал экзамены в Академию художеств, Суриковский институт в Москве, тогда понял, что не могу прожить без актерства», — вспоминает Василий Борисович. Втайне от семьи он отнес документы в Щукинское училище, прошел вступительные испытания и был принят.
После окончания театрального училища Ливанова сразу взяли в театр им. Евгения Вахтангова (всего их было пятеро с курса), а еще через год пригласили в кино. Дебют состоялся в картине «Неотправленное письмо» выдающегося Михаила Калатозова. Ливанов оказался на съемочной площадке вместе с Иннокентием Смоктуновским, Татьяной Самойловой и Евгением Урбанским. Фильм во многом стал для Василия Борисовича знаковым. Во-первых, на него обратили внимание как на актера кино — приглашения сниматься посыпались на Ливанова одно за другим. В какой-то момент из-за занятости ему даже пришлось оставить театр. Во-вторых, тяжелые съемки в тайге навсегда изменили голос Василия Борисовича. Режиссер Калатозов, добивавшийся предельной реалистичности картины, решил записывать живой звук прямо на месте съемок. «Мы так орали с Таней Самойловой, так орали», — будет вспоминать актер. Делать это приходилось при 40-градусном морозе, что для Ливанова не прошло бесследно — он на несколько недель потерял голос. А когда заговорил, в голосе проступила непонятная хрипотца.
«Я пришел в ужас от этого голоса. А потом прошло какое-то время, и я понял, что я на трамвайный билет выиграл миллион — у меня индивидуальный голос, ни на кого не похожий», — расскажет в одном из своих интервью Ливанов. В этот голос влюбится не одно поколение зрителей. Им заговорит Карлсон, Крокодил Гена, Бармалей, Удав из «38 попугаев» и многие другие персонажи советской мультипликации. После окончания Высших режиссерских курсов при Госкино СССР Василий Ливанов увлекся и созданием мультфильмов. По его сценариям были поставлены «Бременские музыканты», «Дед Мороз и лето», «Маша и волшебное варенье» и другие.
У Ливанова всегда было много идей, много интересов. «Человек-симфония, человек-оркестр», — говорит о нем Никита Михалков. В 70-х Василий Борисович стал членом Союза писателей СССР. Из-под его пера вышли множество сценариев, пьес, повестей, рассказов, эссе, сказок для детей. Его работы печатались в журналах «Юность», «Советский писатель», «Нева». Сборники его произведений издаются и по сей день.
Однако на первом месте для Василия Ливанова всегда оставалась именно актерская профессия. В картине «Слепой музыкант» по повести В. Короленко ему единственный раз удалось сыграть вместе со своим отцом. Поразительно достоверным получился у него образ Феликса Дзержинского в фильме «Синяя тетрадь» Льва Кулиджанова. Роли Ливанова были очень разными. Он играл то интеллигентов, то эксцентриков. В 1975 году вышла картина Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», в которой Василий Борисович исполнил роль Николая I. Казалось, актерский талант Ливанова опирался на противоречие его дерзкого нрава и тонкой аристократической внешности. Но таким он был и в жизни. Глубокий, умный, воспитанный, он часто затевал конфликты и лез на рожон. «Он ведь боксером был в молодые годы. Он и врезать может, если кто-то очень напрашиваться будет», — со смехом делится актер Евгений Стеблов.
Совсем уж удивительным казалось приглашение Василия Борисовича в конце 70-х в новую картину Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе. Режиссер рисковал, ведь он уже сотрудничал с Ливановым в фильме «Ярославна, королева Франции». Там актер сыграл рыцаря Бенедиктуса, задиру и выпивоху, и вот новая картина — и уже почтенный английский джентльмен. Однако Масленникова актер Ливанов заинтересовал как личность. Он даже сравнивал его по темпераменту с Владимиром Маяковским, ярким, заметным, любящим быть в центре внимания. Разве могли помешать эти черты обаятельному и эгоцентричному Холмсу? Ставка Масленникова сыграла. Горячий темперамент детектива сделал его человечным, близким и понятным зрителю. Их актерский дуэт с Ватсоном, Виталием Соломиным, и по сей день многие считают лучшим в мировом кинематографе.
В жизни же отмечали крепкую дружбу, связавшую Ливанова и Соломина. «Сыграть можно любовь на экране, какими-то взглядами, прикосновениями. Дружбу сыграть невозможно — она либо есть, либо нет. Это какая-то магия», — рассказывал Василий Борисович. Очень разные по характеру, импульсивный Ливанов и сдержанный Соломин, они стали частью друг друга до самого последнего дня Виталия Мефодьевича. Вдова актера, Мария Соломина, вспоминала: «Его очень привлекал Ливанов тем, что он был очень умен для актера. Он блестяще владел мыслью, блестяще владел словом». Вместе друзья снялись в одиннадцати сериях советской экранизации знаменитой истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Василий Ливанов продолжает свою деятельность. В кино сейчас, к сожалению, он почти не снимается, но занимается режиссурой, озвучанием, пишет книги. Когда его спрашивают о жизненном кредо, он вспоминает слова плотника, строившего их семейный дом на Николиной горе: «Живи вместе с жизнью: не спеши — беду нагонишь, не отставай — беда нагонит»....подробнее
30.03.2019
«Белому солнцу пустыни» — 50!
Сегодня исполняется 50 лет легендарному фильму режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Мы предлагаем вспомнить историю этой удивительной картины, сломавшей все стереотипы советского кино, ведь ее по-прежнему любят и смотрят, с удовольствием и восхищением, как смотрят шедевры мирового кино. Вряд ли кинокритики 70-х могли подумать, что эта лента, задуманная как вестерн (термина «истерн» тогда еще не было), станет настолько популярной и переживет практических их всех.
В 60-е годы на волне популярности «Неуловимых» было решено развивать данное направление в советском кинематографе. Для этих целей создали «Экспериментальную творческую киностудию», и в 1967 году ее руководство пригласило для работы над новым фильмом «Басмачи» Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Так как первоначальный сценарий студию не устраивал, на смену Горенштейну пришли новые авторы: Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Именно Ежов включил в сценарий услышанную им реальную историю о брошенном в песках Средней Азии гареме бежавшим от Советской власти басмачом.
В июле 1967 года сценарий был готов, однако Кончаловский отказался от съемок в пользу более заманчивого проекта — его пригласили снимать «Дворянское гнездо» по роману Тургенева. На должность режиссера «Белого солнца пустыни» приглашались Витаутас Жалакявичюс, Юрий Чулюкин и даже Андрей Тарковский, однако все они ответили отказом. А затем выбор пал на Владимира Мотыля, который к тому времени уже был известен по картине «Женя, Женечка и "Катюша"» с Олегом Далем в главной роли. Мотылю сценарий понравился, но он скептически отнесся к перспективе съемок, будучи уверенным, что такое кино делать не разрешат по идеологическим соображениям. При этом предложение он принял при условии полной свободы действий на площадке.
В результате долгих переговоров с чиновниками от Госкино сценарий был порядком переработан, также изменили название — первоначальным вариантом была «Пустыня». Подбор актеров вышел долгим и мучительным: отобранный на роль Сухова Георгий Юматов серьезно пострадал в пьяной драке прямо перед началом съемок, и его заменили Кузнецовым, а Юрий Чернов из-за учебы в цирковом училище отказался от роли Петрухи. Гарем Черного Абдуллы искали по всему Союзу, так как местных девушек в Дагестане, где проходили съемки, уговорить не получилось.
Особняком стоит роль Павла Луспекаева, сыгравшего отставного таможенника Верещагина, «не берущего мзду» и страдающего от отсутствия хлеба и избытка черной икры. Его роль оказалась настолько глубокой, что ее начинаешь понимать только после нескольких просмотров ленты. Здесь и тоска по погибшему сыну, по несбывшимся надеждам и рухнувшей в одночасье империи, и его неожиданное, после тяжелых раздумий, выступление на стороне Сухова и Петрухи: «Вот что, ребята… пулемет я вам не дам!». Известно, что на момент съемок Павел Борисович был инвалидом — из-за ампутации пальцев ног он ходил с тростью. Между тем в кадре актер появляется без нее. Отказался Павел Луспекаев и от дублера и все трюки выполнял сам, кроме одного, когда в сцене драки на баркасе надо было бить басмача ногами. Кстати, рана на лице Верещагина — не грим, а самая настоящая: накануне он подрался с аборигенами в местном ресторане.
В результате роль таможенника, изначально второстепенная, вышла на главный план, а песня "Ваше благородие" стала народной. Сочинил ее Исаак Шварц специально для фильма и конкретно для Луспекаева. Это было попадание в яблочко. "Ваше благородие" является одной из самых популярных песен советского кинематографа. Образ неподкупного и благородного таможенника Верещагина, воплощенный Луспекаевым на экране, стал символом таможенной службы — в городах России и Украины в отделениях таможни стоят его скульптуры. Для Павла Луспекаева эта роль стала последней — вскоре после выхода картины он скончался.
Фильм по праву стал культовым в СССР, в первый год проката его посмотрели 50 миллионов зрителей. Над секретом его популярности до сих пор ломают головы критики, киноведы и простые любители кино. Что это: сюжет, герои или дух приключенческого кино? На самом деле, все гораздо глубже — режиссеру удалось непостижимым образом показать в героях фильма не только отдельные, яркие личности, но и выразить через них любовь к родной земле, показать драму страны, пережившей Гражданскую войну. Зрители находят что-то родное и близкое и в красноармейце Сухове, пишущем трогательные письма «драгоценной Катерине Матвеевне», и в простаке Петрухе с его юношеской любовью к Гюльчатай, и даже в суровом и коварном Абдулле, не пожелавшем жить по советским законам.
И, разумеется, картина обрела всенародную любовь благодаря тому, что мгновенно разлетелась на цитаты. Их в фильме огромное количество, ими говорят практически все персонажи — от Сухова до бандитов. «Таможня дает добро», «Восток — дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико!», «Стреляли!» — не это ли свидетельство подлинной любви зрителей?
А ведь с прокатом у фильма были серьезные проблемы, которые решились лишь благодаря товарищу Брежневу. Он посмотрел «Белое солнце пустыни» на даче (была такая практика у правительственных бонз того времени) и «дал добро». Есть еще одна замечательная история, связанная с лентой, — кино настолько полюбилось советским космонавтам, что они стали смотреть «Белое солнце пустыни» перед каждым полетом в космос. Эта добрая традиция сохранилась до сих пор.
В 1970 году фильм был выдвинут на соискание Государственной премии СССР, однако не получил ее. И лишь в 1998 году «Белое солнце пустыни» удостоилось Государственной премии, но уже — России.
Владимир Мотыль умер в 2010 году, оставив после себя более десяти полнометражных художественных картин, но «Белое солнце пустыни» стал его самым популярным и народным фильмом. 50 лет — много это или мало для киноленты? На этот вопрос еще предстоит ответить зрителям будущего, но те ценности, которые заложены в ней — любовь к Родине, крепкая дружба, верность слову и долгу — будут актуальны во все времена....подробнее
23.11.2017
Прощай, Петруха
Грустную новость для поклонников отечественного кинематографа принесло издание «Комсомольская правда». В Санкт-Петербурге на 68-м году жизни скончался актер Николай Годовиков, подаривший зрителям образ красноармейца Петрухи в культовой ленте «Белое солнце пустыни».
Николай Львович Годовиков родился 6 мая 1950 года в Ленинграде. В 16-летнем возрасте Николай вместе с приятелями по физико-математическому техникуму отправился на пробы в картину «Республика ШКИД». Юноша произвел такое впечатление на создателей фильма, что те решили доверить ему сразу несколько эпизодических ролей. В 1967 году Годовиков снялся в военной трагикомедии Владимира Мотыля «Женя, Женечка и "Катюша"», после чего устроился работать слесарем на завод. Два года спустя судьба подарила молодому человеку шанс вернуться в актерскую профессию, когда Мотыль предложил ему роль в своем новом проекте.
«Белое солнце пустыни» стало хитом проката и стремительно разлетелось на цитаты, а сам Годовиков начал считаться восходящей звездой советского кино.
Однако затем Николай неожиданно пропал с экранов. Зрители даже не догадывались, что Годовиков ступил на криминальную стезю. Еще на съемках «Белого солнца пустыни» актера заподозрили в краже съемочного оборудования, а затем он и вовсе угодил за решетку по статье «тунеядство».
Долгожданные перемены в судьбе Годовикова наступили лишь на стыке тысячелетий, когда он окончательно покончил с преступной жизнью, начал работать в театре и стал получать небольшие роли в телесериалах.
Редакция LostFilm.INFO выражает искренние соболезнования родным и близким Николая Львовича Годовикова....подробнее