Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
07.01.2012 19:56

Расслабься и получай удовольствие: рецензия на фильм «Далеко по соседству»

Не стоит ждать от фильма «Далеко по соседству» оригинальных сюжетных коллизий, рвущих душу драм и ядерного катарсиса. Это кино просто делает приятно, расслабляет и дарит покой, как легкий сеанс массажа или горячая ванна с ароматической бомбочкой. Позволяет ненадолго забыть о не выплаченной вовремя зарплате, не утепленных на зиму окнах и не долеченных с позапрошлой зимы болячках.

Эта обволакивающая картина отдаляет мерзкое и выдвигает на первый план чудесное, дает повод поностальгировать в хорошем смысле этого слова, ни за что себя не коря и все себе самому прощая. Конечно, упиваться прошлым можно и без участия кинематографа, в одиночку за коктейлем «Кровь тигра», но в этом случае мысль непременно заблудится в лабиринтах памяти и в конечном итоге безжалостно вышвырнет тебя в реальность.

Еще не слишком старый, но как бомба без запала, колоритный, но печальный, автор комиксов Тома Вернье (Паскаль Греггори) по рассеянности сел не в тот поезд и случайно приехал в город своего детства. Коротая время до нужного паровоза, он отправился на могилу мамы, где подвергся воздействию «эффекта бабочки» — засмотревшись на какую-то капустницу, Тома отключился, и пришел в себя уже четырнадцатилетним, в дурацких джинсах, в шестидесятых годах.

И что делать? В полной уверенности, что это сон, Тома четырнадцатилетний (Лео Легран) сел на старый велосипед и приехал домой, смотреть очумелыми глазами на живую молодую маму (Александра Мария Лара), милашку сестру (Лаура Муазон) и молчуна-отца (Джонатан Цассаи). А про своего отца Тома достоверно знает вот что — в свой день рождения папа выйдет за хлебом, чтобы никогда не вернуться. Естественно, молодой снаружи, опытный внутри, Тома пытается предотвратить эту трагедию, параллельно силясь «разгадать» обоих родителей, залезть им в души. Благо теперь, взрослыми глазами, он видит то, чего никак не мог заметить в свои те, первые четырнадцать.


Кому-то эта история покажется скучной — что, мол, мне за дело до душевных терзаний какого-то французишки? Но это как с лежащим на поверхности, вязким Прустом и его потерянным временем: когда мысль при чтении попадает в ловушку слова, в данном случае — при просмотре, в ловушку кадра, цепляется за некую пространственно-временную метку, — и пошла гулять. Вспомнишь все: взгляд собственного надорванного жизнью отца, теплую руку сестренки, свою первую собаку-улыбаку и милую челку девчонки, в которую был влюблен и думал, что навсегда.

Удивительно, но это мармеладное настроение фильму придает и тот факт, что здесь нет ни одного неприятного лица: мальчик Тома ясноглаз и светел физией, его мама с иголочки одета (даже дома!) и гладко причесана, папа элегантен и задумчив, а сестра так просто ангелочек. Тома взрослый напоминает породистого пса — ухожен, подстрижен, воспитан. И конечно, первая любовь Вернье-подростка, с этой своей густой челкой на глаза, дурацкими хвостиками и ужимками взрослеющей мадемуазельки — этакая Алиса Селезнева на французский манер.

Теперь поместите всю эту компанию в антураж 60-х годов: пастельные тона одежды, автомобилей, интерьеров, черные круги грампластинок, оранжевый лимонад в пузатых бутылочках, и так ненавязчиво, почти незаметно, за кадром играет Air. Ласковый и нежный фильм получился.

А теперь серьезно. По хорошему, подросток Тома первым делом должен был дать папе в рожу, а потом уже разбираться, куда он там собрался и зачем. Ладно, жена тебе опостылела, но детям-то можно хотя бы открыточку послать. Или леденцов мятных. А в рожу надо было дать, конечно, за маму, которую приручил, прибрал-обогрел после смерти друга, а отвечать не сумел.

Но режиссер Сэм Гарбарски деликатно оставил драму вне. И, честно говоря, под конец фильма как-то становится неважно, получится у Тома остановить отца или нет. Потому что чувство глубоко удовлетворения уже снизошло на зрителя, подкралось на мягких лапах, укутало, убаюкало. И спасибо, и бог с ним, с этим папашей и его компульсивным поступком.

Удачно дополняет настроение покоя повторяющийся прием с затемнением кадра: будто смотришь фильм, сонно моргая, и вынужденная пауза — 2 секунды черноты экрана — превращается в своеобразный психологический привал. Выдохнуть, переварить, и снова — нежиться и наслаждаться. Такое вот спа-кино.
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
199
Луна 2112
Moon (7.90)
200
Трудности перевода
Lost in Translation (7.90)
201
История игрушек 4
Toy Story 4 (7.90)
202
Заложница
Taken (7.90)
203
Инопланетянин
E.T.: The Extra-Terrestrial (7.90)
204
Гангстер
American Gangster (7.90)
205
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
206
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
207
Клерки
Clerks. (7.90)
208
127 часов
127 Hours (7.90)
весь топ