Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
30.06.2011 14:30

ММКФ: Рецензия на документальный фильм «Арбор»

Английский драматург Андреа Данбар прожила 29 лет, написала не много пьес. Улица Арбор, расположенная в городе Брэдфорд на севере Англии, стала не только её домом, но и местом действия произведений: «Арбор», «Рита, Сью, а также Боб!» В этом фильме документалистика сливается с игровым кино, подобно тому, как пьесы Данбар сливались с её жизнью.

История короткой жизни драматурга, история её семьи — троих детей, рожденных от трех разных отцов, — уже это звучит трагично, не правда ли? Так о чем же фильм? На первый взгляд, о творчестве Данбар, о её мире, пьесах… Лиза, Эндрю, Лорэйн Данбар (дети, уже ставшие взрослыми) ставят короткие сценки из её пьес прямо на улице, вызывая интерес окружающей публики. Но, чем дальше камера оператора проникает в глубь фильма, тем больше становится ясно, что на творческих «деяниях» и личной драме Данбар дело не остановится. Постепенно главной героиней становится не сама драматург, а… Лорейн Данбар. Девушка пакистанской национальности, «родившаяся от азиата» и выросшая в самом расистском районе Брэдфорда, открывает зрителю всю историю своей жизни. Всё, происходящее с Лорейн, едва ли соизмеримо с сюжетом пьес А. Данбар; трагедия, «разыгранная» «на подмостках»: улицах Арбора, в тюрьме, в пивных кабаках…

Камера неотрывно следит за Лорейн, не оставляя без внимания и других членов этой семьи: сына Эндрю, дочь Лизу (которую также вначале можно было принять за главную героиню) и приемных родителей Лорейн. С точки зрения эстетики документального кинематографа в этом фильме преобладает дух театра, небольшие художественные постановки только подчеркивают это ощущение. В первой половине картины, когда «доминантом» является сама Донбар, такая «театрализованность» кажется излишней, портрет героя создается не столько из рассказов родственников, свидетелей, сколько из разыгранных эпизодов из пьес. Но в случае с Лорейн авторы резко меняют структуру повествования. На одном дыхании мы следим за её историей, сопереживаем ей. Авторам фильма удалось практически без пафоса представить зрителю портрет Лорейн, сопоставить это с жизнью горе-матери. Эндрю, Лиза, двоюродная сестра Данбар не могут простить Лорейн слова, в которых она намекает на вину матери в её несчастьях. Правы они или нет? Ответ вынесен на суд зрителю. В фильме нет осуждения, ни один человек не представлен как негодяй, опустившийся на «самое дно». Напротив, фильм полон сострадания к героям.

Символичность, контакт с героями — пожалуй, главные достоинства картины. Продолжение интересной и волнующей темы судьбы одного человека и его семьи (начатой в «Положении среди звезд» и «Марафонце», уже увиденных нами на фестивале в Москве). Трагедия одной семьи. Жизнь — это театр. Иногда в этих словах приходится убеждаться. Андреа Данбар — автор «жизни-пьесы». А Эндрю, Лиза и Лорейн — актеры, у каждого из которых своя, очень нелегкая роль.

Владислав Артамонов
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
200
Трудности перевода
Lost in Translation (7.90)
201
История игрушек 4
Toy Story 4 (7.90)
202
Заложница
Taken (7.90)
203
Инопланетянин
E.T.: The Extra-Terrestrial (7.90)
204
Гангстер
American Gangster (7.90)
205
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
206
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
207
Клерки
Clerks. (7.90)
208
127 часов
127 Hours (7.90)
209
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
весь топ