«Я никогда не хотел бы почувствовать, что достиг своей цели. Это как у китайских фермеров. Они никогда не признают, что это был хороший сезон. Они чувствуют, что если признают это, будут наказаны» (Хит Леджер).
Модель поведения Бога на земле всем давно известна. Его интересуют молодые, талантливые и красивые. Их он предпочитает забирать к себе в расцвете. И мы ничего не можем сделать с этим. Все, что нам остается — шок. Вроде того, который мы испытали 22 января 2008-го, когда в возрасте 28 лет умер Хит Леджер.
«Я никогда не хотел бы почувствовать, что достиг своей цели. Это как у китайских фермеров. Они никогда не признают, что это был хороший сезон. Они чувствуют, что если признают это, будут наказаны» (Хит Леджер).
Модель поведения Бога на земле всем давно известна. Его интересуют молодые, талантливые и красивые. Их он предпочитает забирать к себе в расцвете. И мы ничего не можем сделать с этим. Все, что нам остается — шок. Вроде того, который мы испытали 22 января 2008-го, когда в возрасте 28 лет умер Хит Леджер.
В истории Американской киноакадемии только два актера не дожили до «Оскара», где должны были получить свою награду. И по совпадению они оба оказались австралийцами — Питер Финч и Хит Леджер.
Хит родился на западном побережье Австралии, в Перте, в одной из самых влиятельных семей города. Существует клише, что все австралийцы — потомки каторжников. Но не в случае семьи Леджера. Его мама происходила из старинного шотландского рода, а в семье отца было несколько британских государственных деятелей. Мама решила назвать двух своих старших детей в честь главных героев знаменитого классического романа Эмили Бронте«Грозовой перевал» — Хитклиффа и Кэтрин. Хитклифф — одна из самых трагических фигур мировой литературы и не самое счастливое имя для мужчины.
За все 28 лет жизни у Хита не было больших проблем. Родители развелись, но сохранили хорошие отношения. Когда мальчику было 10 лет, его старшая сестра увидела в нем то, что мы называем «искра божья» — актерский талант. Он начал участвовать в школьных театральных постановках, и в 16 решил не продолжать обучение в колледже, а всерьез заняться актерской карьерой.
Все складывалось вполне удачно. В Австралии Хит получал роли в театре, на телевидении и в кино.
А в 1999 году 19-летнего Леджера пригласили в Голливуд. Это была молодежная мелодрама «10 причин моей ненависти», современная адаптация комедии Шекспира«Укрощение строптивой».
«10 причин моей ненависти»
Главные герои — два парня (Хит и Джозеф Гордон-Левитт) и две девушки (Джулия Стайлз и Лариса Олейник). Но после фильма звездой и любимцем публики в тот раз стал только Хит. Голливуд сразу его заметил.
Скорее всего, это случилось не из-за романтических эпизодов. Ключевой оказалась сцена на стадионе, когда Хит бегает по трибунам, танцует и поет «Can't Take My Eyes Off You». В нем была легкость, пластика и необыкновенный шарм. И позднее он всегда прекрасно танцевал, если это требовалось для роли. Даже у Джокера был какой-то особенный танец.
И Хит сразу получил приглашение в свой первый блокбастер — костюмную историческую драму Роланда Эммериха «Патриот». Роль не требовала ничего экстраординарного, потому что звездой фильма был Мел Гибсон, а Хиту надо было просто сыграть его красивого сына. Но «Патриот» оказался заметным проектом и получил три номинации на «Оскар».
А Хит отправился играть свою вторую главную роль — в приключенческом историческом фильме «История рыцаря», который тем и запомнился, что там блистал еще совсем молодой и светловолосый Леджер.
Но в том же 2001 году он появился в небольшой, но ключевой роли в драме Марка Форстера «Бал монстров». Вот это уже было серьезное испытание. Рядом показывал класс Билли Боб Торнтон в роли его отца (на «отцов»Хиту везло), полицейского палача, вершащего смертную казнь.
Такова была семейная традиция — дед, отец, и теперь надо было приучать к «ремеслу» и сына. Но сын, роль которого прекрасно сыграл Хит, не выдерживает, и, будучи не в силах бороться с издержками профессии и тиранией отца, кончает жизнь самоубийством.
Через год Хит опять появился в исторической костюмной драме — ленте «Четыре пера», второй адаптации романа А. Е. У. Мэйсона, признанной критиками неудачной. В любом случае, это было не по вине Леджера. Он очень хорошо представил историю молодого офицера, отказавшегося воевать в непонятной для него войне и ставшего предателем в глазах самых близких ему людей — друзей, невесты и отца. Актеру удалось избежать пафоса, почти неизбежного в таких ролях.
«Четыре пера»
В 2003 году Хит поехал домой, в Австралию, сниматься в приключенческом байопике «Банда Келли». Режиссеры обоих континентов оценили его способность органично смотреться в костюмах любой эпохи. Нед Келли — реальное историческое лицо, грабитель и предводитель знаменитой банды XIX века. Хит легко справился с этой ролью и получил много наград в Австралии.
На съемках он познакомился с актрисой Наоми Уоттс. Она была немного старше, но ее карьера тоже еще только начиналась. Это были первые длительные отношения в жизни Хита. Он и Наоми превратились в любимцев таблоидов — эффектная австралийская пара.
В 2005 году Хит снялся сразу в нескольких фильмах. Продюсерский проект Дэвида Финчера, драма о первых калифорнийских скейтбордистах «Короли Догтауна», получила очень хорошие отзывы критиков, и особенно они касались игры Леджера.
Тогда же он попал в поле зрения одного из самых сложно устроенных режиссеров современного кино — Терри Гилльяма. Гилльям запускал своих «Братьев Гримм», очень и очень вольную интерпретацию жизни двух немецких собирателей сказок. В начале съемок Мэтт и Хит поменялись ролями, спутав планы режиссера. Роль Вильгельма Гримма взял Мэтт Дэймон, а Леджер захотел сыграть Якоба. Фильм получился очень красивым, очень дорогим и немного скучным, хотя игра Хита Леджера произвела на критику хорошее впечатление.
«Братья Гримм»
На ту критику, которой тогда было дело до «Братьев Гримм».
Дело в том, что в 2005 году на экраны вышла знаменитая провокационная драма Энга Ли «Горбатая гора». Кому-то доказывать, что «Горбатая гора» — фильм не о геях, а о любви, не имеет смысла. Умеющий видеть да увидит.
Само собой, в глазах альтернативно одаренной части зрителей Леджер и Джейк Джилленхол сразу стали гомосексуалистами. Не все в состоянии отличить происходящее на экране от реальности и не отождествлять экранные образы актеров с их реальной жизнью. Но, возможно, парни сами виноваты — гениально сыграли историю любви.
Фильм удостоился восьми номинаций на «Оскар» и стал «Лучшим фильмом года». Леджер получил свои первые номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус». Но в том, 2006 году, другой актер был впервые номинирован на эти премии и выиграл их. Это был хороший друг Хита — Филип Сеймур Хоффман.
«Горбатая гора»
В 2005 году Леджер снялся еще в одном фильме, опять нарядившись в костюм XVIII века. И сыграл не просто исторического персонажа. Он сыграл самого Казанову в одноименной мелодрамеЛассе Халльстрема. Его абсолютно гетеросексуальный и невероятно очаровательный Казанова отличался от своих экранных предшественников. Он был не столько ловелас, сколько мальчишка, которому просто нравилось выигрывать в таких сложных и тонких играх, как флирт и соблазнение. И который легко отказался от своего «брендового» имени, когда встретил настоящую любовь.
«Казанова»
На съемках «Горбатой горы»Леджер познакомился с молодой, но уже известной по сериалам, необыкновенно талантливой актрисой Мишель Уильямс. Через год случилось, по словам актера, самое счастливое событие в его жизни — родилась дочь Матильда. «Все, что я теперь делаю, я делаю для нее и ради нее»...
Но если роль отца у него получилась хорошо, то для семейной жизни Хит оказался еще не готов, и через год они с Мишель расстались. Расстались друзьями — им надо было вместе растить дочь.
Главная роль в австралийской мелодраме 2006 года «Кэнди» и небольшая роль в очень интересном проекте Тодда Хейнса «Меня там нет» были, наверно, лишь разогревом перед самой значительной работой Хита. Хейнс снял сложный фильм, «разделив» образ культового певца, поэта и композитора Боба Дилана на семь разных человек. Одного из них и сыграл Леджер.
Но как писал Михаил Булгаков, «Аннушка уже разлила масло»...
Кристофер Нолан начинал съемки грандиозного блокбастера «Темный рыцарь», второго фильма своей культовой франшизы. Хиту Леджеру досталась роль Джокера. Крики фанатов сотрясли виртуальное пространство. «Нельзя было брать парня из "Горбатой горы" на роль, которую исполнил сам Джек Николсон!». Это сильно окультуренный вариант того, что узнал о себе Леджер после объявления о кастинге.
Джокер, «Темный рыцарь»
Но прошло несколько месяцев, и со съемок «Темного рыцаря» стали доходить странные слухи. Одним из первых высказался великий британский актер Майкл Кейн: «То, что делает на съемочной площадке Леджер, кажется невероятным. Мы просто все стоим и смотрим на него». Согласно легенде, Джек Николсон, услышав все эти разговоры, попросил оценить отснятый материал и во время просмотра закричал: «Эй, парень, остановись!».
Парень не остановился. Вряд ли Хит осознавал, что эта его роль станет классикой мирового кино. Вряд ли он задумывался над тем, что перешел грань от мастерства к гениальности.
Через пару лет его Джокер займет третье место в списке «100 величайших Киногероев» по версии журнала Empire.
А Хит торопился закончить съемки в «Темном рыцаре». Его ждал в Лондоне Терри Гилльям, который специально для этого актера написал сценарий мистической фэнтези-драмы «Воображариум доктора Парнаса».
«Воображариум доктора Парнаса»
Оба фильма вышли на экраны потом. И если в «Темном рыцаре» мы увидели нечто по-настоящему гениальное, такое, что редко увидишь у актеров его возраста, то в «Воображариуме доктора Парнаса» было видно, как невероятно он устал. В большей части отснятого материала Хит играет сидя. И при этом он кажется поистине органичным. Гилльям потом сильно сожалел, что не дал актеру отдохнуть пару месяцев...
То, что случилось в финале этой очень короткой жизни, было цепью случайностей.
Хит был не из тех людей, кто отказывается от работы просто из-за усталости. Он относился довольно безалаберно ко многим вещам, но не к работе. Но усталость усиливалась и привела к хронической бессоннице, которой он страдал и раньше. Ослабленный организм стал терять иммунитет. Потом Леджер сильно простудился. По словам Кристофера Пламмера, вся съемочная группа в Лондоне боялась, что у него воспаление легких.
В январе состояние актера ухудшилось, и Гилльям отпустил его домой, в Нью-Йорк, к дочери, немного отдохнуть. Утром 22 января 2008 года его нашли мертвым в квартире на Манхэттене, которую он арендовал.
И здесь мы должны прояснить один момент. Чтобы не было того deja vu, которое сейчас мелькает в некоторых изданиях. Хит Леджер никогда не был ни наркоманом, ни алкоголиком. Так же, как после «Горбатой горы» тупая толпа сделала из него гомосексуалиста, та же толпа назвала его после смерти наркоманом.
В тот вечер, перед своей смертью, Хит принял две разные таблетки снотворного от хронической бессонницы, чтобы наконец выспаться. Два препарата оказались несовместимы друг с другом и спровоцировали сердечный приступ. Два разных врача, один в Лондоне и другой в Нью-Йорке, выписали взаимоисключающие лекарства.
Ему было 28 лет, он даже не успел написать завещание для дочери. Он собирался попробовать снять свой первый полнометражный фильм в качестве режиссера (клипы и короткометражки он уже снимал). У него были большие планы. Хотя, как Леджер сам не раз говорил, он никогда не строит планы, он живет сегодняшним днем. Но он имел в виду другое — не планирует великих свершений. Несмотря на мужественную внешность, Хит был немного Питером Пэном — ему не нравилось быть взрослым, серьезным и пафосным.
И он не стал взрослым. Остался навсегда 28-летним. Но когда смотришь на Джокера, который кажется очень старым, очень мудрым, безумным и страшным, в это с трудом верится. А ведь это и есть талант — сыграть кого-то, настолько отличного от себя. И в профессиональном плане Леджер успел сделать очень много за такое короткое время.
Тело Хита Леджера отвезли домой, в Перт, чтобы похоронить на семейном кладбище и попрощаться с ним по австралийским традициям — у Индийского океана.
В декабре 2008 года Хита выдвинули за роль Джокера на «Золотой глобус» (в номинации «Лучшая роль второго плана»). Его награду получал Кристофер Нолан. 22 января 2009 года, в первую годовщину его смерти, актера второй раз выдвинули на «Оскар». Статуэтку получали отец, мать и сестра.
Терри Гилльям не хотел заканчивать «Воображариум доктора Парнаса» без Хита, но через год его уговорили продюсеры.
«Память так коварна. Сначала она преподносит вам букет удовольствий. Трогательные родные запахи детства, волшебное сияние юности — всю эту мишуру… А потом она ведет вас туда, куда вам совсем не хочется возвращаться… Туда, где холодно и темно, где в тумане бродят расплывчатые тени, которые, как вы надеялись, уже никогда не вернутся. Но можем ли мы жить без этого? В конце концов, память — основа разума»
Не хочется говорить никаких патетических слов. Да, его смерть пробила брешь в том поколении голливудских актеров. Пока мы не увидели никого, равного его таланту по мощности и силе. Но, на самом деле, главное в этой истории вот что — где-то в Бруклине растет маленькая девочка, которая узнает своего отца только по фильмам. Но ей будет чем гордиться....подробнее