В рамках 34-ого Московского Международного кинофестиваля 22 июня стартовала ретроспектива «10 из 10» или «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию». Ведущие российские кинокритики выбрали по одному, на их взгляд, лучшему фильму из каждого десятилетия истории немецкого кинематографа и составили из них программу.
Ретроспектива открылась первым звуковым фильмом Фрица Ланга «М» 1931 года. Картину представил кинокритик Антон Долин, который обосновал свой выбор тем, что сюжет ленты актуален и сегодня. По его мнению, город у Фрица Ланга обезличен, что позволяет без труда перенести события в любую эпоху и место. Например, в современные московские реалии. А взаимоотношения индивида и толпы – вечная тема, во все времена вызывающая интерес у зрителя.
История, показанная в фильме «М», рассказывает о маньяке – детоубийце, внезапно появившемся в городе. Дети пропадают один за другим, а полиция никак не может вычислить душегуба. Жители сами готовы поймать маньяка и объявляют на него охоту. Город охватывает состояние массовой истерии: люди видят преступника буквально в каждом прохожем. Однако, в конце концов, толпа ловит маньяка, и он вынужден предстать перед судом.
Человек в фильме «М» - жертва общественного мнения, агрессии. Он не может противостоять толпе. Основная идея – любой индивид может внезапно оказаться вне социума. Остается лишь гадать, кто же станет следующим изгоем и обернет против себя гнев толпы. В фильме есть показательный эпизод, где жители города, которые до того, как нашелся убийца, снимались сзади, вдруг поворачиваются к камере. И зритель чувствует, как десятки глаз смотрят на него и будто готовы растерзать в любое мгновение. А значит, действительно каждый человек может оказаться на месте такого маньяка, которого выслеживает весь город. При этом главный героем является сам народ, ведь только от его решений и действий в фильме зависит судьба убийцы и ход суда.
Любопытно, что зритель так же, как и толпа, в начале ленты не знает, кто же маньяк. Так как в первых кадрах появления героя мы видим лишь его тень, где единственная отличительная черта – широкополая шляпа. К слову, каждый второй житель города носит подобную шляпу. Именно поэтому подозрение падает на многих. Лишь позже зритель видит лицо убийцы Ганса Бекерта с округлившимися и бегающими от испуга глазами. Герой вызывает жалость, но толпа неумолима. Она судит Бекерта за все его деяния по справедливости.
Антон Долин пишет, что работа со звуком в «М» состоит из приемов, которые вскоре станут каноническими. Звуковая характеристика персонажа, чьего лица мы еще не видим или свист, по которому торговец шариками опознает убийцу – прокладывают начало новому зрительскому восприятию и уже используются в качестве приемов, которые влияют на сюжетную линию фильма и при этом держат смотрящего в большем напряжении (в отличии от немого кино). А значит, стремясь воссоздать драматическую атмосферу города и истерию его жителей, Фриц Ланг сделал не только динамичный, местами рваный монтаж, но и дополнил общую картину, сложившегося в фильме мира, звуковыми эффектами, которые сделали образы выразительнее и таинственнее.