Гела Баблуани переснял собственный фильм. Необычный ход, то бишь - само-римейк, в целом удался молодому грузино-французскому режиссеру. После оригинального, максимально офранцуженного "13" тот же самый сюжет реализован с англо-американскими актерами (плюс швед Скарсгаард). Простейшая идея, к тому же не новая, хоть и в оригинальной интерпретации, в результате обработки "по-баблуаньевски" привела к появлению острого и напряженного действа, не отпускающего внимание зрителя ни на минуту - вплоть до самых финальных титров.
Подбор актеров - весьма удачный , разве что 50Cent вызывает легкое недоумение - это единственный персонаж, без которого вполне можно было обойтись. В остальном же - достаточно серьезные товарищи, как то Джейсон Стетем, Микки Рурк, Рей Уинстон, Майкл Шеннон и Сэм Райли. С ходу и не скажешь, кто играет главного героя! И кто вообще он, этот главный герой? Молодой безвестный электрик (Райли), решивший выдать себя за другого, дабы раздобыть денег для родн...
...ых и умирающего отца? Или, может быть, уголовник, которого насильно забирают из тюрьмы (Рурк) для участия в смертельной игре? Или разъезжающий на Шевроле Корвет авантюрист (Стетем), поставивший на кон жизнь родного брата? Абсолютно безумного героя создал и Майкл Шеннон - харАктерного с выразительной мимикой и жестикуляцией Мистера Церемониймейстера, единственным реквизитом которого является табурет, стоя на котором он ведёт игру. Средней руки гангстер и местами даже его подручный нет-нет, да и выходят на первый план. Тягучее поначалу действие картины создаёт атмосферу ожидания чего-то не до конца понятного, но однозначно экстремально серьезного, страшного. И оно, это самое серьезное и страшное, происходит.
Вереница людей, выстроившихся в круг друг за дружкой и нацелившихся револьверами в затылок впереди стоящего - это ли не ужас? Нет, это не ужас. Ужас будет, когда вспыхнет разрисованная пауками лампа под потолком, что является сигналом к спуску курков. Ужас будет, когда в перерывах между раундами этого ненормального, противоестественного состязания заработает, раскрутившись на полную силу, тотализатор, ставками в котором являются жизни игроков. Простые, неяркие детали у Баблуани становятся значимыми и весомыми. Конверт с логотипом паука. Кусочек корка с номером. Черные футболки участников игры с белыми номерами на спинах. И, разумеется, Лампа, зажигающаяся раз за разом. Обыденность происходящего подчеркивается комнатой, беспорядочно заваленной трупами в белых покойницких мешках. Кассовый зал с десятком кассиров, принимающих ставки и выдающих выигрыши, создаёт обманчивое впечатление некой системности, упорядоченности - будто бы так и надо, будто бы происходящее имеет место быть каждую субботу, например.
В финале картины, чудом выпутавшись из безумной передряги, наш Электрик-из-глубинки в пустой электричке настолько же нелепо, насколько и естественно, оказывается расстрелянным в упор, что напрочь перечеркивает все мыслимые "правильные" или "неправильные" выводы, к которым пришел зритель. За кадром намеренно остались распорядители игры, боссы мафии, денежные мешки и другие второстепенные лица, вроде полицейских или героя Рурка, также пережившего нечеловеческую игру. Так же намеренно режиссер "губит" Электрика-Райли, заставляя зрителя задаться массой вопросов. Вопросы, надо сказать, малоприятные и неудобные...
Возрастной ценз ограничен 16-ю годами. С этим можно поспорить - некоторым людям "за тридцать" и "за сорок" явно было не по себе при просмотре фильма. Далеко не каждый взрослый киноман сможет досидеть до конца картины. Но фильм того стОит. Жутко экранизировано, очень мощно и живо, несмотря на обилие мертвецов. Сильное кино. Заснуть под него совершенно точно не удастся, а уж реплики вроде "Крутите барабаны!" и "Глаза - на лампу!" - гарантированно заставят вздрагивать каждый раз. Хотя они и повторяются, но привыкнуть к ним не удается.
скрыть