Этим летом исполнилось 30 лет пародийной ленте «Горячие головы». Комедия Джима Абрахамса получила отличные отзывы в прессе и вошла в десятку самых кассовых фильмов 1991 года, заработав $181 млн при $26-миллионном бюджете. Актер Чарли Шин вспомнил молодость и рассказал о создании этой легендарной картины.
В середине 80-х Шин выдал серию сильных драматических образов, но к стыку десятилетий его дела пошли не слишком удачно. «В 1990 году на экраны вышли "Мужчины за работой", "Морские котики" и "Новобранец", но ни одна из этих картин не произвела фурора в бокс-офисе, — вспоминает Чарли. — Я не знал, куда движется моя карьера. В итоге я провел почти год в бесконечных загулах и вечеринках. Спустя неделю после выхода из реабилитационного центра мне прислали сценарий "Горячих голов". Я прочитал текст и остался в восторге от этой истории».
Считать, что главный мировой кинофестиваль собирает под своими знаменами сплошь жемчужины, — типичная ошибка новичка. Канны — не только праздник независимого кино, на котором оно расправляет плечи и говорит, как нигде, громко, но еще и площадка для продвижения национального продукта. Да, есть у благородного фестиваля и такая вот прагматичная функция. Многие французские, и не только, фильмы здесь по квоте, а потому не дотягивают до уровня картины-участника Основного конкурса. И все же есть и среди проектов, выбранных по очевидно политическим причинам, свои скрытые бриллианты. Такой стала драма Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне». Несмотря на бросающуюся в глаза феминистическую подоплеку, картина является чуть ли не самым цельным высказыванием по теме «Женщина имеет право».
В Италии завершил свою работу 72-й Венецианский кинофестиваль, главой жюри которого выступил оскароносный режиссер Альфонсо Куарон («Гравитация»).
Ежегодный праздник кино открылся 2 сентября премьерой приключенческой ленты «Эверест» Бальтазара Кормакура, а в последний день работы фестиваля на суд зрителей была представлена драма Ху Гуаня «Мистер Шесть». В борьбу за главную награду знаменитого европейского киносмотра в этом году вступил двадцать один фильм.
Этим летом исполнилось 30 лет пародийной ленте «Горячие головы». Комедия Джима Абрахамса получила отличные отзывы в прессе и вошла в десятку самых кассовых фильмов 1991 года, заработав $181 млн при $26-миллионном бюджете. Актер Чарли Шин вспомнил молодость и рассказал о создании этой легендарной картины.
В середине 80-х Шин выдал серию сильных драматических образов, но к стыку десятилетий его дела пошли не слишком удачно. «В 1990 году на экраны вышли "Мужчины за работой", "Морские котики" и "Новобранец", но ни одна из этих картин не произвела фурора в бокс-офисе, — вспоминает Чарли. — Я не знал, куда движется моя карьера. В итоге я провел почти год в бесконечных загулах и вечеринках. Спустя неделю после выхода из реабилитационного центра мне прислали сценарий "Горячих голов". Я прочитал текст и остался в восторге от этой истории».
Сюжет «Горячих голов» придумали Пэт Профт и Джим Абрахамс. Последний участвовал в создании культового «Аэроплана». Оказалось, что это один из любимейших фильмов Шина. «Однажды мы с моим братом Эмилио пошли на премьеру "Аэроплана", — сказал Чарли. — Эта комедия перевернула мою жизнь. Я впервые почувствовал, что есть режиссеры, которые по-настоящему понимают мой любимый тип юмора. Я обожаю пародии с раннего детства. Можно сказать, что данный стиль юмора вложен в мою ДНК».
«Думаю, именно поэтому у меня не было никаких вопросов и замечаний по сценарию "Горячих голов". Мне нравились абсолютно все шутки и гэги. Абрахамс пошел на риск, выбрав меня на главную роль. В 80-х за мной закрепился определенный образ, но мне хотелось попробовать что-то новое. Чтобы раскрыться в комедийном жанре, я украл главные трюки Лесли Нильсена [смеется]. Я просто обязан упомянуть это имя. Гений Нильсена заключался в том, что он сохранял спокойное и безучастное лицо даже тогда, когда на экране творилось полнейшее безумие. Мы использовали тот же подход. У нас были отличные и очень смешные диалоги. При этом мы всегда знали: если какая-то текстовая шутка не сработает, нас выручит то, что в этот момент в кадре происходит что-то еще. Обычно это было нечто невероятно веселое».
Одной из самых известных сцен кинокомедии стала пародия на эротическую драму «9 1/2 недель». «Честно говоря, я не видел оригинал, — признался Шин. — Я посмотрел его только через несколько лет после выхода нашей картины. Мы снимали до эры компьютерных трюков, поэтому выкручивались подручными средствами. Эксперты по визуальным эффектам создали для Валерии Голино фальшивый торс. Чтобы выстрелить оливкой, она прятала руку под этим устройством и нажимала на специальную кнопку, которая выпускала из пупка струю воздуха. Управлять таким механизмом ужасно сложно. У нас должны были уйти часы на то, чтобы Валерия выстрелила по нужной траектории и поймала оливку ртом. Удивительно, но она справилась со второго дубля. Вся съемочная группа наградила Голино аплодисментами».
Партнером Шина по фильму также стал Джон Крайер. Впоследствии они возглавили актерский состав сериала «Два с половиной человека». Как выяснилось, в 80-х у Чарли и Джона были весьма напряженные отношения. «Мы с Крайером несколько раз пересекались на кастингах, — вспоминает Шин. — Весь Голливуд ненавидел этого парня, потому что он выиграл роль в картине "Только большое чувство", куда пробовался едва ли ни каждый молодой актер 80-х. Я тоже ходил на те кинопробы, но проиграл Джону. В "Горячих головах" мы практически не пересекались, потому что его персонаж все время торчал в диспетчерской вышке. Кто мог подумать, что спустя много лет мы встретимся на съемках "Двух с половиной человек"?!».
«Мы живем во времена, когда миру не повредит немного смеха, — резюмировал актер. — Я горжусь "Горячими головами" и считаю, что мы оставили достойное комедийное наследие. Вспоминаю те времена, когда впервые увидел "Аэроплан". Надеюсь, современные зрители испытывают такие же теплые чувства во время просмотра "Горячих голов"».
Источник: Yahoo...подробнее
22.05.2019
Канны — 2019: портрет феминистки и просто Сакс
Красота в глазах художницы
Считать, что главный мировой кинофестиваль собирает под своими знаменами сплошь жемчужины, — типичная ошибка новичка. Канны — не только праздник независимого кино, на котором оно расправляет плечи и говорит, как нигде, громко, но еще и площадка для продвижения национального продукта. Да, есть у благородного фестиваля и такая вот прагматичная функция. Многие французские, и не только, фильмы здесь по квоте, а потому не дотягивают до уровня картины-участника Основного конкурса. И все же есть и среди проектов, выбранных по очевидно политическим причинам, свои скрытые бриллианты. Такой стала драма Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне». Несмотря на бросающуюся в глаза феминистическую подоплеку, картина является чуть ли не самым цельным высказыванием по теме «Женщина имеет право».
1770 год. На живописный остров среди отвесных скал и песчаных пляжей, омываемых неспокойным северным морем, прибывает молодая девушка (Валерия Голино). Художница, унаследовавшая дело отца, приехала сюда, дабы тайком написать портрет другой юной особы — Элоизы (Адель Энель). Последнюю насильно выдают замуж за знатного мужчину из Милана — Элоизе пришлось занять место погибшей при загадочных обстоятельствах сестры. Она, конечно, против брака с человеком, которого даже ни разу не видела, а потому саботирует и написание традиционного портрета. Художнице (ее имя в фильме не называется) придется наблюдать за девушкой украдкой, играя роль компаньонки, а по ночам выполнять заказ. Результат не нравится никому, но женщины успевают сблизиться, и Элоиза из любопытства и какого-то еще не ведомого ей чувства упрашивает мать оставить художницу на пять следующих дней. Та начинает новый портрет, уже с позирующей для нее Элоизой, пока не зная, как эта работа изменит жизни обеих.
Прежде всего, «Портрет молодой женщины в огне» — пока самая поэтичная и живописная картина Каннского кинофестиваля. Недаром же речь в ней идет о творце. Сюжет оригинально, как это нечасто получается, обыгрывает известный миф об Орфее и Эвридике, долгие прогулки героинь по краю обрыва с щекочущим «разбежавшись, прыгну со скалы» волнуют грациозной красотой, а жизненный уклад французской глубинки умиротворяет. Но не думайте засыпать: этот идиллический фон — обманка, хитрая уловка режиссера, раз за разом спрашивающей: «Вам действительно этого достаточно?».
У Селин есть героиня, которая в конце XVIII века пишет картины и даже имеет дерзость их выставлять (что за нонсенс!), и другая, решившаяся на кустарный аборот, не желая становиться человеческим инкубатором. И третья, рискнувшая открыться другой женщине и обретшая себя в ее объятиях и ее искусстве. Конечно, фильм Скьяммы кто-нибудь обязательно окрестит феминистическим и гомосексуальным манифестом. Такое право картина дает. Вот только будет обидно, если некоторые зрители из разряда обиженных и оскорбленных сделают из столь изящной драмы флаг, которым сейчас модно размахивать перед носом общественности. В конце концов, Скьямма никого не хочет провоцировать — она говорит о женских правах не с пошлостью и назойливостью современного #MeToo, а уверенно, как о чем-то само собой разумеющемся.
Вообще, в авторском кино явно наметился новый тренд — «человеку нужен человек». Эта простая формула любви несколько глубже поверхностного «смотри, девицы на экране целуются». И она так или иначе существует и в драме «Дылда», и в конкурсанте Каннского фестиваля 2014 года, «Кэрол», и в пока что лучшем фильме на эту тему, прекрасном и трогательном «Назови меня своим именем». Именно интимной искренности и легкости последнего не хватает «Портрету» Скьяммы. И все же ее героини, как и Элио с Оливером, тоже очаровательны в своем первом, робком и пока еще пугающем осознании того, что их тянет друг к другу. Так же, как и персонажи Луки Гуаданьино, они наслаждаются тем быстротечным временем, которое им отведено не только для переживания, возможно, единственного настоящего чувства в их жизни, но и для познания себя. «Портрет» Селин даже заканчивается тем же, что и «Назови меня своим именем» — долгим крупным планом плачущей от захлестнувших чувств Элоизы.
Не лишен фильм не свойственных изображаемому периоду юмора, свободы и дерзости. Героини Скьяммы в перерывах между написанием портрета посещают крестьянские гуляния, заигрывают друг с другом, пробуют наркотики и занимаются сексом. Впрочем, никакой сенсационности Скьямма из этого не делает, все предельно целомудренно и метафорично. Обнаженная натура здесь — лишь любование красотой девичьего тела, запретная связь — тихое бунтарство против системы.
Помимо прочего, «Портрет молодой женщины в огне» — еще и об отношениях творца со своим творением. О преобразующей силе произведения емко высказался Том Форд в триллере «Под покровом ночи»: у него одна и та же рукопись могла спасти и разгромить героев, их связь и жизни. У Скьяммы художница, неспроста не получившая конкретного имени, через свою работу реально создает новую жизнь. Не знавшая ни своих истинных желаний, ни близости, ни доверия другим людям Элоиза, которая даже всласть пробежаться на воле не могла, к концу фильма становится сильнее и свободнее. В финале вас ждет самая красивая сцена ленты — портрет повзрослевшей и уже замужней Элоизы с зашифрованным посланием для любимой.
Вуди Аллен без зубов
Еще одна драма произошла в эти дни на Каннском побережье с американским режиссером Айрой Саксом, чей фильм «Семейный отдых», вообще-то заявленный как комедия, оказался каким-то недоразумением. Режиссер нагнал в кадр звезд больших экранов, но, по устоявшейся на фестивале этого года традиции, капустник топовых актеров не спас положение.
Сюжет ленты крутится вокруг увядающей и смертельно больной, но сохранившей позитив и чувство юмора актрисы Франчески (ее играет растерянная от пустоты сюжета Изабель Юппер). Диве диагностировали рак, поэтому она не находит ничего лучше, чем привести в порядок свои дела. Фрэнки, как зовут ее друзья и родные, устраивает прощальный семейный отпуск в открыточного вида португальском городе Синтра. Стремясь напоследок устроить личную жизнь непутевого сына Пола (Жереми Ренье), познакомив его с красоткой-дизайнером Айлин (Мариса Томей), она случайно оказывает эту услугу своему мужу, будущему вдовцу (Брендан Глисон).
«Семейный отдых» — название российские локализаторы, конечно, снова переврали, но попали не в бровь, а в глаз: зрелище предстоит такое же унылое, как большинство подобных слетов. Причина проста — диалоги в картине будто писал несмешной стендапер, вдобавок ко всему отставший от своего поколения лет на сто. Нет, начинается все бодро, по залу даже прокатились смешки, а некоторые одобрительно шептали: «Это же юный и еще ядовитый Вуди Аллен». Но позвольте, героям Вуди даже в последних фильмах никто не выдергивал зубы и не надевал на коготки резиновые колпачки, чтобы не царапались.
А именно это и произошло со звездным составом «Семейного отдыха» спустя минут десять после вступительных титров. Начав как образцовое осиное гнездо, не первое в своем роде, но хотя бы забавное, семейство Фрэнки так же стремительно растеряло всю свою язвительность, самоиронию и даже уморительную желчь по отношению друг к другу. То никто друг друга не слышит, все суют нос в дела ближнего и не переваривают вторых половинок. То авторы об этом напрочь забывают, переключившись на тему «Образцовый клан на выгуле». То гоняют персонажей по кругу, как собак, преследующих собственный хвост.
Сценаристы, сам постановщик Айра Сакс и Майрицио Захариас, видимо, уперлись в стену и начали прожевывать семейные драмы и, что самое преступное, не закрывать ни один из неумело развязанных конфликтов. Впрочем, и конфликтами-то это не назовешь — здесь каждый герой сам в себе. Лучше всего со своей работой справился оператор португалец Руй Посес, показав свою родину так, что зрителю, которого нелегкая занесет на сеанс «Семейного отдыха», непременно захочется заказать туда авиабилеты. Но удивительные пейзажи здесь не дополняют картину, как в «Портрете», и не существуют на контрапункте с ней, как в «Скрытой жизни», а присутствуют лишь для услады глаз. Потому как с другой усладой — шикарной Изабель Юппер — Сакс решительно не знает как поступить.
Обидно, что актриса, даже здесь в редкие удачные моменты филигранно отыгравшая и комедию, и драму, большую часть времени прозябает ходячей функцией да невольно пожимает хрупкими плечами. Ближе к середине фильма даже появляется мысль: «Вот бы кто-нибудь уже умер что ли!». Может, это всколыхнуло бы даже не буксующий, а просто и не начавшийся сюжет. Но нет, Айра Сакс выбирает многозначительный, как ему кажется, уход всего семейства в закат, а зритель так и не понимает, зачем ему все это показали. После просмотра ленты даже не возникает гнева из-за потраченного времени или неуместности такого очевидно слабого фильма на фестивале. Единственное, что хочется сделать — позвонить родным и назначить семейный отдых где-нибудь в Португалии. Авось на деле он не окажется таким скучным.
Автор: Ксения Щербакова...подробнее