Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Мэгги Смит

Maggie Smith
Мэгги Смит
Профессии: Актриса, Играла себя
Пол: Женский
Брак: Роберт Стивенс (00.00.1967) (детей: 2), Биверли Кросс (00.00.1975)
Рост: 165
Родилась: 28 декабря 1934, Козерог (87 лет)
Последний фильм: 2022
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Мэгги Смит Фото Мэгги Смит Фото Мэгги Смит

Новости

29.04.2022 20:10

Десять лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса

Дэниэл Дэй-Льюис всегда очень вдумчиво подходит к выбору ролей, и чаще всего фильмы, где он все же решает сняться, становятся примером актерского мастерства. Некоторые артисты соглашаются работать практически в любом проекте — будь то реклама, фильм категории B, независимое кино или блокбастер. Другие — более избирательны и берутся только за то, что им поистине интересно. Дэниэл Дэй-Льюис известен своим серьезнейшим подходом к выбору ролей — он даже мог не сниматься по несколько лет, зато когда появлялся в кадре, феноменальная игра высочайшего уровня зрителю была гарантирована.

И сегодня, в день его 65-летия, мы решили вспомнить лучшие работы единственного в истории трехкратного обладателя премии «Оскар» в категории «Лучший актер», великого и прекрасного ДДЛ.
Читать полностью
Поделиться:

16.12.2021 19:00

«Сушите весла, сэр». К юбилею фильма «Капитан Крюк»

В этом году фильму «Капитан Крюк» исполняется 30 лет. Ровно столько лет тому назад режиссер Стивен Спилберг снял вольную вариацию на тему сказки о Питере Пэне. Фильм вызвал неоднозначный отклик: критики морщили носы, публика аплодировала. При бюджете в 70 миллионов долларов «Капитан Крюк» собрал по миру 300 с лишним миллионов и занял в ежегодном мировом рейтинге самых кассовых фильмов четвертую строчку.

Однако бог с ней, с кассой, давайте лучше о сказке. Фильм не зря называется «Капитан Крюк». Для хорошей истории нужен интересный злодей. А Крюк, капитан брига «Веселый Роджер», — злодей просто первоклассный: умный, деятельный, отважный и безжалостный. Облик его ужасен и грозен, но лицо прекрасно. Со своими пиратами Крюк обращается, как с псами, а с врагами и с теми, кого собирается убить, он обходителен и изысканно учтив. Он не боится ничего и никого, кроме вида собственной крови — из-за ее желтого цвета — и крокодилов, о которых ниже. В его душе иногда просыпается милосердие, однако капитан не дает ему воли. Если сию минуту он не совершает злодеяние — значит, обдумывает его. Будем честны: Джес Крюк — именно так зовут капитана — вызывает у читателя такой же интерес, что и сам Питер Пэн. Хотя Питер страшно разозлился бы, услышь он эти слова.
Читать полностью
Поделиться:

16.11.2021 21:20

Мальчику, который покорил киноэкраны — 20!

В конце прошлого тысячелетия мир охватила настоящая поттеромания. Звучит банально, но история франшизы о Мальчике-который-выжил похожа на сказку. Сейчас уже сложно поверить, что Дж.К. Роулинг не могла найти издателя «Гарри Поттера и философского камня» больше года, а ее первый аванс составил всего 2500 фунтов. Роману хватило двух лет, чтобы стать международной сенсацией. В августе 1999 года он возглавил список бестселлеров New York Times и начал путь к званию одной из самых продаваемых книг в истории человечества. В том же году Роулинг заключила контракт со студией Warner Bros., который привел к созданию великой фэнтезийной киновселенной.

Важнейшую роль в сделке с WB сыграл британский продюсер Дэвид Хейман. В 1996 году он основал собственную кинокомпанию, а еще через год решил подыскать детскую книгу для создания масштабного фильма. «Я начала сотрудничать с Дэвидом в 1997 году, — вспоминает продюсер Таня Сегачан. — Вскоре он подписал договор со студией Warner Bros., которая хотела, чтобы наша компания стала ее глазами и ушами в Великобритании. Коллеги по киношному цеху сказали: "Сделка выгорит только в том случае, если вы обеспечите Уорнеров киносерией уровня бондианы". Мы тут же начали поиск идей для какой-нибудь новой франшизы».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.8

Все | Актриса | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актриса [ скрыть ]


Аббатства Даунтон 2
Аббатства Даунтон 2 (2022)

Downton Abbey: A New Era (0.00)
Violet Crawley

Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон (2019)

Downton Abbey (7.80)
Violet Crawley

Шерлок Гномс
Шерлок Гномс (2018)

Sherlock Gnomes (4.50)
Lady Bluebury (голос)

Отель «Мэриголд». Заселение продолжается
Отель «Мэриголд». Заселение продолжается (2015)

The Second Best Exotic Marigold Hotel (0.00)
Muriel Donnelly

Леди в фургоне
Леди в фургоне (2015)

The Lady in the Van (7.00)
Miss Shepherd

(2013)
(7.90)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

Квартет
Квартет (2012)

Quartet (6.70)
Jean Horton

Titanic
Titanic (сериал) (2012)
(0.00)
(unknown episodes)

Muriel Donnelly

Гномео и Джульетта
Гномео и Джульетта (2011)

Gnomeo & Juliet (6.00)
Lady Bluebury (голос)

Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2 (2011)

Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 (8.10)
Professor Minerva McGonagall

Моя ужасная няня 2
Моя ужасная няня 2 (2010)

Nanny McPhee and the Big Bang (5.90)
Mrs. Docherty

 Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham (52 episodes, 2010-2015)

Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1 (2010)

Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 1 (7.70)
Minerva McGonagall

Гарри Поттер и Принц-полукровка
Гарри Поттер и Принц-полукровка (2009)

Harry Potter and the Half-Blood Prince (7.30)
Professor Minerva McGonagall

Из времени во время
Из времени во время (2009)

From Time to Time (6.10)
Mrs. Oldknow

Гарри Поттер и Орден Феникса
Гарри Поттер и Орден Феникса (2007)

Harry Potter and the Order of the Phoenix (7.30)
Minerva McGonagall

Поимка Мэри
Поимка Мэри (2007)

Capturing Mary (6.80)
Mary Gilbert

Джейн Остин
Джейн Остин (2007)

Becoming Jane (6.90)
Lady Gresham

Are Friends Electric
Are Friends Electric (2007)
(6.30)
Epifania (хроника)

Changing Time
Changing Time (2006)
(6.00)
The Millionairess (хроника)

Prof. Minerva McGonagall (хроника) (в титрах отсутствует)

Гарри Поттер и кубок огня
Гарри Поттер и кубок огня (2005)

Harry Potter and the Goblet of Fire (7.60)
Minerva McGonagall

Молчи в тряпочку
Молчи в тряпочку (2005)

Keeping Mum (6.80)
Grace Hawkins

Код Агаты Кристи
Код Агаты Кристи (2005)

The Agatha Christie Code (6.70)
Daphne Castle (хроника)

Дамы в лиловом
Дамы в лиловом (2004)

Ladies in Lavender. (7.00)
Janet

Creating the Vision
Creating the Vision (2004)
(7.10)
Prof. Minerva McGonagall (хроника) (в титрах отсутствует)

Гарри Поттер и узник Азкабана
Гарри Поттер и узник Азкабана (2004)

Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (7.80)
Professor Minerva McGonagall

Interviews with Students
Interviews with Students (2003)
(7.20)
Prof. Minerva McGonagall (хроника) (в титрах отсутствует)

Мой дом в Умбрии
Мой дом в Умбрии (2003)

My House in Umbria (6.90)
Mrs. Emily Delahunty

Божественные тайны сестричек Я-Я
Божественные тайны сестричек Я-Я (2002)

Divine Secrets of the Ya-Ya Sisterhood (5.50)
Caro Eliza Bennett

Гарри Поттер и Тайная комната
Гарри Поттер и Тайная комната (2002)

Harry Potter and the Chamber of Secrets (7.10)
Professor Minerva McGonagall (как Dame Maggie Smith)

Госфорд Парк
Госфорд Парк (2001)

Gosford Park (7.30)
Constance Trentham

Гарри Поттер и философский камень
Гарри Поттер и философский камень (2001)

Harry Potter and the Sorcerer's Stone (7.20)
Professor Minerva McGonagall

Новогодняя история
Новогодняя история (1999)

Curtain Call (5.30)
Lily Marlowe

Чай с Муссолини
Чай с Муссолини (1999)

Tea with Mussolini (6.80)
Lady Hester Random

Дэвид Копперфилд
Дэвид Копперфилд (1999)

David Copperfield (7.80)
Betsey Trotwood

Последний сентябрь
Последний сентябрь (1999)

The Last September (6.00)
Lady Myra Naylor

Вся королевская рать
Вся королевская рать (1999)

All the King's Men (7.00)
Queen Alexandra

Площадь Вашингтона
Площадь Вашингтона (1997)

Washington Square (6.50)
Aunt Lavinia Penniman

Клуб первых жен
Клуб первых жен (1996)

The First Wives Club (5.60)
Gunilla Garson Goldberg

Ричард III
Ричард III (1995)

Richard III (7.50)
Duchess of York

Таинственный сад
Таинственный сад (1993)

The Secret Garden (7.20)
Mrs. Medlock

Сестричка, действуй 2
Сестричка, действуй 2 (1993)

Sister Act 2: Back in the Habit (4.70)
Mother Superior

Suddenly, Last Summer
Suddenly, Last Summer (1993)
(7.00)
Violet Venable

Помни о смерти
Помни о смерти (1992)

Memento Mori (7.20)
Mrs. Mabel Pettigrew

Сестричка, действуй
Сестричка, действуй (1992)

Sister Act (5.90)
Mother Superior

Капитан Крюк
Капитан Крюк (1991)

Hook (6.20)
Granny Wendy

Romeo-Juliet
Romeo-Juliet (1990)
(6.40)
Rozaline (голос)

59-я церемония вручения премии «Оскар»
59-я церемония вручения премии «Оскар» (1987)

The 59th Annual Academy Awards (6.20)
Charlotte Bartlett (хроника) (в титрах отсутствует)

Susan (1 episode, 1988)

Одинокая страсть Джудит Херн
Одинокая страсть Джудит Херн (1987)

The Lonely Passion of Judith Hearne (6.90)
Judith Hearne

Комната с видом
Комната с видом (1985)

A Room with a View (7.50)
Charlotte Bartlett, a chaperon

Влюбленная Лили
Влюбленная Лили (1984)

Lily in Love (5.60)
Lily Wynn

Частное торжество
Частное торжество (1984)

A Private Function (6.40)
Joyce Chilvers

The Wandering Company
The Wandering Company (1984)
(7.80)
Actress of 'Quartet' (хроника) (в титрах отсутствует)

Лучше поздно, чем никогда
Лучше поздно, чем никогда (1983)

Better Late Than Never (5.00)
Miss Anderson

Миссионер
Миссионер (1982)

The Missionary (6.10)
Lady Isabel Ames

Зло под солнцем
Зло под солнцем (1982)

Evil Under the Sun (6.80)
Daphne Castle

Mrs. Silly

Битва Титанов
Битва Титанов (1981)

Clash of the Titans (6.70)
Thetis

Квартет
Квартет (1981)

Quartet (6.50)
Lois Heidler

Калифорнийский отель
Калифорнийский отель (1978)

California Suite (6.20)
Diana Barrie

Смерть на Ниле
Смерть на Ниле (1978)

Death on the Nile (7.10)
Miss Bowers

Miss Bowers (хроника)

Убийство смертью
Убийство смертью (1976)

Murder by Death (7.40)
Dora Charleston

Любовь и боль и прочая ерунда
Любовь и боль и прочая ерунда (1973)

Love and Pain and the Whole Damn Thing (7.00)
Lila Fisher

Путешествия с моей тетей
Путешествия с моей тетей (1972)

Travels with My Aunt (6.30)
Aunt Augusta Bertram

О! Какая милая война
О! Какая милая война (1969)

Oh! What a Lovely War (7.00)
Music Hall Star

Расцвет мисс Джин Броди
Расцвет мисс Джин Броди (1969)

The Prime of Miss Jean Brodie (7.70)
Jean Brodie

Горячие миллионы
Горячие миллионы (1968)

Hot Millions (6.80)
Patty Terwilliger Smith

Горшок меда
Горшок меда (1967)

The Honey Pot (7.20)
Sarah Watkins

Много шуму из ничего
Много шуму из ничего (1967)

Much Ado About Nothing (6.40)
Beatrice

Отелло
Отелло (1965)

Othello (7.40)
Desdemona

Юный Кэссиди
Юный Кэссиди (1965)

Young Cassidy (6.60)
Nora

Ann Whitefield

Пожиратель тыкв
Пожиратель тыкв (1964)

The Pumpkin Eater (7.20)
Philpot

Очень важные персоны
Очень важные персоны (1963)

The V.I.P.s (6.30)
Miss Mead

Go to Blazes
Go to Blazes (1962)
(4.70)
Chantal

Некуда идти
Некуда идти (1958)

Nowhere to Go (6.90)
Bridget Howard

Child in the House
Child in the House (1956)
(6.30)
Party guest (в титрах отсутствует)

Julie

Dixie Evens

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(6.30)
Mathilde Girard

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

Aunt Carlotta

(0)
(0.00)
 Self - Spectator (в титрах отсутствует) 2 episodes, 2017-2018

(0)
(0.00)
Self - Actress (segment "Dame Maggie") (хроника)

(0)
(0.00)
Self / Grace Hawkins (в титрах отсутствует)

(0)
(0.00)
Constance Trentham (хроника) (в титрах отсутствует)

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(0.00)
Self - Nominee (credit only)

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(0.00)
Self - Guest

The Miracle Club
The Miracle Club (0)
(0.00)
Lily Fox

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
Self / Mrs. Sullen (segment "The Beaux' Stratagem")

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(0.00)
Lettice Douffet (хроника)

(0)
(8.40)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

(0)
(0.00)
Self - Winner

(0)
(0.00)
Miss Bower / Daphne Castle (хроника)

(0)
(0.00)
Violet Crawley, Dowager Countess of Grantham

Играла себя [ скрыть ]


Себя - Actress (segment "Dame Maggie")

Себя - Family Friend (как Dame Maggie Smith)

Herself

Herself

Herself (хроника)


Herself

Herself

Себя - Nominee: Best Actress in a Supporting Role in a Motion Picture

Herself

74-я церемония вручения премии «Оскар»
74-я церемония вручения премии «Оскар» (2002)

The 74th Annual Academy Awards (5.60)
Себя - Nominee: Best Actress in a Supporting Role & Co-Presenter: Cirque du Soleil's Performance



Herself

Себя

Herself (хроника)

Oscar's Greatest Moments
Oscar's Greatest Moments (1992)
(8.20)
Herself (хроника)

HBO: Первый взгляд
HBO: Первый взгляд (сериал) (1992)

HBO First Look (6.20)
Себя (3 episodes, 2002-2005)

Herself - Performer & Winner: Best Actress in a Play

Herself / Daphne Castle

51-я церемония вручения премии «Оскар»
51-я церемония вручения премии «Оскар» (1979)

The 51st Annual Academy Awards (6.50)
Себя - Winner: Best Actress in a Supporting Role / Co-Presenter: Scientific & Technical Achievement Awards

50-я церемония вручения премии «Оскар»
50-я церемония вручения премии «Оскар» (1978)

The 50th Annual Academy Awards (6.80)
Себя - Presenter: Best Actor in a Supporting Role

43-я церемония вручения премии «Оскар»
43-я церемония вручения премии «Оскар» (1971)

The 43rd Annual Academy Awards (5.50)
Себя - Presenter: Best Actor in a Supporting Role

Себя - Presenter

Шоу Кэрол Бернетт
Шоу Кэрол Бернетт (сериал) (1967)

The Carol Burnett Show (8.90)
Себя (3 episodes, 1974-1975)

Herself

Variety Club Awards
Variety Club Awards (1964)
(0.00)
Herself

Herself - Hostess

Себя

Себя - Nominee (хроника)


Топ 250
14
Пролетая над гнездом кукушки
One Flew Over the Cuckoo's Nest (8.80)
15
Бойцовский клуб
Fight Club (8.80)
16
Славные парни
Goodfellas (8.80)
18
Касабланка
Casablanca (8.80)
19
Семь самураев
Shichinin no samurai (8.80)
20
Матрица
The Matrix (8.70)
21
Властелин колец: Две крепости
The Lord of the Rings: The Two Towers (8.70)
22
Форрест Гамп
Forrest Gump (8.70)
весь топ
29.04.2022
Десять лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса

Дэниэл Дэй-Льюис всегда очень вдумчиво подходит к выбору ролей, и чаще всего фильмы, где он все же решает сняться, становятся примером актерского мастерства. Некоторые артисты соглашаются работать практически в любом проекте — будь то реклама, фильм категории B, независимое кино или блокбастер. Другие — более избирательны и берутся только за то, что им поистине интересно. Дэниэл Дэй-Льюис известен своим серьезнейшим подходом к выбору ролей — он даже мог не сниматься по несколько лет, зато когда появлялся в кадре, феноменальная игра высочайшего уровня зрителю была гарантирована. И сегодня, в день его 65-летия, мы решили вспомнить лучшие работы единственного в истории трехкратного обладателя премии «Оскар» в категории «Лучший актер», великого и прекрасного ДДЛ. 10. «Боксер» (1997) Этот фильм длится меньше двух часов, а Дэниэл готовился к роли около трех лет. Известных артистов, настолько же одержимых и преданных своему делу, можно пересчитать по пальцам. Годы тренировок не прошли зря: когда Дэй-Льюис на ринге, он боксер, а не актер, изображающий боксера. Тренер, готовивший его к роли, сказал, что Дэниэл теперь вполне мог бы профессионально участвовать в боях. Данное обстоятельство создает полное ощущение реальности происходящего. И хоть у фильма, помимо вклада нашего героя, и так хватает сильных сторон, именно метод актерского погружения превращает просто хорошую картину в выдающуюся. 9. «Эпоха невинности» (1993) У Мартина Скорсезе и Дэниэла Дэй-Льюиса за плечами не одно сотрудничество, что неудивительно, учитывая, насколько эффектным оказалось сочетание их талантов. «Эпоха невинности» — это история из XIX века с участием Дэй-Льюиса, Мишель Пфайффер и Вайноны Райдер. Основанный на романе Эдит Уортон 1920 года фильм представляет собой именно такую драму, которую можно было бы ожидать, учитывая время и обстановку. Игра ДДЛ здесь сдержанней, чем в некоторых его самых популярных фильмах, но более спокойная, созерцательная манера поведения никоим образом не умаляет достоинств киноленты, а наоборот, только украшает ее. 8. «Комната с видом» (1985) Хелена Бонем Картер, Мэгги Смит, Джулиан Сэндс и Дэниэл Дэй-Льюис разыгрывают классическую британскую драму, наполненную изящными диалогами и еще более изящными персонажами, основанными на героях романа Э.М. Форстера. Игра Дэй-Льюиса в роли Сесила Вайза настолько хорошо выстроена и гармонична, насколько можно было ожидать, а благодаря поддержке его коллег по фильму расцветает еще ярче. В целом Сесил — одна из самых простых работ нашего юбиляра, но и здесь он доказывает, что простая — не значит блеклая. 7. «Моя прекрасная прачечная»(1985) «Моя прекрасная прачечная» с участием молодого Дэниэла Дэй-Льюиса в главной роли — это история Омара и Джонни, двух мужчин, между которыми возникает любовь, несмотря на социальное давление, которое угрожает разрушить бизнес Омара и разлучить их. Это малобюджетное кино со всеми сопутствующими ему проблемами, и, казалось бы, не стоит ждать от него чего-то особенного, но фильм в итоге получился очень милый. Эмоциональная и сексуальная связь между Омаром и Джонни выглядит нежно, несмотря на сложную социальную бурю, в которую они вовлечены. Это болезненно. Это забавно. Пусть и не лучшая работа Дэй-Льюиса, но кино стоит потраченного на него времени. 6. «Во имя отца» (1993) Любовь Дэниэла Дэй-Льюиса к разного рода сюжетам, основанным на реальных событиях, и историческим драмам очевидна для всех, кто знаком с его фильмографией. «Во имя отца» продолжает эту традицию, повествуя об отце и сыне, которые делят камеру в британской тюрьме за взрыв бомбы ИРА, который они не совершали. Фильм режиссера Джима Шеридана, возможно, не такой живописный и эпичный, как, скажем, «Нефть» или «Банды Нью-Йорка», но это с лихвой компенсируется эмоциональной близостью отца и сына, их интимным единством. Персонаж Дэй-Льюиса здесь более приземлен и традиционен, чем в других фильмах, но это ничуть не умаляет качества актерской игры. 5. «Линкольн» (2012) Одна из привилегий, дарованных великим актерам, — это возможность работать с великими режиссерами. Поэтому неудивительно, что Дэниел Дэй-Льюис сыграл 16-го президента Америки в фильме Стивена Спилберга «Линкольн». Талант Спилберга бесспорен, его взгляд на темп повествования и драматические моменты не имеют себе равных, но субъективная оценка картины будет частично зависеть от терпимости зрителей к патриотической сентиментальности. Какие бы вольности ни допускались в сюжете, изображение Дэй-Льюисом главного героя поразительно правдоподобно. Его Авраам Линкольн — костлявый и долговязый человек, у которого тяжесть принятых им решений отражается в каждой морщинке на лице. 4. «Банды Нью-Йорка» (2002) Мартин Скорсезе — один из немногих творцов, чей режиссерский почерк настолько отчетлив, что его фильмы невозможно спутать с фильмами любого другого режиссера. В состав актерского ансамбля «Банд Нью-Йорка» входят Леонардо ДиКаприо, Кэмерон Диаз и Лиам Нисон, но Дэниэл Дэй-Льюис затмевает всех. Билл «Мясник» Каттинг по максимуму использует почти трехчасовой хронометраж ленты, блистая первоклассными диалогами и скверным поведением. «Банды Нью-Йорка» — сложное, масштабное и дорогостоящее кино, и это видно невооруженным глазом, но работа Дэй-Льюиса показывает, что каждый доллар был потрачен не зря. 3. «Последний из могикан» (1992) Существует множество адаптаций романа Джеймса Фенимора Купера, но версия 1992 года с Дэй-Льюисом в главной роли является одной из сильнейших. Под руководством Майкла Манна, режиссера таких известных фильмов, как «Схватка» и «Охотник на людей», Дэй-Льюис демонстрирует мощную игру в монументальной ленте. Манн известен тем, что наполняет свои фильмы энергией и сложностью, и исходный материал Купера оказывается превосходной для этого почвой. «Последний из могикан» может похвастаться сильной операторской работой и соответствующим саундтреком, а изображенные пейзажи так же роскошны, как и персонажи, которые в них действуют. 2. «Моя левая нога» (1989) Для таких актеров, как Дэниэл Дэй-Льюис, метод погружения в роль означает полную самоотдачу и вживание в своего персонажа, вплоть до абсолютного отождествления себя с ним. Когда он играл художника Кристи Брауна, мужественного инвалида-ирландца, страдающего ДЦП, он передвигался на инвалидной коляске даже за пределами съемочной площадки. Его герой мог управлять только пальцами левой ноги — и актер для пущей правдоподобности действовал так же на протяжении всей работы над фильмом, чтобы прочувствовать, каково это. Даже когда он был за кадром. Хотя подобная самоотверженность, вероятно, немного напрягала остальных актеров и съемочную группу, ведь Дэниэл отказывался передвигаться самостоятельно и заставлял буквально носить себя на руках, она позволила Дэй-Льюису лучше понять истинные трудности жизни своего героя. Возможно, благодаря этому пониманию роль Кристи Брауна стала одной из величайших в карьере актера. 1. «Нефть» (2007) Если бы «Нефть» был всего лишь семиминутным фильмом, состоящим исключительно из финальной сцены, душераздирающая игра Дэниэла Дэй-Льюиса все равно сделала бы его шедевром. Вместо этого фильм Пола Томаса Андерсона длится более двух с половиной часов, и нечеловеческое мастерство ДДЛ пропитывает каждый его эпизод. Дэниел Плейнвью — самая неоднозначная роль из всех, когда-либо написанных. Нужно было добиться идеального сочетания обаяния и язвительности, чтобы не испортить ее. Возможно, есть актер, который мог бы сыграть на близком по мастерству уровне, но нет никого, кто мог бы превзойти его. Посмотрите «Нефть», и вы навсегда усвоите, что Дэй-Льюис даже молочный коктейль может подать как что-то ужасающее и пробирающее до костей...... подробнее
16.12.2021
«Сушите весла, сэр». К юбилею фильма «Капитан Крюк»

В этом году фильму «Капитан Крюк» исполняется 30 лет. Ровно столько лет тому назад режиссер Стивен Спилберг снял вольную вариацию на тему сказки о Питере Пэне. Фильм вызвал неоднозначный отклик: критики морщили носы, публика аплодировала. При бюджете в 70 миллионов долларов «Капитан Крюк» собрал по миру 300 с лишним миллионов и занял в ежегодном мировом рейтинге самых кассовых фильмов четвертую строчку. Однако бог с ней, с кассой, давайте лучше о сказке. Фильм не зря называется «Капитан Крюк». Для хорошей истории нужен интересный злодей. А Крюк, капитан брига «Веселый Роджер», — злодей просто первоклассный: умный, деятельный, отважный и безжалостный. Облик его ужасен и грозен, но лицо прекрасно. Со своими пиратами Крюк обращается, как с псами, а с врагами и с теми, кого собирается убить, он обходителен и изысканно учтив. Он не боится ничего и никого, кроме вида собственной крови — из-за ее желтого цвета — и крокодилов, о которых ниже. В его душе иногда просыпается милосердие, однако капитан не дает ему воли. Если сию минуту он не совершает злодеяние — значит, обдумывает его. Будем честны: Джес Крюк — именно так зовут капитана — вызывает у читателя такой же интерес, что и сам Питер Пэн. Хотя Питер страшно разозлился бы, услышь он эти слова. А что же крокодилы? О, это мрачная и кровавая история! Однажды Пэн с капитаном сошлись в поединке, и проклятый мальчишка отрубил Крюку кисть руки. Она упала в воду, где ее незамедлительно сожрала Крокодилица. Зверюге понравился вкус, и она стала преследовать капитана повсюду, надеясь доесть остальное. Хорошо еще, что на проглоченной руке были часы с особо длительным заводом. В желудке Крокодилицы они продолжали тикать, и этот звук предупреждал капитана об опасности. Джес сделал себе протез в виде крюка и с тех пор возненавидел Питера Пэна еще сильнее. Такую неоднозначную фигуру решительно невозможно втиснуть в рамки одной ленты. Посмотрим же — без спросу, по-пиратски — что сделали с этим персонажем авторы других фильмов и сериалов. «Питер Пэн» (1924) Дебютный фильм Крюка был немым и поначалу черно-белым. Лента вышла в 1924 году, через пять лет была сильно повреждена — причем таинственным образом оказались повреждены и все ее копии — и легла на полку до 2000 года. Потом ее отреставрировали, раскрасили и внесли в Национальный реестр фильмов США. Известно, что сюжет фильма в точности, вплоть до отдельных диалогов, повторяет сюжет литературного исходника — пьесы Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди». Роль Крюка сыграл Эрнест Торренс. В его исполнении капитан выглядел вот так: «Питер Пэн» (1987) В следующий раз Крюк появился на экранах спустя 60 лет. Леонид Нечаев снял двухсерийный мюзикл на основе истории, рассказанной Джеймсом Барри. Технические приемы, использованные в фильме, сейчас выглядят смешно и нелепо, но песни и актерские работы по-прежнему прекрасны. На роль злодейского капитана пригласили Александра Трофимова, и он создал весьма интересный образ. Его Крюк — злоехидный, жестокий, коварный и немного философ. Он хочет, чтобы все без исключения боялись его и подчинялись ему, и тогда он захватит весь Нигдешний остров, присвоит его богатства и назовет его своим именем. Он традиционно ненавидит Пэна, якобы за усекновение своей руки, но на деле стремится прикончить мальчишку из чисто деловых соображений. Питер просто мешает его грандиозным планам. Ничего личного, детка, чистый бизнес. История с Крокодилицей тоже видоизменилась. Отчаявшись победить Пэна в открытом бою, Крюк предложил ему партию в шахматы. Кто проиграет, тот покидает Нигдешний остров навсегда. Играть сели на берегу моря, и оказалось, что мальчишка и в шахматах мастер! Тогда Крюк отвлек его внимание, схватил с доски фигуру, зажал ее в кулаке, а кулак опустил в воду. Тут бесшумно подплыла Крокодилица и отхватила кулак. Рассвирепевший капитан швырнул в нее будильник, который они завели, чтобы отмерять длительность ходов. Тварь проглотила и будильник, а дальше принялась канонично преследовать Крюка, алчно тикая. Вот такой ужасающий случай. «Капитан Крюк» (1991) Стивен Спилберг — режиссер-ребенок. В том смысле, что в своих фильмах то и дело обращается к своему детскому опыту и реализует собственные мечты. Он не мог пройти мимо сюжета о вечном мальчишке, но его интересовала не уже рассказанная история Пэна, а ответ на вопрос, который мучил многих детей: что было дальше? Какие еще приключения ждали Питера? Он так навсегда и остался ребенком? И Спилберг снял сиквел, в котором предложил свою версию событий. Время не пощадило ни Питера Пэна, ни Джеса Крюка. Питер однажды захотел стать отцом — и повзрослел, женился, у него появились дети. Он забыл и Нигдешний остров, и Покинутых мальчиков, и фею Динь-Динь, и капитана. И летать он разучился — потому что летают только те, кто весел, беспечен и бессердечен, а Питер больше не таков. У него обязанности, деловые интересы, переговоры, да и времени на глупости нет. И счастливых мыслей тоже нет, а без них попробуй взлети! А капитан Крюк постарел. Он все еще элегантен и коварен, все еще держит в страхе своих пиратов — но смерть по ночам осторожно трогает его за плечо, и все отчетливей он понимает, что одинок и впереди пустота. И Пэна нет, вот досада! Их дуэль так и не завершилась, точка не поставлена, а время утекает и скоро утечет совсем. И капитан придумывает план — изящный, как его костюм, и безотказный, как его крюк. Надо похитить детей Питера и таким образом вынудить его вернуться на Нигдешний остров и вспомнить себя. А дальше — одно из двух. Либо Питер сразу выйдет на бой и тогда неминуемо проиграет, потому что слаб и не может летать. Либо он попробует сначала стать предводителем Покинутых мальчиков — а те, в отличие от Пэна, все отлично помнят. Особенно хорошо они помнят, что Питер их бросил и обманул: обещал, что не вырастет, и нарушил слово. И уж конечно мальчишки не упустят случая свести с предателем счеты и сделают с ним что-нибудь нехорошее. Вот так думает Крюк, и зрителю хорошо видно, насколько детские у него рассуждения. И это неудивительно, потому что на Нигдешнем острове всегда было два ребенка, которые упорно не желали расставаться с детством. Питер Пэн находил в нем себя и счастливые мысли. А капитан Крюк вел со своим детством войну. В фильме блистательный актерский состав: Робин Уильямс (Питер Пэн), Джулия Робертс (фея Динь-Динь), Боб Хоскинс (пират Сми), Мэгги Смит (Венди в старости). И Дастин Хоффман в роли капитана Крюка — убедительный, как выстрел в упор. Стареющий усталый человек, который тем не менее стойко держит лицо. Он бывает смешным или слабым, но жалким — ни разу, даже в тот миг, когда с него сбивают парик и все видят его лысину. А это, согласитесь, серьезное испытание. «Питер Пэн» (2003) Сюжет картины почти полностью повторяет оригинальную пьесу Джеймса Барри. В роли капитана Крюка выступает Джейсон Айзекс, и можно смело утверждать, что директор фильма по кастингу был молодец. Во-первых, внешне Айзекс похож на капитана, каким тот описан в пьесе: светлая кожа, темные волосы, голубые глаза. Во-вторых, он мастерски умеет изображать породистых негодяев. А в-третьих — Джейсону очень нравится его герой, и это добавляет огонька актерской игре. Здесь мы встречаемся с романтической версией Крюка. Капитан — мятущаяся душа. Он стал более чувствительным и уязвимым, но при этом не потерял ни кровожадности, ни коварства, ни смелости. Его вражда с Питером имеет, так сказать, внутренние причины. Крюку постоянно нужно подтверждение того, что он успешен — смел, умен, хорош, — нужно одобрение от кого-то извне. Пэн же принимает себя таким, какой он есть, и отличается порой избыточной самоуверенностью и самонадеянностью. Такой подход к жизни вызывает у Крюка целый клубок противоречивых чувств — гнев, зависть, восхищение, недоумение. Капитан устал разрываться на части и хочет убить Пэна, чтобы наконец успокоиться. Не станет мальчишки — исчезнет повод терзаться. Ужасно романтично, не правда ли? Только представьте, как развернулся Джейсон Айзекс на таком материале. «Неверлэнд» (2011) Барри описал биографию капитана весьма туманно. Джес Крюк происходил из благородной семьи и окончил престижную школу — возможно, Итон. Но потом почему-то свернул на дурную дорожку, занялся морским разбоем и сделал впечатляющую пиратскую карьеру. Как и почему Крюк очутился на Нигдешнем острове, неизвестно. Рано или поздно кто-нибудь из режиссеров решил бы заполнить этот пробел. Первая попытка была сделана в 2011 году: Ник Уиллинг снял фэнтезийный мини-сериал «Неверлэнд». На дворе 1906 год. Сирота-беспризорник Питер в компании таких же, как он, бездомных мальчишек, промышляет воровством, чтобы добыть немножечко денег на жизнь. Приют этой банде дает Джимми Крюк (Рис Иванс). Он же обучает мальчишек воровскому ремеслу и подбрасывает им наводки. Если вам кажется, что вы прочли завязку романа «Оливер Твист», вам не кажется. Однажды Джимми поручает мальчишкам украсть некий артефакт, открывающий дорогу в другой мир. Те выполняют задание. И дальше вся компания случайным образом оказывается в удивительном месте, где обитают люди из разных столетий — пираты под предводительством Энн Бонни и индейцы. Кроме людей, есть феи и крокодилы. Мальчишкам место не нравится, но Джимми, вернее теперь уже Джеймс, чует в нем большие возможности для делового человека. Когда Энн Бонни погибает, Крюк занимает ее должность. Он обещает пиратам, что привезет из своего мира оружие и наемников, и сюжет сворачивает на дорожку, уже известную из пьесы Барри. У Риса Иванса получился интересный Крюк. Он элегантен, у него хорошие манеры, он проявляет свои чувства по-джентльменски сдержанно. Он вообще больше политик, чем боец: хладнокровен, умен, просчитывает наперед свои действия, умело манипулирует окружающими, тщательно взвешивает слова. Но вместе с тем хорошо владеет клинком, умеет постоять за себя и настоять на своем. В начале своего пиратского пути книжный Джес Крюк вполне мог быть именно таким. Забавно, что Боб Хоскинс снова сыграл пирата Сми, как сделал это в фильме «Капитан Крюк». «Пэн: Путешествие в Нетландию» (2015) Слоган фильма гласил: «У каждой легенды есть свое начало», — и таким образом картина как бы твердо обещала зрителям еще один приквел. Мальчик по имени Питер живет в сиротском приюте, откуда загадочным образом пропадают дети. В одну из ночей в небе над приютом появляется воздушный пиратский корабль. Разбойники похищают Питера и увозят в волшебную страну Нетландию. Там ему предстоит работать в одной из многочисленных шахт, принадлежащих свирепому пирату по прозвищу Черная Борода. Режиссер Джо Райт применил оригинальный прием: он разделил Джеса Крюка между двумя персонажами. За темную сторону капитанской натуры отвечает Черная Борода. Его играет Хью Джекман, и это надо видеть. Какой костюм! Какие позы, мимика, жесты! Джекман выдает роскошное, прямо-таки бродвейское шоу. Но при всей театральности его персонаж по-настоящему жесток и безжалостен. И по-настоящему страшен. Светлая же сторона воплощается в парне по прозвищу Джеймс Крюк (Гаррет Хедлунд), с которым Питер знакомится в шахте. Джеймс — такой же похищенный сирота, только постарше. Обе руки у него на месте, а прозвище он получил за то, что ловко управляется с инструментом в виде острого стального крюка. Он представляет собой тип хорошего авантюриста — деятельный, смекалистый, легкий на подъем, предприимчивый и храбрый. Джеймс бывает нечист на руку, может приврать и прежде всего печется о своих интересах, но в целом — очень милый парень. После многочисленных приключений Черная Борода получает по заслугам и погибает, Джеймсу достается бриг «Веселый Роджер», Питер забирает из приюта своих друзей и перевозит их в Нетландию. Звучит музыка, идут титры. Зритель смотрит на экран в некотором недоумении. Предыстория Питера Пэна из фильма понятна полностью. А вот каким образом симпатичный пройдоха Джеймс превратился в того капитана Крюка, с которым сражался Пэн, — непонятно вообще. Сплошная загадка. Хоть проси режиссера снять еще один приквел, более подробный. Постскриптум. За бортом этого обзора остались еще два Крюка: один — из сериала «Однажды в сказке», другой — из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес». Однако биографии и истории этих персонажей очень мало пересекаются с тем, что написал Джеймс Барри. Это самостоятельные герои, которым сценаристы присвоили псевдоним «Капитан Крюк». Джесу Крюку повезло: удачно выбрав противника, он стал неотъемлемой частью сказки. Как только где-то вспоминают Питера Пэна, вспоминают и капитана «Веселого Роджера». А литературные герои живут, пока о них помнят, и в этом они очень похожи на людей. Стараниями одного несносного мальчишки капитан Крюк обессмертился. С гарантией.... подробнее
16.11.2021
Мальчику, который покорил киноэкраны — 20!

В конце прошлого тысячелетия мир охватила настоящая поттеромания. Звучит банально, но история франшизы о Мальчике-который-выжил похожа на сказку. Сейчас уже сложно поверить, что Дж.К. Роулинг не могла найти издателя «Гарри Поттера и философского камня» больше года, а ее первый аванс составил всего 2500 фунтов. Роману хватило двух лет, чтобы стать международной сенсацией. В августе 1999 года он возглавил список бестселлеров New York Times и начал путь к званию одной из самых продаваемых книг в истории человечества. В том же году Роулинг заключила контракт со студией Warner Bros., который привел к созданию великой фэнтезийной киновселенной. Важнейшую роль в сделке с WB сыграл британский продюсер Дэвид Хейман. В 1996 году он основал собственную кинокомпанию, а еще через год решил подыскать детскую книгу для создания масштабного фильма. «Я начала сотрудничать с Дэвидом в 1997 году, — вспоминает продюсер Таня Сегачан. — Вскоре он подписал договор со студией Warner Bros., которая хотела, чтобы наша компания стала ее глазами и ушами в Великобритании. Коллеги по киношному цеху сказали: "Сделка выгорит только в том случае, если вы обеспечите Уорнеров киносерией уровня бондианы". Мы тут же начали поиск идей для какой-нибудь новой франшизы». Вскоре на столе Хеймана скопились стопки детских романов. Чтобы ускорить процесс, он начал раздавать книги сотрудникам студии. Они получали сказку в пятницу, читали ее на выходных и составляли краткий отчет к началу следующей недели. Роман Роулинг попал в руки Ниши Парти, которая сразу же уловила огромный потенциал истории. Девушка прочитала книгу за субботу и едва дождалась понедельника, чтобы поделиться реакцией с коллегами. Хеймана не впечатлило название, но он доверился Парти и взял книжку домой. Продюсеру хватило десяти страниц, чтобы понять, что он наконец-то поймал золотой снитч. Боссы WB заинтересовались экранизацией, но в этот момент проект едва не заглох. Роулинг категорически не устраивал начальный вариант договора, согласно которому продюсеры получали полный контроль над персонажами и могли повести историю в любом направлении. К счастью для фанатов поттерианы, Хейман быстро переработал контракт и предложил, чтобы Джоан передала права только на уже опубликованные романы. Писательница получила гонорар в миллион фунтов и проценты от сборов будущих фильмов. Она также поставила пару жестких условий. «Продюсеры обещали две вещи, — сказала Джоан. — Во-первых, брать на главные роли британских актеров. Во-вторых, снимать близко к тесту оригинала. Счастлива, что в итоге они сдержали оба обещания». Первым претендентом на роль постановщика «Философского камня» был Стивен Спилберг. Режиссер подумывал об анимационной экранизации с Хэйли Джоэлом Осментом в роли Гарри, но со временем пришел к выводу, что в этом проекте ему не хватает серьезного вызова. «Я присматривался к фильму несколько месяцев, — прокомментировал решение Спилберг. — Однажды я осознал, что не готов снять чисто детскую ленту. Мои собственные дети были в ярости. К тому моменту книги стали сверхпопулярными, а значит, экранизация была обречена на успех. Все понимали, что фильмы соберут огромную кассу. Когда у тебя на руках франшиза в несколько миллиардов долларов, сложно говорить о каком-то реальном вызове». Вместо путешествия в Хогвартс Стивен почтил память Стэнли Кубрика и снял ленту «Искусственный разум». Боссы WB вступили в переговоры с другими режиссерами, включая Айвена Райтмана, Джонатана Демме, Майка Ньюэлла, Вольфганга Петерсена, Роба Райнера, М. Найта Шьямалана и Питера Уира. К весне 2000 года студия определила финальную четверку претендентов. В нее вошли Крис Коламбус, Терри Гиллиам, Алан Паркер и Брэд Силберлинг. Роулинг настаивала на кандидатуре Гиллиама, но руководство WB сочло его съемочный стиль слишком причудливым. Куда более надежной смотрелась кандидатура Коламбуса, на счету которого были такие успешные семейные фильмы, как «Один дома» и «Миссис Даутфайр». Одна из дочерей Криса плохо читала. Каково же было удивление режиссера, когда он узнал, что дочь проглотила какую-то новую детскую книжку всего за два дня. Так Крис узнал о существовании Хогвартса. Вскоре вся семья Коламбуса читала поттериану. Когда в Голливуде заговорили об экранизации книжного цикла, дети начали упрашивать папу, чтобы тот поборолся за пост режиссера. Крис не подвел домочадцев: он подготовил не только сценарные наброски, но и заранее продумал визуальный стиль фильма. Коламбус выглядел гораздо более подготовленным и заряженным на работу, чем большинство конкурентов. Неудивительно, что WB выбрала именно его. Адаптацией «Философского камня» занялся Стивен Кловз. «Сценаристы вроде меня получают письма, в которых приводится несколько книжных синопсисов, — раскрыл голливудский секрет американец. — В одном из таких писем я натолкнулся на описание романа Роулинг. Название мне понравилось, но предложенный студией синопсис откровенно подкачал. Я сходил в ближайший книжный магазин и купил эту сказку, чтобы познакомиться с ней поближе. Прочитав пару страниц, я набрал номер своего агента: "Слушай, наверное, я возьмусь за адаптацию «Философского камня»". Кто бы мог подумать, что я отдам поттериане следующие 12 лет жизни. Видимо, это судьба: я сразу же почувствовал связь с этой историей». Перед глазами Роулинг были примеры провальных экранизаций детских романов, поэтому писательница пришла на первую встречу со сценаристом с легким предубеждением. «Я познакомилась со Стивеном в Лос-Анджелесе, — сказала Роулинг. — Дэвид Хейман решил обсудить фильм в ресторане. Я была уверена, что возненавижу Кловза. Пока мы ждали еду, Стив наклонился и произнес: "Угадайте моего любимого персонажа". Я посмотрела на его рыжеватые волосы и подумала: "Ну, конечно, он выберет Рона. Рона так легко полюбить". Однако Кловз назвал Гермиону. Мое сердце сразу растаяло. Если сценарист понимает Гермиону, значит, он понимает мои книги. Значит, он понимает меня». На первых порах студия разрабатывала идею Спилберга и хотела создать мультик. Боссы WB понимали главную сложность долгоиграющих киносерий с детскими персонажами — любая заминка в производстве грозит тем, что актеры начнут стремительно обгонять персонажей по возрасту. Понятно, что у анимационных картин не бывает подобных проблем. Доводы студии казались убедительными, но Роулинг настаивала на игровой адаптации книг. Вскоре WB предложила другой вариант — объединять по несколько романов в один фильм. Писательница вновь использовала право на вето. В результате студия пошла на риск и согласилась экранизировать каждую книгу, надеясь, что ей удастся сохранить оригинальный актерский состав и обойтись без рекастинга. Особую сложность представлял поиск актеров на роли ведущей троицы персонажей. Коламбус, Роулинг и эксперты по кастингу пригласили на пробы всех британских детей подходящего возраста. Кандидаты на роли юных волшебников должны были выполнить три испытания — прочитать страницу из книги, сымпровизировать сцену прибытия в Хогвартс и воспроизвести готовые диалоги из сценария Кловза. В июле 2000 года у кастинг-директора Сьюзи Фиггис сдали нервы и она покинула кинопроект: счет просмотренных детей перевалил за несколько тысяч, а Коламбус так и не выбрал ни одного из трех ведущих актеров. Стало понятно, что режиссеру пора принимать решение. «Мы видели сотни детей, но так и не нашли Гарри. Оказалось, ответ находился прямо под носом. В моем офисе стояла видеокассета с "Дэвидом Копперфилдом". Однажды я взял ее в руки и увидел лицо Дэниэла Рэдклиффа. Я тут же сказал: "Вот кто нам нужен"», — вспоминает Коламбус. «Родители Дэниэла отказались пускать сына на пробы, — добавил Дэвид Хейман. — Я их прекрасно понимаю. Любой на их месте задумался бы, стоит ли подвергать ребенка испытанию, которое перевернет его жизнь с ног на голову». В дело вмешалась настоящая магия. «Однажды мы с родителями пошли в театр на пьесу "Камни в его карманах", — сказал Рэдклифф. — Удивительно, но в этот же день туда пришли Дэвид Хейман и Стивен Кловз. Во время антракта мы познакомились. В тот момент я даже не знал, что они занимаются "Гарри Поттером". Спустя несколько дней студия созвонилась с моими родителями. На сей раз мне разрешили попробоваться на роль Гарри. У меня было три раунда проб и еще два или три экранных теста». Актер узнал, что получил роль во время купания в ванной. Мальчишка не спал всю ночь, а когда наконец-то уснул и встал следующим утром, то подумал, что это был всего лишь сказочный сон. Руперт Гринт поразил экспертов по кастингу причудливыми видеопробами. Мальчишка узнал об отборе в поттериану из детской новостной передачи Newsround. Вскоре Руперт услышал, что некоторые ребята отправляют студии короткие презентации. «Я мечтал об этой картине и снял небольшое видео, — заявил Гринт. — Нарядился своей учительницей актерского мастерства. Было страшно перевоплощаться в женщину. Дальше — больше... Я придумал и исполнил рэп о том, как хочу попасть в этот фильм». Нетривиальный метод сработал: вскоре с родителями Руперта связались продюсеры, которые позвали находчивого мальчишку на официальные кинопробы. «Я был на седьмом небе от счастья, когда мне сообщили, что я выиграл роль, — добавил актер. — К тому времени я участвовал лишь в небольших школьных пьесах. Только вчера я играл рыбку в постановке о Ноевом ковчеге, а сегодня снимаюсь в самом "Гарри Поттере"!». Команда Коламбуса нашла Эмму Уотсон в одной из школ Оксфордшира. Пробы проходили прямо в спортзале. К тому времени Эмма уже увлеклась книжной серией. «Однажды к нам в школу пришли эксперты по кастингу, — вспоминает актриса. — Я решила прослушаться на роль Гермионы. Мой папа сказал: "Ты же понимаешь, что они просмотрят сотни, если не тысячи девочек?". Я подумала и поняла, что мне стоит расслабиться и наслаждаться моментом, а не пытаться всеми силами заполучить роль. Спустя пять раундов проб Дэвид Хейман пригласил меня и Руперта в свою киностудию, где и сказал: "Вы участвуете в съемках". Я была в шоке и прошептала: "Ущипните меня". Мне до последнего казалось, что они возьмут ребят с актерским опытом». Вскоре с Эммой связалась Джоан Роулинг. Писательница призналась, что полюбила девочку с первого же телефонного разговора. Когда дело дошло до личной встречи, Джоан отметила, что Уотсон выглядит гораздо симпатичнее, чем она представляла Гермиону в своей голове. Презентация юных актеров состоялась 21 августа 2000 года. Чтобы дети росли в профессиональном плане, им на помощь отправили весь цвет британского кинематографа — от Алана Рикмана до Мэгги Смит. «Ажиотаж вокруг фильма был настолько высок, что нам пришлось прятать детей, — сказала Таня Сегачан. — Накануне презентации мы тайно привезли актеров в Лондон и заселились в одну из местных гостиниц». Несмотря на огромное давление, Дэниэл, Руперт и Эмма показали себя во всей красе и сразу же полюбились газетчикам. «Я читал две первые книжки о Гарри Поттере, но с той поры прошла целая вечность, — насмешил журналистов 11-летний Рэдклифф. — Ребята из моего класса прочли все вышедшие романы. Им вдвойне обидно, что роль досталась парню, который знаком только с двумя частями книжного цикла». Вскоре представители прессы растаяли от умиления. «Папа читает мне по две главы перед сном, — призналась Эмма Уотсон. — В скором времени мы закончим четвертую книгу». В зале вновь разразился хохот, когда кто-то из журналистов спросил о гонорарах юных актеров. «Не знаю, сколько это в магловских деньгах, но могу назвать точную сумму в кнатах и галеонах», — заявил Руперт Гринт. «Философский камень» оказался одним из самых обсуждаемых мировых кинопроектов. Книги набрали огромную популярность в Америке, поэтому телефоны в офисах WB и студии Хеймана ломились от звонков звезд и знаменитостей Голливуда. Двое из них предложили сыграть в картине бесплатно. Рози О'Доннелл мечтала о роли Молли Уизли, а Робин Уильямс хотел перевоплотится в Рубеуса Хагрида. К тому времени Роулинг уже выдвинула условие, чтобы актерский состав киносерии формировался из жителей Соединенного Королевства. В этой связи WB пришлось отказать Рози и Робину. Молли Уизли сыграла Джули Уолтерс, а роль Хагрида отошла Робби Колтрейну, кандидатуру которого выдвинула сама Роулинг. Роль Северуса Снейпа (Снегга в официальной локализации фильма) должен был получить Тим Рот. Незадолго до начала кастинга он подписался на другой громкий блокбастер — ремейк «Планеты обезьян». «Студии пошли мне навстречу и согласились скорректировать рабочие графики, чтобы я мог сняться в обеих картинах, — вспоминает Рот. — Я должен был постоянно летать из Англии в США. В какой-то момент стало понятно, что я не вытяну такую нагрузку. Пришлось выбирать. Дети зачитывались сказками о Гарри Поттере и просили, чтобы я выбрал эту франшизу, но перспектива сыграть обезьяну у Тима Бертона казалась еще более заманчивой. Если бы тогда я сделал иной выбор, вы бы увидели совсем другого Северуса. Я ни о чем не жалею и рад тому, как все обернулось: Алан Рикман достиг потрясающего успеха с этим героем». Кандидатура Рикмана обрела полную поддержку Роулинг. Более того, Алан стал одним из немногих участников киносерии, который узнал важнейшие сюжетные ходы поттерианы задолго до выхода заключительных частей книжного цикла. Писательница снабдила актера дополнительной информацией о персонаже, чтобы тот с первых фильмов создал сложный и многогранный образ. «Джоан дала пару важных ключей к пониманию персонажа, — сказал Алан. — Я осознал, что Северус — гораздо более объемный герой, чем может показаться на первый взгляд. Когда мы начинали снимать "Философский камень", никто, кроме Джоан, не знал, чем закончится эта история. Для нее было важно, чтобы я всегда понимал своего персонажа и его мотивацию». «У меня множество племянников, — продолжил Рикман. — Они были очень настойчивы, когда просили согласиться на роль Снейпа. Я разделяю их энтузиазм. Цикл Дж.К. Роулинг относится к той категории блестящих романов, которые захватывают с первой строки и заставляют переворачивать страницу за страницей, чтобы узнать развязку истории». «Это прекрасные книги, — отметила Мэгги Смит. — Мне хотелось узнать, как создатели киносерии покажут магию на экранах. Есть еще одна причина, по которой я согласилась на роль в поттериане. Кто из актеров не мечтает сыграть волшебника?». На роль Дамблдора претендовал Патрик МакГуэн, но у него возникли проблемы со здоровьем. Студия переключилась на Ричарда Харриса, который отнесся к проекту скептически. К счастью, в дело вступила его 11-летняя внучка. «Студия была напористой, — сказал Харрис. — Я отказывался от роли, но продюсеры звонили снова и снова, продолжая повышать сумму контракта. Он был рассчитан на всю киносерию, а я не знал, хочу ли играть Альбуса так много лет. Я продолжал отказываться, пока в дело не вмешалась моя внучка Элла: "Дедушка, я узнала, что ты не хочешь сниматься в фильме о Гарри Поттере. Если ты не сыграешь Дамблдора, я больше не буду с тобой разговаривать". После такого я просто не мог не согласиться». К великому сожалению, летом 2002 года у Харриса диагностировали лимфому Ходжкина. Он скончался за несколько дней до премьеры «Тайной комнаты». Роль Дамблдора могла перейти к его другу Питеру О'Тулу, однако студию смутила цена страховки пожилого актера. Вскоре возник вариант с Иэном МакКелленом, но тот отказался от роли. По одной версии, он счел, что Дамблдор слишком похож на Гэндальфа. Согласно другой голливудской байке, однажды Харрис назвал МакКеллена ужасным актером. Иэну показалось, что он проявит неуважение к Ричарду, если унаследует одну из его ролей. В итоге WB остановилась на кандидатуре Майкла Гэмбона. За роль профессора Квиррелла боролся Дэвид Тьюлис. Для этого случая подойдет поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло». Тьюлис уступил роль Иэну Харту, но не остался за бортом поттерианы. В 2003 году он прошел пробы в «Узника Азкабана» и превосходно справился с образом Римуса Люпина. Звезды фильма быстро сдружились. Ричард Харрис снимался в кино более сорока лет. По его словам, он никогда не видел столь дружной команды, как на съемках «Философского камня». Особый восторг у него вызывала непосредственность юных актеров. «Помню первую читку сценария, — сказал Харрис. — Когда мы закончили, ко мне повернулся Руперт Гринт: "Мистер Харрис, отличная работа. Думаю, вы будете хороши в образе Дамблдора"». Пока актеры готовились к съемкам, студия завершала строительство декораций и поиски натурных локаций. «Меня пригласили на пост художника-постановщика фильма, когда я украшал детскую для внука, — признался Стюарт Крэйг. — Я взял билеты до Лос-Анджелеса и прочитал книгу в полете. Честно говоря, я испугался. Первая мысль, которая пришла в голову: "Сможем ли мы воплотить этот невероятный волшебный мир в реальность?"». В распоряжении Крэйга оказалось 700 человек, которые оккупировали практически все помещения знаменитой студии Leavesden. Создатели фильма открыли отдельные цеха для декораторов, реквизиторов, костюмеров, гримеров и прочих специалистов. И это не считая семи огромных съемочных площадок, на которых возводились залы и прочие помещения Хогвартса. Чтобы облегчить работу декораторам, Джоан Роулинг нарисовала подробный план замка. «Во время первой встречи с писательницей я спросил, как выглядит Хогвартс и прилегающая территория, — вспоминает Стюарт Крэйг. — Джоан взяла карандаш и буквально за пару минут нарисовала детальную карту. Я был поражен тем, насколько хорошо она представляет свой мир. Ее рисунок помог при строительстве декораций и поиске нужных локаций». «Я боялся, что "Философский камень" превратится в один из тех фильмов, в которых спецэффекты становятся важнее сюжета, — признался Коламбус. — Иногда компьютерная графика скорее вредит, чем идет на пользу. Я бы не согласился снимать картину, если бы не знал, что мы построим настоящие декорации. Что же касается спецэффектов, они должны были стать пусть и приятной, но всего лишь вишенкой на торте». Поттериана внесла огромный вклад в развитие британской киноиндустрии. До старта франшизы мало кто слышал об английских студиях по производству компьютерной графики. При создании первого фильма WB заказывала спецэффекты в основном у американских компаний. Вскоре стало понятно, что создателям киносерии будет проще, если съемки картин и производство CGI будут проводиться рядом. Большинство сцен с участием компьютерных персонажей стали создаваться в Британии, благодаря чему местные студии прославились на весь мир. Как это часто бывает при работе над фильмами с юными актерами, родители волновались, что у их чад возникнут проблемы в учебе. Студия позаботилась, чтобы на протяжении всей киносерии Рэдклифф и компания не отставали от сверстников и получали нужные знания. Более того, Коламбус распорядился, чтобы актеры делали уроки и читали учебники прямо во время съемок. Этим ходом он убил сразу двух зайцев: детишки черпали новую информацию и делали сцены учебы максимально реалистичными. Согласно британским законам, дети могли находиться на съемках не более девяти часов в день. Три из них уходило на занятия с преподавателями. После каждого часа работы студия давала детям 15-минутную паузу. В середине дня также делался часовой обеденный перерыв. В итоге получалось, что дети находились перед камерами всего 4-5 часов в день. Чтобы обезопасить себя, студия включила в контракты с юными звездами стандартные для долгоиграющих киносерий запреты. К примеру, они не могли посещать горнолыжные курорты даже в перерывах между съемками: любая травма могла обернуться паузой в производстве следующей ленты. Практически все сцены фильма снимались в хронологическом порядке. Исключением стал фрагмент, в котором Гарри, Рон и Гермиона отправляются домой после первого года учебы в Хогвартсе. Чтобы сэкономить средства на аренду поезда, авторы фильма решили снять вступительную и заключительную сцены вместе. «В первый рабочий день мы снимали, как Гарри, Рон и Гермиона садятся в поезд до Лондона, — раскрыл тайну Коламбус. — Герои прощались с Хагридом, а на самом деле это было начало незабываемого кинопутешествия». На последние дни отложили съемки квиддича, которые требовали особой хореографии и применения компьютерной графики. Дэниэл Рэдклифф оправдал выбор на роль Гарри и оказался на редкость добрым мальчишкой. Однажды он заметил, что Ричард Харрис с трудом запоминает свои реплики. Рэдклифф прикинулся, что у него такие же сложности. Актеры начали прогонять диалоги Дамблдора и Поттера за кадром, чтобы у Харриса не возникало проблем перед камерой. Как оказалось, Эмма Уотсон тоже похожа на свою героиню. Будучи примерной ученицей, актриса заучивала не только свои, но и чужие реплики. Вскоре Коламбус увидел, что девочка движет губами во время фраз других персонажей. Режиссеру пришлось поговорить с Эммой, чтобы та сдерживала себя. Роулинг предлагали сыграть мать Гарри в сцене с Зеркалом Еиналеж, но писательница отказалась от роли. Она боялась испортить эту важную сцену и настояла на том, чтобы студия нашла профессиональную актрису. Дэвид Брэдли оказался поклонником школы Станиславского. Чтобы вжиться в образ Аргуса Филча, он снял небольшой домик в ирландской глуши. Единственной спутницей актера стала его кошка. Спустя месяц британец вышел на съемочную площадку «Философского камня», имея четкое представление об одиноком образе жизни своего персонажа. На съемках поттерианы Коламбус понял, что лучшее — враг хорошего. Авторы фильма хотели добиться максимальной схожести актеров и книжных героев. Перед началом съемок они выдали Рэдклиффу специальные контактные линзы. «В книгах у Гарри зеленые глаза, — напомнил актер. — Понятно, что мои голубые не соответствовали литературному образу. Мы пробовали контактные линзы, но от них у меня постоянно болели глаза. В итоге мы отказались от этой затеи». Вскоре Дэниэл столкнулся еще с одной серьезной проблемой. «После начала съемок у меня на лице появились какие-то странные пятна. Ушло несколько дней, прежде чем мы разобрались в проблеме. Оказалось, у меня аллергия на никель, содержавшийся в оправе очков. В тот момент я подумал: "Какой ужас, у меня аллергия на очки Гарри Поттера". К счастью, проблема разрешилась, когда реквизиторы сделали новые», — вспоминает актер. В схожую ситуацию попала Эмма Уотсон, который пришлось носить зубные протезы. «В первом романе у Гермионы крупные передние зубы, — освежил память читателей Крис Коламбус. — Мы хотели соответствовать книжному образу и приготовили для Эммы специальный протез. Стоило начать съемки, как я понял, что ей будет трудно играть и разговаривать с такими фальшивыми зубами. В дальнейшем мы отказались от протеза, но если вы хорошо присмотритесь, то поймете, в какой сцене он все-таки использовался». Руперт Гринт настолько вжился в роль Рона, что начал рисовать карикатуры на Алана Рикмана. «Однажды я закончил очередной шарж, — вспоминает актер. — Оглянувшись, я увидел за собой Алана. По спине прошел холодок». К счастью для юного актера, у Рикмана оказалось прекрасное чувство юмора. В бонус-материалах к заключительной части франшизы Алан признался, что сохранил ту карикатуру: «Я попросил Руперта расписаться и оставил рисунок себе. Он занял особое место в моей коллекции памятных киновещей». Перед началом каждого учебного года студенты и учителя Хогвартса обновляли свои гардеробы. Исключением стал Северус Снейп, который проходил всю франшизу в одинаковом темном костюме. Дизайнеры «Философского камня» проделали настолько хорошую работу, что их коллегам не пришлось менять облик преподавателя в следующих фильмах. «Зачем трогать то, что и так прекрасно работает?, — сказала костюмер «Узника Азкабана» и дальнейших частей франшизы Яни Темиме. — Наряд Снейпа просто идеален». Чтобы вознаградить актеров за прекрасную работу, создатели фильма превратили сцену в Большом зале Хогвартса в настоящий пир и заготовили множество деликатесов. Вскоре они поняли, что это была плохая затея. «В первом фильме вся еда была настоящей, — сказал Уорвик Дэвис, сыгравший профессора Флитвика. — Актеры садились за стол и набирали полные тарелки мяса, овощей и печеной картошки. На следующий день Крис сказал, чтобы все только изображали трапезу. Никто не хотел рисковать, ведь еда простояла под осветительными приборами более суток. На четвертый день съемок мы чуяли запах Большого зала за километр. Работа в таком аромате превратилась в суровое испытание». Студия извлекла уроки из этой ошибки: на съемках следующих фильмов в сценах с пирушками использовалась в основном бутафорская пища. Реальными на съемках «Философского камня» были не только деликатесы, но и письма из Хогвартса. Коламбус распорядился, чтобы их написали от руки, а не распечатали на компьютере. У дрессировщиков ушло полгода, чтобы научить сов переносить письма в клювах. Стоило крылатым актерам прибыть на съемки, как выяснилось, что приготовленные конверты слишком тяжелы. Реквизиторам пришлось в срочном порядке переписывать сотни писем на более легкой бумаге. Интерьеры Хогвартса снимались в нескольких зданиях — Глостерском соборе, Лакокском аббатстве, Даремском соборе и Аббатстве Уитби. Для сцен в Большом зале использовались помещения знаменитого колледжа Крайст-черч. Любопытно, что декораторы построили всего одну движущуюся лестницу для съемок внутри Хогвартса. Все остальные создали с помощью компьютерной графики. Создатели поттерианы использовали тот же трюк, что и Питер Джексон при съемках «Братства Кольца». Чтобы показать разницу в размерах Хагрида и учеников Хогвардса, декораторы создали две хижины великана. Одна была обычного размера и использовалась для сцен с Робби Колтрейном. Вторая была гораздо больше и содержала увеличенные предметы. В ней снимались крупные планы Гарри, Рона и Гермионы. Говоря о составляющих успеха поттерианы, нельзя не упомянуть волшебную музыку Джона Уильямса. Изначально студия обращалась к Джеймсу Хорнеру, но тот не смог выкроить время в своем плотном графике. Вскоре возник вариант с Уильямсом, который уже сотрудничал с Коламбусом при работе над «Мачехой» и киносерией «Один дома». Джеймс и Джон сошлись в борьбе за «Оскар — 2002». Первый претендовал на главную кинопремию мира за музыку к «Играм разума», а второй — за саундтреки «Искусственного разума» и «Философского камня». Друзья-соперники так и не выявили лучшего: золотой истуканчик отправился к Говарду Шору, поразившему академиков работой над «Братством кольца». Мировая премьера «Философского камня» состоялась 4 ноября 2001 года в лондонском кинотеатре Odeon Leicester Square, интерьеры которого оформили под школу волшебства Хогвартс. 10 и 11 ноября прошли предпоказы в Великобритании, а широкий международный прокат стартовал ровно 20 лет назад, 16 ноября 2001 года. Фильм получил отличные отзывы в прессе и номинировался на «Оскар» в категориях «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы» и «Лучшая оригинальная музыка». История пользовалась огромным успехом по обе стороны океана. В США «Философский камень» заработал за 16 ноября $32,3 млн, установив новый голливудский рекорд по сумме сборов за один день. Всего американцы отправили в копилку блокбастера $317 млн. Еще $657 млн добавили зрители из других стран. Стало понятно, что поттериана станет одним из главных кинособытий XXI века. О любви зрителей к фэнтезийной франшизе говорит хотя бы тот факт, что прошлогодний ограниченный 3D-релиз «Философского камня» хоть и пришелся на разгар пандемии, но собрал солидную сумму и помог фильму разменять гроссмейстерскую отметку в $1 млрд. «Мы хотели, чтобы фильм заставил поверить в чудо, — сказал Крис Коламбус. — Чтобы на финальных титрах у каждого ребенка возникла мечта, что завтра ему придет послание из Хогвартса». Поклонники поттерианы действительно получили такое письмо: мы были одноклассниками Гарри, Рона и Гермионы на протяжении восьми фильмов и будем всегда и с большим удовольствием возвращаться в Хогвартс при повторных просмотрах франшизы.... подробнее