Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
04.02.2013 16:45

«Мастер»: рецензия

«Иметь в Америке фамилию Андерсон — все равно, что не иметь никакой», — так можно перефразировать крылатое выражение того самого барона Мюнхгаузена из знаменитой картины Марка Захарова.

В России известны как минимум три режиссера с такой фамилией. Первый — отец-основатель хоррор-франшизы «Обитель зла», по имени Пол Уильям Скотт. Его однофамилец Уэс известен чуть меньше, однако его инди-комедию «Королевство полной луны» приняли в нашей стране довольно тепло. И, наконец, самый титулованный из АндерсоновПол Томас, обладатель Золотой пальмовой ветви 2002 года как «Лучший режиссер» — со своим новым драматическим проектом «Мастер» сегодня в центре нашего внимания.

Пол Томас Андерсон из той когорты режиссеров, которые не торопятся реализовать свои проекты в срок, точно заданный продюсером, Андерсон — режиссер в лучшем смысле независимый. Он снимает не так часто, зато каждый его проект — по-настоящему знаковое событие.



«Мастер» нельзя отнести ни к мейнстриму, ни к арт-хаусу. С одной стороны, картина не требует сильного мозгового напряжения в попытках распутать клубок замысловатых метафор, с другой — зритель должен быть готов к тому, что ему придется слушать и разбираться с тем, что, когда, зачем и почему говорят герои фильма.

«Мастер» — одна из лучших работ Андерсона, несмотря на то, что мы не найдем в ней ни болезненного капиталистического прикуса, как в оскароносной «Нефти», ни задорной предвзятости математики судьбы, как в «Магнолии». Фильм все равно очень хороший, ведь неспроста некоторые кинокритики рассматривают Андерсона как творческого правопреемника Стэнли Кубрика.

Режиссер потрясающе воссоздает психологический климат Северной Америки после Второй мировой войны, умело и к месту вписывая в данную канву появление нового мессии, героя Филипа Сеймура Хоффмана, по имени Ланкастер Додд. После войны в Америке наступило преображение. Жить в этой стране становилось все комфортней. Во многом именно это и стало причиной появления бесчисленного множества авантюристов и шарлатанов, расплодившихся по территории страны от Аляски до Флориды. Додд — один из ярких образов «нового пришествия», который одновременно и не без удовольствия примеряет на себя одну за другой мантии мастера, гуру, мистика, философа, физика-ядерщика, врача, писателя, наставника и друга.

Мастер — обаятельный и харизматичный, он балагур и весельчак, его искренне любят, им искренне восторгаются. «Прежде всего, я человек, безнадежно любознательный человек, как и вы», — говорит Додд всем своим последователям. Он приветлив, расположен к людям, но только до того момента, пока дело не касается скепсиса в отношении его учения. Позволившие себе усомниться неизбежно сталкиваются с неприкрытой животной агрессией учителя.

Если представить учение Ланкастера Додда в виде тезисов, то выглядит оно примерно так: «Ученые заблуждаются, и Земля существует триллионы лет. Человек как матрешка хранит в себе опыт множества предыдущих жизней, травмы и ошибки, прожитые в прошлых столетиях. Чтобы отправиться навстречу успеху, необходимо «открыть» эти предыдущие жизни, и тогда твоим возможностям не будет предела».

Второй герой — альтер эго Мастера, демобилизовавшийся моряк Фредди Куэлл (его роль исполнил Хоакин Феникс).

Куэлл с первых кадров вызывает к себе глубокое отвращение. Он не просто необразованный, нищий, голодный, сексуально озабоченный, потерянный для общества, скособоченный бродяга-алкоголик с признаками бесконтрольной агрессии — он суть того, каким быть не надо. Вернувшись в послевоенную Америку 50-х, Фредди не нашел ничего лучше, чем встать на путь разврата, алкоголизма и девиации. Разумеется, последствиями такого образа жизни и стали все вышеперечисленные признаки. Встреча с Доддом становится для Фредди единственно возможным спасением.

Как любой религиозный культ, учение Додда приобретает статус пристанища для нищих, обездоленных и убогих. Именно в таком качестве поступает на работу к Учителю бывший военный моряк, и именно этим он вызывает симпатию, в отличие от других послушников. Остальная масса приспешников слащава и обезличена, а потому малоинтересна. Отдельного внимания заслуживает разве что властная жена ДоддаПэгги (Эми Адамс), истинная роль которой становится понятной не сразу.

«Сотрудничество» с Фредди стало своего рода курсом повышения профессиональной квалификации Ланкастера Додда. Одно дело обуздать замыленные телесериалами мозги домохозяйки, совсем другое, когда перед тобой военный моряк-мизантроп, искренне ненавидящий себя и окружающих. Закономерным следствием этой «дружбы» стало зарождение внутренней симпатии к моральному уродцу со стороны Учителя. Додд относится к Фредди как к другу: он смеется над его пошлыми шутками, хвалит и пьет его убийственный коктейль, смешанный из ракетного топлива, фотореактивов, технического спирта и прочих ядов.

Что касается самого учения, то Ланкастер и его квазирелигиозный культ был в какой-то части списан с саентологии Л. Рона Хаббарда. И хотя данный термин ни разу не упоминается в картине, и сам Андерсон решительно отрицает «причастность» саентологии к его творению, по косвенным признакам уловить отголоски учения все-таки можно. В частности, серия психологических тестов под названием «обработка» есть не что иное, как «одитинг» — своего рода «авторитетный», или «командный» гипноз, основанный на практике многократного повторения простых, но жестких вопросов, требующих молниеносного ответа на них. Однако в целом учение Ланкастера все-таки является продуктом собирательного образа.

Отдельного внимания заслуживает операторская работа Михая Милаймара-младшего. Обилие крупных планов, потрясающие пейзажные съемки идеально дополняют концепцию сценария. 70-миллиметровый формат пленки воссоздает и подчеркивает образы пышного визуального великолепия лучших мелодрам середины 50-х.

Вместе с героями мы проезжаем через всю восточную часть послевоенной Америки с севера на юг. Перед нами возникают то снобистские образы величественного Нью-Йорка, то одноэтажная Америка с ее немного отвязной Филадельфией. Апофеозом путешествия становится конечный пункт назначения — раскаленная пустыня в Аризоне.

Напомним, что релиз картины намечен на 16-е февраля.
Рубрика: Рецензия
Теги: , рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
146
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
147
Пленницы
Prisoners (8.10)
148
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
149
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
150
Король говорит!
The King's Speech (8.00)
151
Хоббит: Нежданное путешествие
The Hobbit: An Unexpected Journey (8.00)
152
Район №9
District 9 (8.00)
153
Парк Юрского периода
Jurassic Park (8.00)
154
Звездный путь
Star Trek (8.00)
155
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
весь топ