Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
02.04.2012 19:04

«Никого не жалко, никого»: рецензия на «Краткий курс счастливой жизни»

Вообще, сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» — очень странный сериал. Настолько странный, что вряд ли какая-либо рецензия может послужить ориентиром, смотреть его или нет. Но мы все же попробуем.

Начнем с того, что ККСЖ транслируют по одному из центральных каналов, почти в прайм-тайм — внимание! — тем же людям, что не мыслят своей жизни без передач «Давай поженимся» и «Пусть говорят!».

В то же время, «Краткий курс» на ура идет в интернетах, где Грегори Хаус и Хэнк Муди канонизированы и почитаемы не меньше того же Малахова. В отличие от прочего российского «мыла», которое за редким исключением проходит мимо этой группы зрителей незаметно, как будто и нет его в природе.

Вкратце сюжет. Четыре женщины, что-то около 30-ти, красивые, сытые, хорошо одетые, обеспеченные работой и не обделенные мужским вниманием, жадно ищут счастья. Не очень себе до конца представляя, где его искать и что это, собственно говоря, такое. При этом их окружают мужчины, много мужчин, но все какие-то невдалые: глубоко женатые, конченые алкаши, косоглазые маньяки (прекрасное камео Романа Волобуева!) и прочие «экспонаты». То есть, по статистике Валерии Гай Германики и ее сценариста Анны Козловой, на десять девчонок сегодня если что-то и приходится, то точно не ребята.

Режиссер, хорошо известный отечественному зрителю по своим предыдущим, не менее скандальным, проектам про публику помоложе — фильм «Все умрут, а я останусь» и сериал «Школа», — продолжает ковыряться в старых ранах зрителя (в основном, зрительниц). При этом демонстрируя приобретенное за годы работы в этом направлении мастерство: «Так, тут не больно? А здесь? И здесь нет? А вот так если? Ага! Вот оно!». У Валерии и Анны все предельно честно — от целлюлита до лошадиного шампуня, от вечно жующего бывшего до рыбьих глаз нынешнего. Вот только вряд ли эти болезненные процедуры приведут к повсеместному исцелению подопытного, пациента то есть, — зрительницы. Впрочем, за исцелением к Германике не любой пойдет.

Тот зритель, «малаховский», увидит только наш ответ «Сексу в большом городе», причем ответ весьма сумбурный. Возьмите любую среднестатистическую участницу/почитательницу передачи «Пусть говорят!» из какого-нибудь ПГТ, которая задержалась вдруг вечером у телека и увидела это. Ее ведь наверняка и муж регулярно лупит, соседи за стенкой дезоморфин варят, на рынке гнилую картошку продают, и ни одних целых колготок не осталось.

Ей ведь до этих четырех цац как до героинь «Секса» — как до звезды, значит. Она ведь даже не догадается, где зарыт рецепт счастливой жизни, и решит, что вот же он: сходи на курсы игры на кожаной флейте и вуаля — мини-купер, красивая собачка и мужик, который моется чаще, чем раз в месяц. «Вот оно, глупое счастье, с белыми окнами в сад». И не нужно говорить, что ККСЖ — чернуха. Чернуха — это Балабанов и Малахов, а «Краткий курс» — просто концентрат всего неприятного глазу и уху, что есть в современных женщинах. С ложкой меда, между прочим: детей-то и собак они любят, честными быть стремятся, своих «на войне» не бросают и так далее, то есть все же не совсем убогие.

Между тем, происходящее на экране скорее демонстрирует то, как жить не надо. А непосредственно «курс», он в голосе за кадром (это Ирина Хакамада, если кто не узнал). Только очень сложно на этом голосе сосредоточится, когда на экране кто-то постоянно совокупляется и мышей расстреливают из табельного оружия.

В действительности, восприятие ККСЖ зависит лишь от того, с какой стороны этой, с позволения сказать, реальности вы обитаете. Если вне — жалко их. Если внутри и хоть как-то рефлексируете — жалко себя. Если вы Валерия Гай Германика«никого не жалко, никого». Очень показателен в связи с этими выводами спич Катюши (Ксения Громова) про остановку ее детства, куда она выходила с утречка и натыкалась глазами на конкретное: «Иди на...», нацарапанное прямо на уровне глаз. «И вот каждое утро у меня было ощущение, что именно туда я и иду...», — сказала Катюша своему случайному собутыльнику, как линию провела, за которой у нее совсем другая жизнь началась.

При всей гнусности подачи актерская игра в сериале выше всяких похвал, что тоже очень странно, потому что хвалить по сути нечего. Они вроде и не играют, а вроде и не фальшивят. У Германики и ее сценаристки какая-то особая ткань разговорной речи соткалась — есть к чему придраться, но и влюбиться тоже легко. Ходченкова (Саша), кстати, в очередной раз доказала, что с актерским потенциалом у нее все в порядке. И даже похудев, она не потеряла, а обрела. Вспомните ее в фильме «Благословите женщину» — такую Светлану модный режиссер Валерия сниматься бы к себе не позвала.

С музыкальным оформлением вообще полный привет. Потому что в здравом уме ни один зритель с хорошим музыкальным вкусом такое слушать не станет. Но здесь все эти попсовые сопли настолько в тему, что способны прошибить слезу, особенно у чувствительных особ. Как бывает хоть раз с каждым страстным поклонником оголтелого инди, который вдруг (чаще всего в пьяном угаре или будучи брошенным своей инди-девушкой) по радио услышит какую-нибудь Таню с ее «Обломками чувств», и все. Так она ему в душу западет, что он эти «Обломки» в своем «вконтактике» запишет как 65daysofstatic, и будет слушать втихаря, лелея этот новый (или давно забытый) тик в районе грудной клетки.

Мужчинам лучше ККСЖ не смотреть вообще. Или смотреть только на Анечку Слю (Аня). Эта вишенка на тортике стоит того, чтобы съесть ее первой (тортик можно выкинуть, он несвеж). Любые же попытки осмыслить и переварить сериал могут ненароком привести мужчину к ложному ощущению того, что вот теперь-то он их, женщин, начал разуметь. Как бы не так. Этот сериал — лишь вершина айсберга, если вы понимаете, о чем мы...

В вину Германике можно было бы поставить камеру, от которой среднего российского зрителя (а в это время он уже обычно бывает немного не тверез) немилосердно мутит. Но, во-первых, не Германика придумала так аппаратурой размахивать (и почему этим же зрителям проект Догма-95 не показывают?), а во-вторых, к этой качке привыкаешь, как и ко всему наносному в данном сериале.

И остаются только четыре женщины: такие понятные, такие потрясающие и потрясающе одинокие и при этом не осознающие своего красивого, сытого, мирного счастья. Сашенька, Катюша, Любочка, Анечка — желаем вам всем скорейшего хеппи-энда. Хотя бы вам...
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
122
Останься со мной
Stand by Me (8.10)
123
Комната
Room (8.10)
124
Ультиматум Борна
The Bourne Ultimatum (8.10)
125
Игры разума
A Beautiful Mind (8.10)
126
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2
Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 (8.10)
127
Малышка на миллион
Million Dollar Baby (8.10)
128
Двенадцать обезьян
Twelve Monkeys (8.10)
129
Марсианин
The Martian (8.10)
130
Город грехов
Sin City (8.10)
131
Терминатор
The Terminator (8.10)
весь топ