В эти выходные завершил свою работу 61-й Берлинский кинофестиваль. Международное жюри во главе с актрисой Изабеллой Росселлини (Синий бархат, Смерть ей к лицу) раздавало направо и налево «слонов» – в нашем случае «медведей». Результаты были заранее толерантно предсказуемы. Фаворит определился практически сразу, и, надо сказать, вполне достойно. Всегда приятно отметить, что иногда такие разнополярные понятия, как «политика» и «просто интересное кино», совпадают.
«Золотой медведь» впервые в истории Берлинале едет в Иран. Главный приз вручили семейной драме с общественно-политическим и религиозным подтекстом Надер и Симин: Развод режиссера Асгара Фахради. Фильм вообще стал триумфатором. Актерский ансамбль кинокартины получил «Серебряных медведей» за лучшую мужскую и женскую роли. Это актеры Сарина Фахради и Сарех Байят, Пейман Моади, Бабак Карими и Али Ашгар Шахбаци.
Фильм рассказывает о старом как мир конфликте «отцов и детей» - между религиозными традициями мусульманского общества и «цивилизационным прорывом» образованной городской элиты, который не факт что полезен для Востока, но факт, что неизбежен.
Режиссер фильма, выступая перед аудиторией в Berlinale Palast, сказал, что никогда не думал, что победит, и отметил, что кино является для него средством политического самовыражения.
«Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы думать о людях моей страны, страны, где я рос, где я изучал историю. Это - великие люди, терпеливые люди…».
В своей речи Фахради воздал должное своему соратнику - режиссеру Джафару Панахи (Офсайд), который не смог приехать в Берлин, чтобы участвовать в работе международного жюри.
За антиправительственную деятельность его приговорили к шестилетнему сроку тюремного заключения, запретили снимать фильмы и выезжать из Ирана в течение 20 лет.
«Я действительно думаю, что его проблемы будут скоро решены, и надеюсь, что он будет стоять здесь в следующем году», - объявил Фахради.
Российская картина об очевидцах чернобыльской катастрофы В субботу режиссера Александра Миндадзе (Отрыв) осталась без наград. А вот в прошлом году российский урожай «медведей» был богаче - картина Как я провел этим летомАлексея Попогребского получила трех «Серебряных медведей».
Зато показ документального фильма о Михаиле Ходорковском режиссера Кирилла Туши (Ночная страна) собрал полные залы, что еще раз подтверждает остросоциальную окраску Берлинале. По окончании сеанса картине рукоплескал весь политический бомонд Германии.
Гран-при жюри достался картине «Туринская лошадь» венгерского режиссера Бела Тарра (Человек из Лондона). «Новая волна» румынского кино действительно восхищает. Ни у кого уже не вызывает сомнения, что на карте Европы появилась новая кинодержава, бросившая вызов ветеранам синема - Франции, Италии, Германии. Каждый год отмечен премиями крупнейших кинофестивалей, присужденными фильмам или кинематографистам из Румынии.
Приз Альфреда Бауэра, названный по имени основателя фестиваля и присуждаемый за особое новаторство, получил германский режиссер, сценарист и актер Андрес Вейль за фильм Если не мы, то кто.
Приз зрительских симпатий завоевал фильм Даже дождь с участием Гаэля Гарсии Берналя (Мамонт, Наука сна). Картина выдвигалась в этом году на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» от Испании.
Что же, каждому свое. Англомания Британской киноакадемии и неприкрытая политическая заинтересованность «берлинских медведей» - таков итог европейских кинофестивалей. Слово за Северной Америкой.