Послание обществу и рука Бога: итоги 78-го Венецианского кинофестиваля
В 2020-м организаторы Венецианского кинофестиваля не побоялись провести смотр, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, а уже в этом году остров Лидо готов был принять еще большее количество гостей. Программа фестиваля пестрила известными именами, а вне Основного конкурса были показаны амбициозные новинки вроде «Дюны» и нового «Хэллоуина». Зрители не раз приветствовали участников бурными овациями, так что перед жюри под предводительством Пона Джун-хо стоял непростой выбор.
В последние годы Венецианский кинофестиваль давал хороший старт обладателям «Золотого льва»: «Земля кочевников», «Джокер», «Рома» и «Форма воды» использовали свой триумф на Лидо, чтобы потом стать лауреатами премии «Оскар». Потому киноманам стоит повнимательнее присмотреться к победителям последнего Венецианского смотра, ведь нынешними наградами их успех вряд ли ограничится.
Кто и почему выиграет «Оскар — 2020». Гид по главной кинопремии
Истинные киноманы в курсе, что «Оскар» — далеко не главный маркер качества кино и не самый надежный ориентир в мире по-настоящему смелого современного искусства. Те, кто давно следит за самой престижной наградой, знают, что выбор Киноакадемии — решение скорее компромиссное, нежели резонансное. Академики, в составе которых большинство все-таки за актерами, выбирают фильмы максимально не раздражающие, не рисковые, часто не жанровые. Например, хорроры регулярно игнорируются как представители условно низкого жанра (в этом году обидно пролетели мимо номинаций «Солнцестояние» и «Маяк»). В число номинантов часто попадают крауд-плизеры — «Зеленая книга», «Титаник» — фильмы, не выводящие из равновесия и приятные массовому зрителю. Все неуютное, спорное, выбивающее из колеи чаще всего остается за бортом, а потому мысли синефилов сейчас витают не вокруг Лос-Анджелеса, а вокруг Парк-Сити, где недавно закончился фестиваль независимого кино «Санденс». И устремлены в Германию, где готовится к открытию Берлинале.
И все равно каждый год миллионы глаз прикованы к торжественной церемонии в кинотеатре «Долби». Люди отсматривают фильмы из списка претендентов на главный приз, делают ставки, спорят с коллегами и родными до чертиков в глазах, а потом ночь не спят, чтобы к рассвету вместе со всем миром узнать ответ на вопрос «The Oscar goes to… who?». Все дело в том, что оскаровский срез — отличное отражение тенденций, которыми дышат западный кинематограф и, конечно, общество. Посмотрев номинированные на «Оскар» фильмы разных лет, легко понять, какие идеи занимали головы людей в тот год. Пару лет назад все были обеспокоены проблемами мигрантов, и победу одержала «Форма воды» — этакий «Клуб неудачников» от Гильермо дель Торо. К тому же «Оскар» — это все же праздник хорошего зрительского кино и яркий итог всего, что происходило в мейнстриме за минувшие 12 месяцев.
В начале года режиссер Альфонсо Куаронполучил премию «Оскар» за полнометражный фильм «Рома», снятый на базе стриминговой платформы Netflix. Этот успех заставил гения еще раз обратить внимание на телеиндустрию, но на этот раз Куарон выбрал другой канал. Источники сообщают, что режиссер подписал контракт на создание новых проектов для будущего онлайн-сервиса Apple TV+. Сразу несколько гигантов боролись за внимание Куарона, но «надкушенное яблоко» вырвало победу у конкурентов, предложив мексиканцу самую крупную сумму.
Хотя о перспективах сотрудничества пока известно мало, как и в целом о планах Apple TV+, новость о том, что режиссер «Гравитации» снимет сериал, все равно потрясает воображение. Альфонсо Куарон — обладатель четырех «Оскаров» за режиссуру, операторскую работу и монтаж, а также лауреат «Золотого глобуса» и BAFTA. Каждая его работа представляет собой душераздирающее зрелище, полное реалистичных человеческих эмоций, независимо от того, разворачивается действие в бедном мексиканском городке или на орбите Земли.