Актерско-режиссерский тандем двух талантливых людей всегда приковывает внимание зрителей, а когда их совместную работу длиной в четверть века скрепляет еще и настоящая мужская дружба, то будьте уверены — перед вами Мастера, чьи работы завоевали зрительское восхищение и признание даже самых придирчивых критиков. Истинные сыны Нью-Йорка, выросшие в одном квартале, Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро — сегодня наши герои.
Список из восьми картин знаменитой пары, которые вам предлагает вспомнить LostFilm.INFO, в ближайшем времени может пополниться. Скорсезе планирует заняться байопиком «первого великого певца спален наших дней»Фрэнка Синатры и видит Де Ниро в роли певца Дина Мартина. А также в роли киллера мафии Фрэнка Ширана по прозвищу «Ирландец» в фильме по роману Чарльза Брандта«Говорят, ты красишь дома». И в картине «Комик»…Скорсезе словно спохватился, вспомнив о Де Ниро спустя 15 лет, ведь последняя их совместная работа датируется 1995 годом.
Итак, плывем по волнам памяти.
В 1973 году за плечами 30-летнего Де Ниро было 9 ролей первого и второго плана, а в копилке Скорсезе — лишь одна картина «Кто стучится в дверь ко мне?» Оба — молодые, оба — начинающие. Знакомство организовал режиссер Брайан Де Пальма, у которого Де Ниро снялся в двух картинах — «Приветствия» и «Привет, Мама!». Скорсезе искал исполнителя на одну из главных ролей для своей картины «Злые улицы». Де Ниро сыграл уличного бандита, который задолжал деньги многим ростовщикам и схватил пулю от одного из них. Роль Джонни-боя принесла ему премию Национальной ассоциации кинокритиков Америки, а Скорсезе — взлет по голливудской лестнице.
Следующая встреча не заставила себя долго ждать. В 1976 году Скорсезе снимает картину «Таксист» — реалистическую зарисовку 70-х, о «царящем в мире безумии», ветеранах Вьетнама, которые, вернувшись из военного ада, попадают в ад мирный… Де Ниро играет социопата таксиста, работающего по ночам, потому что он не может привыкнуть к «нормальной» жизни. Прототипом героя стал Виктор Маньотта — друг Скорсезе, служивший в свое время во Вьетнаме.
Судьба «Таксиста» удивительна. Раскрывшийся в полной мере режиссерский талант Скорсезе принес картине 18 кинопремий, среди которых «Золотая пальмовая ветвь»,две премии BAFTA и 4 номинации на «Оскар». Джон Хинкли, покушавшийся на президента Рональда Рейгана, во многом ассоциировал себя с героем Де НироТрэвисом Биклом. После просмотра картины Хинкли на протяжении многих лет преследовал актрису Джоди Фостер (сыгравшую в фильме малолетнюю проститутку), а потом решил, что покушение на главу государства стопроцентно обеспечит ему внимание Фостер.
Истинный житель Нью-Йорка, Скорсезе не мог не увековечить свое признание в любви Вечному Городу. И выбрал для этого самый нью-йоркский жанр — мюзикл. Историю любви джазового музыканта и певицы разыграли Де Ниро и Лайза Миннелли — неразрешимый конфликт мужчины и женщины, чьи таланты равны, но кто-то из них добивается большего успеха.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк» провалился в прокате, но главная музыкальная тема New York, New York в исполнении Фрэнка Синатры стала визитной карточкой Большого Яблока. От Скорсезе ушла жена, а он сам едва не умер от передозировки кокаина. Но его друг Де Ниро убедил режиссера воскреснуть в творчестве и снять фильм на тему «здорового образа жизни» и спорта.
«Я очень хотел сделать этот фильм, а Марти нет. Он ничего не понимал в боксе, кроме того, что это — «физическая игра в шахматы». Мне же пришлась по нраву идея сыграть боксера итало-американского происхождения, вышедшего из низов». Де Ниро был убедителен.
Так появился фильм об известном боксере, чемпионе мира Джейке ЛаМотте.Де Ниро спас жизнь Скорсезе, а взамен тот подарил ему возможность сыграть характерную роль, за которую Де Ниро получил заветную статуэтку дядюшки Оскара. Актеру пришлось прибавить в весе на пару-тройку десятков кило, чтобы «войти в образ».
Фильм 1980 года «Бешеный бык» основан на воспоминаниях бывшего боксера о своей блестящей карьере на боксерском ринге и его драматических отношениях с родными и тренером. Если верить теории сублимации, то перед нами — идеальный ее образец. Благодаря искусству Скорсезе вошел в десятку лучших режиссеров — и «завязал».
«Король Комедии» — первая проба Скорсезе в скользком комедийном жанре, работать в котором может далеко не каждый режиссер. Картина сделана на сочетании драмы и черной комедии и перекликается с его серьезными работами. Руперт Папкин — житель Нью-Йорка, убежденный в своей гениальности. Он жаждет признания, но не соразмеряет мечты и степень своего таланта. Руперт искренне верит, что слава «короля комедии» может свалиться на него при удачном стечении обстоятельств. Впрочем, подтолкнуть судьбу тоже не помешает, и Руперт выкрадывает известного комика, надеясь «экстравагантным поступком» привлечь внимание зрителей.
Внешняя блестящая жизнь, мишура привлекают героя Де Ниро, делая его постепенно таким же одержимым, как и «бешеного быка», и «таксиста»… Но шанс в виде зрительского признания, который Скорсезе вручает на этот раз своему герою, кажется нереальным. Такое может быть только в легкой комедии.
Следующая встреча Скорсезе и Де Ниро состоялась только спустя 8 лет. Оба за это время сделали крупные этапные картины. У Де Ниро — «Однажды в Америке», «Бразилия». У Скорсезе — «Последнее искушение Христа» и «Цвет денег», за который получил «Оскара». В 1986 году Мартина заинтересовал роман Ника Пиледжи«Умник», и за год он совместно с автором книги написал сценарий. Студия Warner Bros. согласилась взяться за производство «еще одной гангстерской картины» только при одном условии: если там появится Звезда. Старый друг режиссера Де Ниро снялся всего в нескольких сценах, зато каких!
Картина «Славные парни» заняла 2-е место в списке лучших гангстерских фильмов сразу после копполовского«Крестного отца». А фраза «Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером» стала культовой. Сюжет фильма основан на реальных событиях. И бытует даже «история» (впрочем, ничем и никем не подтвержденная) о том, что настоящий Джимми Конуэй был очень горд тем, что его сыграет сам Де Ниро, и звонил актеру из тюрьмы, чтобы дать пару ценных советов…
Самый кассовый на тот момент фильм Скорсезе — «Мыс страха», ремейк одноименной картины 1962 года, собравший в прокате $87 млн. Режиссер взял сюжет старого фильма, изменил множество сцен, но оставил музыку и финал. Скорсезе исследует психологию маньяка, который выходит из тюрьмы и начинает преследовать адвоката, не сумевшего его защитить, и его семью. Неоднократно доказавший способность сыграть любого персонажа Де Ниро предстает на этот раз в роли главного злодея — психопата Макса Кэйди. По признанию Скорсезе, Роберт Де Ниро «оказался просто бесподобным в образе безжалостного ангела мщения». Саспенс и психологическое напряжение в картине выдержаны на высоком уровне, и фильм по праву стоит в одном ряду с лучшими триллерами 90-х.
Традиции классических гангстерских фильмов продолжила картина «Казино» 1995 года. В фильме сыграли два любимых актера Скорсезе — Джо Пеши и Роберт Де Ниро, которые неоднократно до этого встречались на одной съемочной площадке.
Трехчасовой фильм стал эпохальным событием для всех, кто в ней участвовал. Работа игорного заведения разобрана детально — так что фильм можно считать наглядным пособием для всех, кто «в деле». Джо Пеши в своем амплуа — напористый задира мафиози, артистичность которого фонтанирует с удвоенной силой, когда речь идет о больших деньгах. Шерон Стоун, по обыкновению, играет проститутку и женщину-вамп в одном флаконе. И над всем этим безумием — герой Роберта Де Ниро, управляющий казино в Лас-Вегасе. По словам Скорсезе, «образ Де Ниро очень сложный, это человек, всегда скрывающий свои эмоции. Опасный. А в жизни Роберт добрый, сострадательный, и зрители это знают…»
Эта картина стала последней на данный момент совместной работой Марти и Боба. Вторым кинофаворитом Скорсезе на многие годы стал Леонардо Ди Каприо. Но это уже совсем другая история.