Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
09.10.2012 23:33

«На дороге». Свобода приходит нагая. Рецензия

Права на экранизацию самого знаменитого романа Джека Керуака, ставшего священной книгой битников, выкупил, как известно, еще Мартин Скорсезе в какие-то совсем незапамятные времена. Роль писателя Сола (в каких-то вариантах перевода, в основном, книжных — Сал или Сэл) Парадайза, главного героя, в котором трудно не узнать автора, должен был сыграть Брэд Питт, но так и не сыграл. А если бы сыграл, было бы любопытно сравнить его с Джонни Деппом в «Ромовом дневнике», но это уже к делу не относится.

Если честно, вышеперечисленное — это все, что нужно знать собственно о фильме: роман сюжетная канва повторяет на зависть многим авторам экранизаций. Так что каждый может взять в руки книгу и прочесть ее — оно вообще полезно, а в случае с Керуаком еще и крайне увлекательно. Попробуем понять, почему вслед за все тем же «Ромовым дневником», повествующим о той же эпохе, фильм вышел в свет именно сейчас.



Первый кризис нулевых поразил Америку так сильно — не столько экономически (в этом плане досталось странам второго и третьего мира), сколько эмоционально — во многом потому, что воспрянувшая после Великой Депрессии нация сумела выработать иммунитет не только к левым идеям, но и к вирусу странничества и эскапизма. Битники и хиппи в этом смысле стилистически противостоят центральным персонажам американского кино 70-90-х, героям проигранной войны во Вьетнаме (даже «Форрест Гамп», даже он): разделение симптоматичное — люди, не сумевшие победить, но воевавшие, все равно важнее и глубже, чем не сбежавшие победители общества.

Возвращение на экраны свободных, но совершенно обреченных борцов с обществом — не случайность, а симптом.



Сол Парадайз (Сэм Райли) в картине показательно выкарабкивается, садясь в финале в приличный автомобиль, а его изумительный приятель Дэн Мориарти (Гаррет Хедлунд), душка, бабник (история их взаимоотношений с Мэри Лу (Кристен Стюарт) — дорогого стоит), талант и конченный подонок, все два часа блиставший то в роли гуру, то в роли шута, то в роли Казановы, грязным оборванцем остается на тротуаре, и режиссеру Уолтеру Саллесу нисколько его не жаль.

Америка, рассказывает нам «На дороге», сильна не тем, что у нее есть честные работяги, хорошие служащие, ветераны неудавшихся кампаний и — рядом с ними — декаденты, гомосексуалисты, наркоманы и странники, а тем, что из каждого можно извлечь свою пользу, всякого можно поставить на службу Отечеству.



Лишних не бывает, и дети Дэна и Камиллы (Кирстен Данст) еще выбьются в люди, мать умрет ради этого, но все получится. Поэт Карло Маркс (Том Стерридж) тоже сгодится, важно дать всем упасть так низко, чтобы было видно дно (или крышу мексиканской хижины): американское общество, разумеется, не идеально, но то, что творится за его пределами, в сто крат хуже, и никто не помешает вам проверить эту простую истину на себе.

Можно все, но и платит каждый сам. Свобода приходит нагая, но человек, голый, нищий, продуваемый всеми ветрами, обустраивает в итоге дом или садится за печатную машинку. И если уж вторая волна грянет, и новый Сол Парадайз отправится через всю страну на перекладных, никакого конца Америки не случится. Приедет домой, куда он денется.

И что-то подсказывает, что новый Сол скоро соберет свой рюкзак.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
112
Казино
Casino (8.20)
113
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
114
Нечто
The Thing (8.20)
115
На игле
Trainspotting (8.20)
116
13 причин почему
13 Reasons Why (8.20)
117
День сурка
Groundhog Day (8.20)
118
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
119
В порту
On the Waterfront (8.20)
121
В поисках Немо
Finding Nemo (8.10)
весь топ