Неожиданно ставшая настоящим кассовым хитом, картина "Чёрный лебедь" 42-летнего Даррена Аронофски окупила собственные затраты примерно в 20(!) раз, что, для столь не направленного на основную массу посетителей кинотеатров и в целом авторского кино, является просто феноменальным успехом. Безусловно талантливый и самобытный режиссёр в своих предыдущих четырёх фильмах смог доказать не только наличие у него мастерства, но и абсолютную не предназначенность его фильмов для массового зрителя. Этим вторым аспектом объясняется всегда довольно скромные сборы картин Аронофски, среди которых ярким примером служит "Фонтан", и в половину не окупивший свой 35 миллионный бюджет. Лишь "Рестлер" стал по-настоящему прибыльным проектом, кассовый результат которого, правда, блекнет в свете сборов последней работы режиссёра. В каждом своём фильме американский режиссёр с русскими корнями старается с разных ракурсов обыграть тему одержимости. В самом деле, главные герои его карти...
...н всегда одержимы какой-то идей, желанием достигнуть недосягаемое.: от математика, помешанного на поиске некой тайны бытия, сокрытой в цифрах, до молодого наркомана, желающего получить разом все радости жизни, до врача, охваченного мыслью о предотвращение гибели безумно любимой им жены. В двух своих последних работах Аронофски не только не отходит от темы страстного помешательства, но и всячески старается её развить, перенося действие в несколько иную среду. Спорт и сценическое искусство - это именно те виды деятельности, где одержимость результатом, борьбой (в первую очередь даже не с другими людьми, а с самим собой) и собственным самосовершенствованием играет важнейшую роль. В "Чёрном лебеде" постановщик идёт даже дальше, в полной мере раскрывая болезненный перфекционизим главной героини, которая ради достижение собственного совершенства полностью меняет себя. Нина, молодая и талантливая балерина, готовится сыграть партию в балете "Лебединое озеро". Своенравный и беспринципный постановщик (чей образ прекрасно воплотил на экране Венсан Кассель) решает дать ей роль не только Белого лебедя, но и её альтерэго - Чёрного. И если с партией Одетты проблем не возникает, то для Одилли у положительной Нины не хватает раскрепощенности, соблазнительности и чувственности. При просмотре возникают стойкие ассоциации с картиной Романа Полански "Отвращение" и повестью "Двойник" Фёдора Достоевского. С работой именитого поляка данную ленту роднит общая для них тема постепенного ската в безумие. Главные героини этих двух фильмов схожи между собой: необщительны, замкнуты, предпочитаю одиночество и испытывают некую неловкость и даже отвращение (в случае с героиней Катрин Денёв) по отношению к мужскому полу. Но если в творении Полански основными мотивами для безумия служит эта самая неприязнь к мужчинам в контрасте с сексуальной неудоволетворённостью и расшатанностью сознания, то в Аронфоски не ставит их во главу угла, выводя данные мотивы на задний план и лишь дополняя ими общую картину. Но зато процесс схождение с ума во многом схож: завязанный на каких-то мелочах, он проходит незаметно, героини как бы невзначай начинают терять разум. Обе, витая в галлюцинациях, порожденных их собственным воспалённым разумом, становятся не способны трезво смотреть на мир. И чем ближе к концу повествование, тем быстрее наращивается темп перехода в невменяемое состояние. С «петербургской поэмой» (так определяет жанр сам автор) в "Чёрном лебеде" можно провести параллели исходя из темы двойственности. Подобно Голядкину, героиня испытывает чувство паранойи, неуверенности в себе и легкого помешательства, на что Аронофски, подобно Достоевскому, намекает уже в самом начале истории. Сперва может показаться, что тем самым аналогом двойника из произведения Достоевского предстаёт балерина Лили, полный антипод Нины. На самом же деле главным соперником и злым двойником, желающим занять место робкой балерины, является она сама. Стремясь станцевать партию Чёрного лебедя совершенно, героиня насильственно вытаскивает из укромных закоулков своей душы самые темные и развратные желания и чувства. Она коренным образом меняет свою личность, расколов себя на две связанные между собой половинки. Для неё необходимо стать именно тем, кого она хочет сыграть, иначе перевоплощение Белого лебедя в Чёрного лебедя попросту не состоится. Этот процесс подобен отращиванию крыльев - невообразимо больно и почти невозможно столь радикально и без последствий изменить себя. Аронофски добавляет ко всем выше перечисленным темам свою излюбленную - тему одержимости, что безусловно очень к месту, поскольку такое явление как перфекционизм распространено среди балерин и является разновидностью некоего помешательства. Режиссёр выводит на передний план стремление героини к совершенству, безумие и двойственность же являются в фильме следствием, а не причиной. Они предстают неотъемлемыми спутниками всех стараний героини стать лучшей, стать совершенством. И только пройдя через полное саморазрушение, лишь став тем, чем она никогда не являлась, ей удаётся достичь собственной цели. Ей тёмная, скрытая сущность вырывается наружу, даруя Нине возможность божественно танцевать и поглощая собой прежде существующего человека. Конец картины можно расценивать по-разному: если смотреть с позиции героини, то это своеобразный happy-end, с точки зрения же стороннего наблюдателя концовка скорее имеет вид трагедии. Даррен Аронофски, подобно балерине Нине, стремится к совершенству и с каждым своим новым фильмом глубже проникает в героев и в те идеи, которые изначально заложены в его произведениях. Пока же картина "Чёрный лебедь" является апогеем карьеры режиссёра, и, если ему удастся себя превзойти, то мы сможем стать свидетелями окончательного формирования нового классика XXI века.
«Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится» (Фёдор Михайлович Достоевский).
скрыть