Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
25.06.2012 13:37

ММКФ-2012: рецензия на фильм «Комната 237»

«Комната 237» – это так называемый «фильм о фильме». Он посвящен различным интерпретациям триллера Стэнли Кубрик «Сияние» и поиску в нем скрытых смыслов. Несколько человек рассказывают о своем восприятии картины. Их истории проиллюстрированы кадрами из этого фильма, кинохроникой и отрывками из других картин, на которые ссылаются рассказчики.

В фильме Кубрика анализу подвергается каждая мелочь – банки с разрыхлителем для теста, узоры на коврах, форма облаков на небе, постеры на стенах, окна, лифты, одежда персонажей. Во всем этом люди ищут глубокий подтекст и находят его!

В эпизоде, где шеф-повар отеля Дик Холлоран (Скэтман Крозерс) показывает Венди (Шелли Дюволл) кладовую, один из зрителей замечает за спиной героя банки с надписью «Calumet», что означает «трубка мира». Он развивает целую теорию о том, что картина «Сияние» на самом деле рассказывает о геноциде индейцев белым населением Америки. В подкрепление этой точки зрения приводит рассказ одного из персонажей, владельца отеля «Оверлук» о том, что здание гостиницы было построено на месте индейских захоронений – то есть, буквально «на крови». Слова Джека (Джек Николсон) у стойки бара также, по мнению автора этой концепции, содержат намеки на калифорнийскую «золотую лихорадку», во время которой происходило массовое истребление индейцев.

Некоторые пытаются толковать Кубрика «по Фрейду». Они замечают журнал «Playgirl» в руках у главного героя Джека Торренса. Увидев на его обложке слово «инцест» - принимаются искать сексуальный подтекст в отношениях мальчика Дэнни (Дэнни Ллойд) с отцом. На ковре в загадочной комнате 237 узор интерпретируется как многократно повторяющийся мотив совокупления, а геометрический рисунок на полу в коридоре символизирует, по мнению сторонников этой теории, взаимосвязь ячеек общества.

Вспоминают и о том, что в секретном павильоне № 237 происходили съемки якобы имевшей место в реальности высадки американцев на луну. Тот факт, что на свитере мальчика они видят изображение ракеты и надпись Apollo 11 укрепляет некоторых зрителей в мысли, что Стенли Кубрик в завуалированной форме пытался рассказать о своем участии в глобальной фальсификации, инициированной американским правительством.

Любая, самая ничтожная монтажная погрешность трактуется как намек на скрытый смысл. Исследуются числа, делаются попытки выявления числовых закономерностей и их интерпретации. Так число 42, повторяющееся в фильме, многим напоминает о страшном 1942 годе и Холокосте. Некоторые считают, что знаменитый режиссер снял «Сияние», чтобы поговорить со зрителем об истреблении евреев нацистами. Но, не находя в себе сил для прямого разговора, прибегнул к иносказанию.

Так действительно ли Кубрик закладывал все эти смыслы в фильм или приведенные выше теории не более чем фантазии зрителей? Возможно, как это свойственно великим художникам, Стенли Кубрик создавал картину «Сияние» интуитивно, повинуясь своему внутреннему видению. Но на вопрос кто или что направляет интуицию художника, и какие образы являются в мир через его творчество, мы не можем дать точный ответ. А потому отрицать наличие в фильме любого из смыслов, прочитанных зрителями, было бы не правильно.
Рубрика: Аннотация
Теги: фестивали, , ММКФ
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
51
Сияние
The Shining (8.50)
52
Король Лев
The Lion King (8.50)
53
Чужой
Alien (8.50)
54
Спасти рядового Райана
Saving Private Ryan (8.50)
55
Амели
Le fabuleux destin d'Amélie Poulain (8.50)
56
Чужие
Aliens (8.50)
57
Таксист
Taxi Driver (8.50)
58
ВАЛЛ-И
WALL·E (8.50)
59
Вечное сияние чистого разума
Eternal Sunshine of the Spotless Mind (8.50)
60
Заводной апельсин
A Clockwork Orange (8.50)
весь топ