Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
28.04.2012 22:33

«Морской бой» и пришельцы, которые вообще ни при чем

От в меру эпического, в меру человеческого и слишком американского экшена «Морской бой» на самом деле никто не ждал ничего особенного. Уже по трейлерам можно было догадаться, что стоит ждать историю любви балбеса (в процессе становления настоящим мужчиной) и серьезной (с хорошей родословной) красавицы, пришельцев с каким-то странным оружием, похожим на йо-йо (это правда — очень похоже), а также несколько масштабных батальных сцен.

Все это в картине есть.

Есть балбес Алекс Хоппер (Тейлор Китч — главный герой «Джона Картера») и красавица Саманта (Бруклин Декер), суровый старший брат балбеса (Александр Скарсгард) и не менее суровый отец красавицы адмирал Шейн (Лиам Нисон), честные служаки (самый часто мелькающий в кадре образ — совершенно пустая по содержанию лейтенант Рейкс, сыгранная Рианной) и даже один настоящий астрофизик с замашками нобелевского лауреата (Адам Годли).



А еще есть пришельцы, о которых не понятно вообще ничего. Напомним, что, например, в картине «Район №9» цивилизация, попадающая на Землю, оказывается описанной дотошно, насколько это вообще возможно, а это означает, что режиссер Питер Берг или поленился думать, или не захотел заморачиваться, или просто не слишком умен даже для таких не слишком сложных конструкций. Наши братья по космосу ловят сигнал, прилетают и, не вдаваясь в подробности, начинают крушить все, направо и налево, пытаясь попутно связаться с родной планетой для вызова подкрепления. Сами инопланетные захватчики выглядят, как испитые рабочие, цели их не ясны, а методы слишком топорны для высокоразвитых существ.

По уму нет никакого толка крушить города: куда логичней поработить землян, сохранив ключевые узлы инфраструктуры. Но пришельцы ведут себя как идиоты, потому что на самом деле режиссеру они вообще не нужны. Просто необходимо создать угрозу, и чего уж проще для красивого боевика, чем морской бой с новенькими инопланетными кораблями.



На этом можно было бы и закончить (да, все в фильме будет хорошо, все будут счастливы, но, чтобы это понять, можно даже в кино не ходить), если бы не два очень простых кейса, главный и пунктирный. Они-то и заслуживают разговора, а вовсе не красивые сражения или спецэффекты. Тоже мне новость, спецэффекты сделать — этим уже лет тридцать не удивишь и ребенка.

Главный сюжет — и об этом вообще сделан весь фильм — состоит в том, что никаких лишних людей в США нет. Пропагандистский до мозга костей «Морской бой» прямо говорит о том, что бездельники на пособии, небрутальные ботаники, женщины, старики, инвалиды, дети — все пригодятся. Об их правах государство заботится с невиданным рвением, но в ответ каждый, когда страна попросит, должен забыть обо всем и встать под то ружье. Ветераны Второй мировой, окопавшиеся на списанном для музейных нужд линкоре «Миссури», одном из военных символов Америки, встают в строй с улыбкой. И «Миссури» снова вступает в бой, и ветераны дают залп по кораблю пришельцев.

Каждый нужен, малых дел нет, и любая старая посудина, стоящая на приколе и превращенная в музей, тут же превращается с грозный боевой линкор — так и только так можно побеждать, поясняет нам Питер Берг, и ему даже немного веришь. Американский зритель (а фильм все-таки рассчитан на «своих», это отчетливо видно), стоит думать, поверит куда охотней.



И второй, побочный, но тоже очень важный сюжет, заключается как раз в том, что любой военный фильм в США — это еще и повествование о потенциальных союзниках и возможных противниках. В учениях, о которых идет речь в ленте, принимают участие 13 стран, но в бою, кроме американцев, появляются вчерашние враги (Япония), становящиеся друзьями, и нынешние стратегические противники (Китай), становящиеся грамотным и умелым тактическим союзником.

Никакой России ни в каком виде в идеологическом американском фильме просто нет. Бывшей сверхдержавы, которую боялись и над которой старательно посмеивались, показывая медведей с балалайками, исключили из предмета рассмотрения, и это — по-своему очень важный симптом. Дружить США будут с Японией, осторожно союзничать — с Китаем, а Россия останется просто большим пятном на карте. Кино — это, конечно, не заявление МИДа, кино — куда точнее и честнее, потому что рассчитано на массовую аудиторию, которая именно по боевикам учится, кого стоит бояться, с кем дружить, а кого не существует.

«Морской бой» — очень среднее кино и отличный пример добротного пропагандистского фильма. Если уж его и стоит посмотреть, то только ради того, чтобы проникнуться качеством, с которым они умеют делать это. Нам стоило бы поучиться.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
170
Зомби по имени Шон
Shaun of the Dead (8.00)
171
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (8.00)
172
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
173
Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button (8.00)
174
Танцующий с волками
Dances with Wolves (8.00)
175
Кровавый алмаз
Blood Diamond (8.00)
176
История игрушек 2
Toy Story 2 (8.00)
177
Таинственная река
Mystic River (8.00)
178
Академия «Амбрелла»
The Umbrella Academy (8.00)
179
Артист
The Artist (8.00)
весь топ