«Фестиваль фестивалей»: драматургические опыты в «Гидравлике»
В творческой копилке Евгения Серова, выпускника Ярославского театрального института, богатый опыт работы в театре и три полнометражные ленты, в числе которых — картина 2010-го года «Гидравлика», представленная на XIX Международном киносмотре «Фестиваль фестивалей» в секции «Новое российское кино».
Фильм полностью отвечает всем представлениям об идеальном психологическом триллере (драме, трагикомическом фарсе — по выбору) в замкнутом пространстве, построенном на диалогах трех-четырех персонажей. На первый план выходит актерская игра и драматургия, а полное отсутствие спецэффектов и батальных сцен позволяет зрителю погрузиться в нюансы отношений персонажей, вычленяя отдельные сцены, завязки, кульминации и реплики.
Жанр камерной драмы, чрезвычайно популярный в советском кинематографе, не особо жалуют в современном российском кино. Тем замечательнее появление образцов, которые не стыдно сравнить с лучшими драматургическими опытами в кино. «Пять вечеров», «Без свидетелей», «Тема» — фильмы, вошедшие в историю кинематографа как золотой стандарт в жанре «театр в кино». Нельзя сказать, что «Гидравлика» стоит на одном уровне с ними, однако опыт Серова, безусловно, хороший! Картина не предлагает спуститься в бездонные глубины человеческих потемок, а скорее увлекает зрителя стремительным и непредсказуемым сюжетом. Плюс интересная операторская работа Андрея Найденова бесконечно радует глаз и при отсутствии формальной динамики и экшена.
Согласно толкованию, «гидравлический удар — это скачок давления в какой-либо системе, заполненной жидкостью, вызванный крайне быстрым изменением скорости потока этой жидкости за очень малый промежуток времени».
Главный герой Сэм (блестящее исполнение Андрея Мерзликина) — в прошлом студент-гидротехник, которого выгоняют из института после неудачного опыта. Любимое увлечение — нагнетать в системе давление вплоть до разрыва труб от гидроудара — «предсказывает» склонности и характер Сэма. Через 15 лет он повторит свой опыт — на судьбах близких ему когда-то людей, жизнь которых лопается под давлением гнетущего чувства мести персонажа Мерзликина.
Переложить чувство вины за свои неудачи на других или признать в себе «гнильцу», в которую, как в глубокую лужу, окунает Сэм всех, кто попался ему в тот день? Режиссер дает однозначный ответ: зло должно быть наказано. Орудием возмездия становится человек, волею судеб выбравший в подельники неуверенного в себе продавца французской парфюмерии.
Жертвы Сэма не лучше своего палача. Но данный факт не дает разрешения на карательные меры, что давным-давно разъяснили классики русской литературы. Права не имеешь убивать — будь то друг-предатель, получивший шикарную квартиру в наследство, тряпка и пьяница, или бывшая невеста, в глазах которой хитрый расчет на состоятельного мужа-добытчика.
Нарастающее напряжение полуторачасового трагифарса разрешается одним ударом — запоздалым и, к сожалению, никого не спасающим.
Синопсис: Двое друзей встречаются спустя 15 лет при неожиданных обстоятельствах: один из них, Сергей Самсонов (Андрей Мерзликин) вместе с вором-щипачом Авансом (Юрий Ваксман) забирается в чужую квартиру, которая, как выясняется, принадлежит его бывшему однокурснику Константину Чистову (Андрей Кузичев). Воспоминания и старые обиды приводят к драматическим коллизиям.