После просмотра сдвоенных "Грайндхауса" и "Доказательства смерти" Родригеса и Тарантино соответственно, более сильное и приятное впечатление оставил каскадер Майк и его девушки. Картина Родригеса получилась откровенно слабой. Из положительных моментов можно еще вспомнить киножурнал - оригинальные ролики несуществующих фильмов, вставленные друзьями-режиссерами в промежутке между своими фильмами. Помнится, увидев ролик-превью к "Мачете", подумал: "Ну, этот фильм уж точно, даже если очень захотеть, никто не будет снимать". Как же сильно я тогда ошибся! Роберт Родригес не только захотел, но и снял. Да еще как!
Денни Трехо в главной роли - кто бы мог подумать! С такой внешностью да с минимумом реплик - на такое был способен разве что Арни времен первого Терминатора. К примеру, в одном из эпизодов на вопрос доводилось ли ему убивать, герою Трехо достаточно было только выразительно посмотреть в камеру, чтобы ответ стал очевиден.
Модельная Джессика Альб...
...а и синьорита Мишель Родригес, сверхчеловек Стивен Сигал и ковбой Дон Джонсон, Чич Марин в роли брата-отца и головорез Джеф Фейхи. Наконец, Роберт Де Ниро собственной персоной, хотя его персонаж, по правде говоря, получился слишком карикатурным, чересчур неестественным. А, может, именно так и было задумано? Родригес пригласил в свой фильм не только Родригес (Мишель которую), но еще и Роберт пригласил Роберта (Де Ниро которого).
У режиссера какой кадр ни возьми - хоть бери и в музей кинематографии относи. Возьмем начало фильма - Предыстория. Герой Мачете с напарником выслеживают бандитский притон. Быстрыми штрихами описывается ситуация, сходу становится понятно кто хороший, кто плохой. Крупные планы выхватывают попеременно лица героев и их антиподов. Очень крупно - нога в грубом ботинке на педали акселератора! Насколько простой прием, настолько и эффективный. Ситуация за секунды развивается до кульминации и на самой высокой ноте, благодаря молниеносным монтажным склейкам, обрывается...
Продолжаем. Где-то на границе Мексики и США... Уже мы это видели, и не раз. Хотя бы в том же мультипликационном "Капитане Врунгеле" есть подобный ход. Да и в "От заката до рассвета" место действия всё то же. Но ведь это работает! Появляется старый-престарый микроавтобус. На его боку гордая красивая надпись металлом Falcon. Ястреб, то есть. Прописью. Каллиграфически. Просто, обыденно, незаметно. Малюсенькая такая деталь, но как же она в тему.
Ублюдок (извините, другого слова и не подобрать) с седыми висками, которого играет Дон Джонсон (по фильму - Джон Джексон!) как будто только-только сошел со страниц комиксов. Не хватает разве что реплик, заключенных в белое кучерявое облачко. Кривая сигара или, возможно, сигарилла, ковбойская шляпа (отсыл к ковбою Мальборо?), солнцезащитные очки и выбеленные сединой баки - портрет готов! Добавьте пару фраз и два движения - готов и характер! Настоящий, рельефный, выпирающий с экрана - самый что ни на есть стопроцентный три-Д.
Маленькое отступление для любителей российского кино – все ли заметили, на кого похож Кристо, с которым герою Трехо, поедающим тако, пришлось драться за деньги почти в самом начале? Да это же вылитый Безруков в роли Иешуа Га Ноцри!
Как вам покажется Фейхи с хвостиком и в дорогом костюме, с часами Sharp (!!!) на запястье, нашептывающий отвратительные и вместе с тем соблазняющие вещи? Ну, чисто тебе Змий. Не забудьте и про Линдси Лохан... Здесь она играет саму себя! Наркоманка под кайфом, блюющая на каждом шагу, занимающаяся сексом втроем со своей матерью и незнакомцем в бассейне на заднем дворе. Правда, со временем Линдси предстает перед нами уже в образе монашенки с автоматическим оружием в руках, борющейся на стороне "хороших" против "плохих". Лучшего комплимента от Родригеса вряд ли можно было ожидать.
Как и в других картинах удивительного мексиканца сквозь весь фильм красной нитью проходит цитирование других режиссеров (рентген черепа Мачете - реверанс "Пуле в голову" Джона Ву, которого, кстати, и Тарантино очень любит) или даже самоцитирование (Музыкант, Грайндхаус), но все это смотрится достаточно вкусно и удобно. Интересный ход - паркур в исполнении героя Трехо с использованием кишок врага в качестве каната.
Фильм населен (а местами - и перенаселен) массой других характерных персонажей вроде медсестер-близняшек, художника революции с карандашиком в руках, святого отца, записывающего на видео исповеди и балующегося марихуаной... Зачастую все эти персонажи превращаются в мультик, только лишь подчеркивая комиксовость героев, сюжетных линий и всей картины в целом.
Отдельно отмечу, что фильм наверняка разойдется на цитаты, что называется в одно касание. Взять хотя бы пару крылатых выражений вроде: "На кровать кровью не капай!", "Мачете не эСэМэСит!", "Мачете импровизирует".
Следует согласиться и с актуальностью диалога о ненависти:
- Ты так ненавидишь народ Мексики?
- Нет, падре! Не народ, а резкое падение прибыли!
Музыкальному оформлению фильма позавидовал бы любой режиссер. Некоторые сцены просто-таки невозможно представить с какой-нибудь другой музыкой, кроме как с той, которую использует Родригес.
Если кто-то скажет вам, что "Мачете" - кровавый бессмысленный боевик, не верьте. Или, как минимум, засомневайтесь. Лучше один раз увидеть.
скрыть