Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
23.06.2012 20:49

ММКФ-2012:аннотация на фильм «Штиль»

Новую военно-историческую драму Фолькер Шлендорф «Штиль» зрители Московского Кинофестиваля ждали с нетерпением. На вечернем просмотре в «Октябре» зал был переполнен. Киногурманы предвкушали свежее, оригинальное, наполненное эмоциями зрелище. От создателя знаменитого «Жестяного барабана» иного не ожидали. Тем сильнее оказалось разочарование...

Рассказ о трагических событиях, произошедших в оккупированной Франции во время второй мировой войны, должен был не просто побудить зрителей еще раз задуматься над проблемой фашизма, но, прежде всего, затронуть чувства, заставить сидящих в зале пережить случившееся вместе с героями фильма.

Однако, ни на секунду не получается забыть о том, что происходящее на экране – всего лишь условность. Заложники-коммунисты, которых расстреляли за то, что в Нанте был убит немецкий офицер, безусловно, вызывают сочувствие. Но это сочувствие «на расстоянии», восприятие стороннего наблюдателя. По-настоящему сопереживать героям трудно. Даже трогательные любовные отношения совсем не цепляют.

Семнадцатилетний заключенный Ги влюблен в юную Одетт, которая каждый день приходит повидаться с ним. Девушка отвечает ему взаимностью, но не решается признаться в этом. Друг Ги, молодой коммунист Клод страстно любит свою супругу Эжени. В день, когда должен был состояться расстрел, заканчивался срок его пребывания в лагере. Клода должны были отпустить на свободу, но вместо этого повели на расстрел, дав лишь десять минут на прощание с женой.

Заложников посадили в машины и повезли на место казни. Среди провожающих их людей, мы замечаем Одетт и Эжени. Одетт смотрит в след отъезжающей машине глазами, полными слез. Эжени бежит за машиной, выкрикивая имя мужа, но, будучи не в силах догнать ее, останавливается. Девушка провожает машину взглядом, полным отчаянья. Все, что мы видим на экране вполне ожидаемо, логично и правильно, но, может быть, именно поэтому увиденное не задевает, не потрясает эмоционально, не производит того ошеломляющего трагического впечатления, на которое вправе рассчитывать зритель.


Для картины «Штиль» в принципе характерно отсутствие каких бы то ни было неожиданностей. С самого начала мы знали, что заложников казнят. К этому все шло. В результате казнь состоялась. За время, прошедшее от начала картины до момента расстрела, успеваешь свыкнуться с мыслью, что герои будут убиты. И потому прощаешься с ними заранее, задолго до расстрела.

Процедура казни и все приготовления к ней показаны режиссером скрупулезно и тщательно. Но за всем этим наблюдаешь с холодным отвращением, точно за работой скотобойни. Не чувствуешь той боли и ярости, которые подняли мощную волну протеста и навсегда смыли фашизм с лица земли. Должно быть в этом «штиле» чувств и заключается трагедия современного поколения, не способного ни помнить, ни ненавидеть, ни любить.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
155
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
156
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
157
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
158
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
159
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
160
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
161
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
162
Прислуга
The Help (8.00)
163
Шрэк
Shrek (8.00)
164
Красавица и чудовище
Beauty and the Beast (8.00)
весь топ