Вампиры, шотландцы и скауты: смотрите на этой неделе
Если прошедшая неделя была едва ли не единственным примером какой-то нарочитой женственности, то наступающая, даже при отсутствии громких премьер, выдалась куда более сбалансированной. Вниманию отечественного зрителя, наконец, представят настоящий боевик, семейный мультфильм о храброй девочке, финскую историю о европейской политкорректности, сагу о смелых журналистах и потрясающую картину о 60-х, школьной любви и конфликте отцов и детей. Все это разнообразие не может не радовать: летом немного устаешь от тонкого заумного артхауса и нарочито глуповатой анимации. Так что пусть будут и набившие оскомину (спасибо, «Сумерки») вампиры, и маленький французский городок, и шотландские горы, и трогательные скауты.
Впрочем, обо всем по порядку.
Центральной премьерой недели должен стать захватывабщий боевик Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», в основу которого лег роман очень популярного, но почти неизвестного в России Сета Грэм-Смита. К сожалению, во многом эта картина контекстуально будет отечественному зрителю не понятна: главный герой фильма, президент США Авраам Линкольн, красующийся на самой ходовой в Штатах купюре в пять долларов, является одним из столпов американской политической культуры. Именно он стал автором победы Севера в Гражданской войне, его жизнь, его воззрения, его ошибки давно вошли в учебники истории. Вписать Линкольна (Бенджамин Уокер) в модный вампирский контекст — очередная попытка напомнить о том, на чем стоит Америка. Для российской аудитории, которая едва ли отличит одного президента США от другого, картина может стать интересным историческим экшеном, боевиком и просто поводом сходить и посмотреть, как правильные парни вгоняют серебряные пули во всю эту нечисть.
В свою очередь долгожданный мультфильм «Храбрая сердцем» выглядит явно интернациональной попыткой воскресить шотландский колорит, который сам по себе довольно симпатичен. Смешной король одного из племен, его правильная супруга и их маленькая, смелая, рыжая принцесса Мэридит — трудно представить себе что-то более семейное. Девочка должна будет, вырвавшись из-под родительской опеки, «победить самого страшного зверя из тех, что водятся в горных долинах». Но борьба красавицы с чудовищем — не самое привлекательное, что есть в этом мультфильме. «Храбрая сердцем» выходит как раз между франшизой «Мадагаскар 3» и франшизой «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» и представляет собой очень удачный пример самостоятельного сюжета. За одно это многое можно простить. Учитывая, что лето — лучшее время для семейных картин, куда можно без страха брать ребенка, прокатные перспективы Мэридит выглядят очень и очень хорошими.
«Королевство полной луны» — еще одна семейная история, снова американская, снова историческая, но не анимационная и, к всеобщей радости, не про вампиров. Довольно добродушная комедия Уэса Андерсона посвящена 1960-м, их свободолюбивому духу и их конфликту отцов, которые предпочитали стоять на страже изрядно дискредитированных общественных ценностей, и детей, пытающихся выработать свои ценности. Подростки изчезают из лагеря бойскаутов, и шериф (Брюс Уиллис) вместе с тренером скаутов (Эдвард Нортон) начинают два параллельных расследования, а родители барышни (Фрэнсис Макдорманд и Билл Мюррей) пытаются использовать исчезновение парочки для решения каких-то своих, одним лишь им ведомым проблем. В общем, перед зрителем предстанет очень обычная, понятная, таинственная история маленького городка, каждый из которых пусть и немного, но похож на «Твин Пикс».
Единственная выбивающаяся из общего (довольно, надо сказать, летнего) ряда премьера на этой неделе — фильм «Клуб безбашенных». Документалист Стивен Силвер, признанный мастер этого почтенного жанра, в рамках игрового кино (с Тейлором Китчем в одной из главных ролей) пытается объяснить не только гражданскую войну и апартеид в ЮАР, но и смысл современных СМИ. Четыре фотографа (они и называются «клуб безбашенных») всеми правдами и неправдами, нарушая мыслимые и немыслимые юридические, моральные и нравственные (а это не одно и то же, кстати) законы, достают для ведущих мировых журналов снимки того, что происходит на юге Африки. Они — не Красный крест, они — просто работают, чтобы какой-нибудь менеджер среднего звена в Москве, Лондоне, Париже или Нью-Йорке смог увидеть выполненные в прекрасной стилистике, правдивые и ужасно притягательные снимки ада. Хорошо ли это и кто хуже — тот, кто фотографирует, тот, кто публикует, или тот, кто смотрит — на этот вопрос у Силвера нет ответа.
И, наконец, весь построенный на политических аллюзиях (и при этом очень красиво сделанный) «Гавр» вполне может стать поводом не просто сходить в кино, но и немного пошевелить мозгами. История о портовом французском городке Гавр, рассказанная самым именитым и самобытным финским режиссером Аки Каурисмяки, производит очень сильное и цельное впечатление. Политический аспект фильма касается легальных и нелегальных мигрантов, которые стали одной из причин поражения прошлого президента Франции Николя Саркози (на момент выхода фильма в Европе выборы во Франции еще не прошли). Главный герой ленты, когда-то богемный Марсель (Андре Вилмс), который живет себе ничем не примечательной жизнью чистильщика обуви, в один прекрасный момент вдруг берется спасать от местной полиции чернокожего паренька, прибывшего во Францию в поисках лучшей доли. Очень простой сюжет, очень ясные и цельные персонажи, прекрасные виды города, спускающегося к воде — все-таки мастерства Каурисмяки не занимать, как и умения говорить внятно о сложных и важных социальных проблемах.