Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
29.11.2011 20:00

Рецензия на «Снежный город»: соседский дозор по-австралийски

Спойлеры!

Рекомендовать кому-то к просмотру «Снежный город» — все равно что угощать протухшей селедкой. Вязкая студенистая безнадега охватывает зрителя с первых же кадров, на которых сальные волосы многодетной мамаши-в-поисках-нормального-мужика перемежаются с убогими интерьерами и замусоренными пейзажами австралийских трущоб — пригорода Аделаиды, где пытаются сводить концы с концами люди с отмершими душами. Люди, внутри у которых пусто и не очень чисто, как в коробке из-под вчерашней пиццы.

На фоне этой тотальной заброшенности каким-то нездоровым румянцем отличается коренастый и бескомпромиссный Джон Бантинг (Дэниэл Хеншелл), бывший работник скотобойни (ох, неспроста), а ныне тот самый «нормальный» мужик с комплексом идеальных отцовских качеств и щами в бороде.

Впрочем, в этом художественном фильме, основанном на чудовищных, но реальных событиях, о скотобойне ни слова. Это мы как бы намекаем, что перед просмотром «Сноутауна» желательно ознакомиться с документалкой от Discovery под названием Serial Killers: Bodies in the BarrelsТела в бочках»). Во-первых, тогда не придется гадать до середины фильма, что там вообще происходит на экране (понятно — что-то мерзкое, но режиссером тщательно завуалированное и существенно недосказанное). Во-вторых, чтобы, боже упаси, не проникнуться ненароком симпатией к этому румяному бодрячку.

А поначалу так и тянет пожать руку Бантингу. Ведь он не только взвалил на свои плечи заботу и воспитание всех сыновей женщины с сальными волосами, но также организовал для местных жителей кружок по интересам. Рыхлые телом и духом люди собираются за круглым столом, чтобы за чайком с плюшками пофантазировать о том, что можно было бы сделать со всеми педофилами трущоб, будь у них на это право и смелость. Дело, оказывается, в том, что участковые этого не то чтобы престижного района не очень-то внимательно заглядывают в окна своим подопечным гражданам. Между тем, за этими ни разу не мытыми окнами творится такое, что вызывает желание умереть на месте — от стыда за весь род человеческий.

Мы уже говорили, что Джон Бантинг был мужчиной бескопромиссным? А еще он имел благие намерения, насчет которых умные люди давно не обольщаются. И по наводке тех соседей, что в доверительных беседах рассказывали ему о наболевшем, а заодно о частных случаях педофилии в их райончике, Бантинг физически уничтожал всю мразь, предварительно истязая, глядя в глаза. Каждого, кто когда-либо был уличен в растлении малолетних, Джон убивал, расчленял, как скотину на своем предыдущем месте работы, и складывал в бочки.

У него было два напарника, но первая, и возможно, главная трагедия этой истории залючается в том, что третьим напарником он выбрал себе старшего сына своей женщины, Джейми Влассакиса (Лукас Питтэвэй), не единожды растленного, а стало быть, и так уже прилично травмированного пацана. Режиссер фильма, надо отдать ему должное, все-таки сместил акценты с психопата Бантинга на личность (то, что от нее осталось) Влассакиса, сделав юношу главным героем своей истории.

Джастин Курцель показал, как берется молодая душа и легким движением руки бородатого недочеловека комкается и вышвыривается на помойку бытия, откуда нет возврата. Ему бы, Влассакису, пройти курс у толкового психотерапевта, залечить первые травмы, и уехать куда глаза глядят из этой клоаки. Вместо этого он вынужден сначала быть свидетелем кровавых расправ, а затем и соучастником.

Режиссер, к слову сказать, снял эту гадкую историю максимально тактично. Он оставил за кадром почти все жесткие сцены, тем самым проявив уважение к родственникам жертв Бантинга, который, забыли уточнить, со временем к мрази стал причислять не только педофилов, но также геев, наркоманов и не в меру болтливых женщин. Да и кроме благих намерений, у него имелись некоторые побочные мотивы к совершению этих преступлений, как банальные — деньги, так и выходящие за грань здравого смысла — о них режиссер умолчал, смотрите документально кино.

Подбор актеров в «Снежный город» можно назвать совершенным. Помимо внешнего сходства и незамыленности лиц, игра как Лукаса Питтэвэя, так и Дэниэла Хеншелла заслуживает отдельного внимания и всяческих наград. Первый — слабый, податливый, поначалу различающий добро и зло, постепенно будто напитывается черной энергией отчима и на глазах выгорает и скукоживается, так, между прочим, и не превратившись в хладнокровного ангела смерти. Второй — само солнышко в домашних декорациях и страшный как черт в сцене с удушением.

Если бы у режиссера хватило смелости продемонстрировать зрителю тот взгляд, которым Бантинг смотрел в глаза жертвы во время ее пыток... В общем, сдается, что в этом случае Ницше со своей бездной идет писать детские комиксы. Однако и без того сцена в ванной — один из самых жутких и парадоксально притягательных моментов «Снежного города». По содержанию подобный тем, от которых обычно отворачиваешься и пережидаешь, а по форме такой, что не оторваться. Дэниэлу Хеншеллу не просто веришь в эти секунды, он вводит в какой-то остолбеняющий транс. Наверно, нечто подобное испытывала публика, которая в свое время казнь почитала за подходящее зрелище.

Тревожный, пульсирующий саундтрек делает картину окончательно и бесповоротно цельной. «Снежный город» — это талантливо сделанный фестивальный фильм, который не оставит эту печальную страницу истории австралийской криминалистики в забвении. Оглушающий и вспарывающий зрителя «Сноутаун» — картина не для развлечения, а для проживания, им нужно просто переболеть. При желании, конечно. Каннское жюри, например, было обязано посмотреть эту киноленту. У Вас, в отличие от закаленных фестивальных критиков, хотя бы есть выбор — сожрать тухлую селедку без соли и перца или оставить ее жителям убогих пригородов Аделаиды и вернуться к своим смазливым вампирчикам.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
208
127 часов
127 Hours (7.90)
209
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
210
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
211
Железная хватка
True Grit (7.90)
212
Офисное пространство
Office Space (7.90)
213
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
214
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
215
21 грамм
21 Grams (7.90)
216
Рок-н-рольщики
Sing Street (7.90)
217
300 спартанцев
300 (7.80)
весь топ