Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
12.07.2011 18:01

Нелетная погода, нестойкий солдатик

«Бумажный солдат» вышел в 2008 году и немедленно был оплеван клиническими патриотами, которые до сих пор не научились воспринимать кино как вид искусства. Дело в том, что одно из величайших для истории нашей страны событие - первый полет человека в космос - было изображено режиссером «во всей красе». Космонавты покуривают, собак отстреливают, интеллигенция пьет и рассуждает, и вся жизнь представлена серой и беспросветной.

Фильм показывает шесть недель из жизни врача Даниила Покровского (Мераб Нинидзе), который готовит космонавтов к полету. Место действия - Байконур, время действия - 1961 год. Весь сюжет фильма вертится вокруг терзаний Покровского, который знает, что фактически отправляет человека на смерть, и страшно рефлексирует по этому поводу. Вместе с ним рефлексирует его жена Нина (Чулпан Хаматова), отношения с которой давно разладились. Есть еще и любовница, которой по барабану все полеты и душевные терзания, и единственное, чего она хочет - «ходить хвостиком» за Даней.



Если опустить этичность такого ракурса по отношению к нашей истории, а оценивать кино с позиций режиссерской и операторской работы, игры актеров и прочего, как полагается, тогда получается вот что.

Во-первых, режиссера зовут Алексей Герман мл., его отец - тоже режиссер, живой классик. Поэтому Герман мл. по крайней мере с кинокухней знаком, снимать умеет, и даже выработал свой почерк. Достаточно сравнить общую эстетику «Бумажного солдата» с его же фильмом «Гарпастум». А если присмотреться к обложке диска с «Солдатом», можно увидеть там маленьких львят, которые означают награды Венецианского кинофестиваля, в том числе за лучшую режиссуру. И это не считая прочих «Ник» и многочисленных номинаций.

Во-вторых, отдельного приза в Венеции удостоилась операторская работа Максима ДроздоваМаяк») и Алишера ХамидходжаеваВсе умрут, а я останусь»). Все планы очень живые и четкие. Одна деталь плавно перетекает в другую, и кажется, если остановить фильм, нажать на «паузу», тем самым совершишь какое-то кощунственное действие, разорвешь прекрасную целостность.


В-третьих, отметим игру актеров. Хаматова и Нинидзе на одной площадке уже в третий раз после «Лунного папы» и «Метеоидиота». И дуэт этот как всегда прекрасен. Оба - потерянные по жизни классические интеллигенты, которых поедом ест тоска и ежесекундно мучают вопросы, ответы на которые они прекрасно знают. «А изменит ли что-то этот полет?» А ничего не изменит. Чулпан Хаматова, пройдя через десятки киноролей и даже через «Меченосца», избавилась от некоторых истеричных ноток в своей игре и предстает здесь в таком виде, что кажется - лучшие ее роли впереди.

Сомнительно, чтобы Алексей Герман мл. ставил перед собой единственную цель осквернить наше великой прошлое. Даже если и ставил, то явно не на первый план. Во главе угла - интеллигенция, которая слишком много думает. И слишком близко воспринимает к сердцу «судьбы вселенной», настолько близко, что это самое сердце не выдерживает. А грязь, бараки и курящие космонавты - всего лишь декорации, в которых Художник рисует свой мир.

Если у фильма есть европейские награды и сто тысяч отрицательных отзывов, с большой долей вероятности этот фильм окажется хорошим.
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
163
Шрэк
Shrek (8.00)
164
Красавица и чудовище
Beauty and the Beast (8.00)
165
Далласский клуб покупателей
The Dallas Buyer's Club (8.00)
166
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower (8.00)
167
Шоу Трумана
The Truman Show (8.00)
168
Дитя человеческое
Children of Men (8.00)
169
Неприкасаемые
The Untouchables (8.00)
170
Зомби по имени Шон
Shaun of the Dead (8.00)
171
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (8.00)
172
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
весь топ