Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
25.08.2018 18:16

Дом странных злодеев мистера Бертона

«Скучно быть нормальным» — эту идею Тим Бертон, как знамя, несет на протяжении всей карьеры. Каждое его творение — гимн чудаковатости, симфония инаковости, манифест решительного шалопайства. Персонажи Бертона — будь то оригинальные или же ассимилированные в его среду — словно существуют в условиях бесконечного Хэллоуина. Командующий этим гротескным парадом незаметно домаршировал до солидного юбилея — сегодня, 25 августа, режиссеру исполняется 60 лет. И раз уж мы исходим из того, что за Тима Бертона говорят его герои, то бросим взор на десятку наиболее знаковых, колоритных и многослойных представителей злодейского лагеря.

Джокер («Бэтмен»)




Не будет преувеличением сказать, что без «Бэтмена» Тима Бертона не было бы нынешнего оглушительного и практически повсеместного прокатного успеха комикс-блокбастеров. Лента 1989 года доказала, что веселые картинки с репликами в облаках вполне адаптируемы под серьезное, напряженное, неглупое кино, в котором не зазорно сняться двукратному обладателю премии «Оскар».

Шесть миллионов долларов на гонорар Джеку Николсону за роль Джокера оказались чертовски выгодной инвестицией. Актер с филигранным профессионализмом продемонстрировал трансформацию заштатного бандита Джека Напье в могущественного и беспощадного Клоуна-Принца преступного мира Готэма. Действующий под диктовку неутолимой жажды мести психопат с зафиксированной улыбкой одним своим появлением вызывает мороз по коже, а уж от его смеха этот мороз достигает средней декабрьской температуры по Оймякону. Естественно, в совместных сценах с Джокером Бэтмену Майкла Китона было уготовано место исключительно в расфокусе зрительского внимания.





Один из немногих злодеев в нашем списке, являющихся полноценным исчадием воображения Тима Бертона. Персонажа создал сам режиссер, но в мультфильме ограничился лишь функциями сценариста и продюсера. Постановщиком же «Кошмара перед Рождеством» значится Генри Селик.

Бугимен — монстр, будто специально придуманный для владения абонементом на посещение ночных кошмаров как детей, так и взрослых. Он выглядит как старый затасканный мешок, чьи внутренности по степени омерзительности удивительным образом переплевывают фасад: под грубой тканой плотью обитают жуки, пауки, черви и другие любимые лакомства Тимона и Пумбы. Бугимен радикализирует затею Джека Скеллингтона по похищению Санта-Клауса, заставляя того балансировать на грани жизни и смерти и ставя таким образом под угрозу существование Рождества. При всем этом чудовище оказалось сладкоголосым певцом, выдав один из лучших музыкальных номеров в мультфильме.

Женщина-кошка («Бэтмен возвращается»)


Еще один классический враг Человека-летучей мыши и одновременно с тем любовный интерес Брюса Уэйна, получивший иконическое экранное воплощение под присмотром Тима Бертона.

Селина Кайл, скромная секретарша коррумпированного бизнесмена Макса Шрека, выживает после падения из окна от рук уличенного в нечистом деле работодателя и воскресает благодаря стае дворовых кошек. С этого момента на экранах появляется, возможно, главная сексуальная фантазия фанатов комиксов. Властная, опасная, уверенная в себе, коварная и безумно привлекательная героиня в облегающем латексном костюме выпускает коготки и отправляется гулять сама по себе с разрушительными последствиями для всех, кто встает у нее на пути.

Те, кто ратует за большее количество самодостаточных женских персонажей в крупных студийных проектах, должны каждый раз салютовать при виде Бертона, ведь в сиквеле «Бэтмена» он выступил, по сути, пионером супергеройской эмансипации. А Мишель Пфайффер своим исполнением роли установила планку столь высоко, что в XXI уже две далеко на самые бездарные актрисы (Холли Берри и Энн Хэтэуэй) бились о нее зубами.





Есть антагонисты, от которых хочется поскорее спрятаться, а есть такие, которым страсть как охота начистить морду. Ко второй категории, безусловно, относится Джим, мастерски сыгранный Энтони Майклом Холлом.

Всеобщую ненависть персонаж заслужил за постоянные козни и издевательства в отношении самого трогательного, чуткого и печального героя, когда либо появлявшегося в работах Тима Бертона — Эдварда руки-ножницы. Бойфренд Ким, чья семья приютила Эдварда, в своей слепой ревности выстраивает когтистому Пьеро целую серию подстав, заставляя того возвратиться в замок на горе. А когда Джим врывается в одинокую обитель Эдварда и начинает его избивать, так и тянет проделать путь, обратный Самаре из «Звонка», и встать на защиту персонажа Джонни Деппа, правда ведь? Впрочем, кармическая кара настигла негодяя и без нашей помощи.





«Бэтмен возвращается» слишком хорош по части комплектации злодеями, чтобы ограничиваться лишь одним из них. Взяв плохиша далеко не из первого эшелона, Тим Бертон добавил драмы в его генезис (в комиксах Освальд Коббплот был просто уродливым человеком, а в фильме он генетический мутант, выброшенный родителями в реку и воспитанный пингвинами), отвратности во внешний вид и манеры. Итог — идеальный артист макабрического бертоновского цирка. Для Дэнни ДеВито роль Пингвина стала возможностью отклониться от комедийного курса и явить аудитории мрачные и даже безумные грани своего актерского таланта. Думается, что на протяжении некоторого времени после выхода «Бэтмен возвращается» друзья ДеВито остерегались звать его в рыбные рестораны.

Битлджус («Битлджус»)




Битлджус! Битлджус! Битлджус! И вот он уже здесь. За год до того, как превратиться в добропорядочного рыцаря Готэма, Майкл Китон заглянул на съемочную площадку к Тиму Бертону, чтобы сыграть его полную противоположность. Самопровозглашенный биоэкзорцист прибывает по зову супружеской пары призраков, недовольной тем, что новые хозяева их дома наметили серьезную перестройку. Но уже очень скоро становится понятно, что Битлджус объявился не для того, чтобы кому-то помочь, а чтобы вдоволь повеселиться. Недаром его коронная фраза — «It's Showtime!».

В этом герое собран целый букет пороков и недостатков. Он грубый, неопрятный, подлый, жадный, эгоистичный, шумный и абсолютно не признающий такое понятие, как личное пространство. Поведение Битлджуса — наглядный пример того, как бы выглядело племя человеческое, следуй оно исключительно первичным желаниям и инстинктам. Но парадокс в том, что именно за перпетуум-мобиле из раздолбайства и непотребств мы и любим этого сумасброда в полосатом костюме.

Марсиане («Марс атакует!»)


Эти башковитые ребята из не самого обласканного критиками фильма Бертона заслуживают коллективное упоминание за черные пояса по троллингу. Каждый раз, когда доверчивые земляне ведутся на сказки о дипломатической миссии, марсиане пускают в ход свои бластеры. Здесь, конечно, можно усмотреть тонкую сатиру на бесчисленные попытки цивилизованного мира наладить диалог с правителями-головорезами:

– Все понял?
– Да.
– Не будешь больше никого убивать?
– Нет, не буду.
– Вот и молодец!

*звуки выстрелов*

Также стоит воздать должное изобретательности пришельцев. Дорвавшись до позиции, с которой можно диктовать условия, пучеглазые визитеры пускаются в деструктивные развлечения на любой вкус. Они высекают свои портреты взамен президентских на горе Рашмор, фотографируются напротив горящего Тадж-Махала, сносят статуи Моаи гигантским шаром для боулинга. Персональных экзекуций удостоились герои Пирса Броснана и Сары Джессики Паркер: от первого осталась лишь голова, тогда как голову второй пересадили на туловище ее любимой чихуахуа. Остается надеяться, что эти ребята не пожалуют к нам на автомобиле Tesla, запущенном на Красную планету Илоном Маском.

Всадник без головы («Сонная лощина»)




Заслуженный орденоносный злодей Голливуда Кристофер Уокен через семь лет после памятного перевоплощения в Макса Шрека в ленте «Бэтмен возвращается» вновь откликнулся на Бертон-сигнал в небе. Экранного времени на сей раз перепало меньше, но проведено оно актером было крайне продуктивно по части прибавления у зрителей седых волос.

Сначала Уокен предстает безжалостным гессенским кавалеристом, рубящим противников направо и налево до тех пор, пока сам не лишается головы от собственного же меча. Затем же он принимает еще более жуткую личину безглавого всадника. Сцена воссоединения героя с найденной головой своей натуралистичностью заставит многих подобно Икабоду Крейну в исполнении Джонни Деппа свалиться в обморок. А последовавшее со стороны всадника наказание в отношении виновного в краже — из числа тех, что не пожелаешь и злейшему врагу. В общем, не ходите дети в лощину гулять. А если вдруг пошли, не вздумайте подставлять Кристофера Уокена.





В любой подборке, связанной с Тимом Бертоном, нереально обойтись без Джонни Деппа, сами понимаете. В большей части коллабораций герои Деппа оказывались на стороне добра, и вот, наконец, в 2007 году актеру достался в перевязанной бантом коробке сочный, размашистый отрицательный образ, да еще и с возможностью представить себя публике в качестве вокалиста.

Инфернальный Суини Тодд — новая, покрытая шипами оболочка Бенджамина Баркера, отмотавшего за решеткой по ложному обвинению 15 лет. Встав на тропу, где навек застыли следы Макбета и графа Монте-Кристо, цирюльник постепенно забывает о мотивах своей мести и все больше упивается процессом, а заодно снабжает свою новую сожительницу начинкой для пирогов. Изначальное сочувствие к персонажу сменяется отторжением, а вот симпатию к Тодду, как и к некоторым другим бертоновским злодеям, усмирить сложнее — слишком уж прекрасен Депп в этом образе. Недаром Американская киноакадемия сочла роль достойной номинации на «Оскар».

Красная королева («Алиса в стране чудес»)


В «Алисе в стране чудес», где чувство меры и вкуса впервые по-настоящему изменило Тиму Бертону, а все актеры безбожно переигрывали (кроме Мии Васиковской, которая наоборот недоигрывала), лишь Красная королева, воплощенная Хеленой Бонем Картер, смотрится естественным, уместным и, безусловно, получившимся элементом. Ее героиня, несмотря на высокий монарший статус, ведет себя как взбалмошная девчонка: шумит, капризничает и всегда ищет виноватых. А еще с наслаждением наблюдает, как неугодным ей фигурам отрубают головы. На фоне аморфной Белой королевы в исполнении Энн Хэтэуэй персонаж Картер выглядит словно затейливое винное пятно на накрахмаленном платке, от которого невозможно отвести глаз. И это не инерционная фриковость, как у Безумного шляпника Джонни Деппа, а безукоризненная точечная подстройка под игольное ушко конкретной роли.

К 60 годам Тиму Бертону удалось заселить яркими и неординарными персонажами целую многоэтажку. От всей души желаем кинематографисту не сбавлять оборотов и продолжать приглашать почитателей своего таланта на новоселья!
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
84
Лицо со шрамом
Scarface (8.30)
85
Лабиринт Фавна
El laberinto del fauno (8.30)
86
Бэтмен: Начало
Batman Begins (8.30)
87
Схватка
Heat (8.30)
весь топ