Под Рождество 115 лет назад родился великий актер, икона Голливуда 40-50-х годов, воплощение образа крутого детектива фильмов-нуар и любимец публики Хамфри Богарт. Боги, как его часто называли, вырос в респектабельной семье известного хирурга и преуспевающей художницы. Он и сам некоторое время изучал медицину, хотя делал это без особого интереса. Будущий артист также успел побывать на флоте до того, как попал в кинематограф.
Желание заниматься лицедейством появилось внезапно, и Хамфри направил всю свою энергию на покорение сперва театральных подмостков. Ранние годы его актерской карьеры ознаменовались хаотичными выступлениями на Бродвее. А вот успех в кино к нему не шел до тех пор, пока «великий немой» не обрел свой голос. Тогда Голливуду потребовались кадры с сильными тембрами, и артисты театров справлялись с этой задачей лучше всего.
Богарт начал свой путь на фабрике грез со второсортных лент, где играл неприметные роли. В основном всяких асоциальных элементов — убийц, грабителей, бандитов. При этом Боги постоянно находился в тени более именитых партнеров. Режиссеры вовсю эксплуатировали его образ мрачного, сдержанного, отстраненного, никогда не снимающего шляпы и не появляющегося без сигареты мужчины. Но парадокс заключался в том, что гангстерские типажи как раз и принесли ему популярность.
Взлет карьеры Богарта произошел после выхода фильма «Высокая Сьерра», где он также сыграл бандита, но менее шаблонного. Однако оглушительный успех пришел к нему только лишь с ролью в режиссерском дебюте Джона Хьюстона «Мальтийский сокол», где актер впервые сменил амплуа и предстал перед зрителем в теперь уже каноническом образе крутого брутального детектива. Богарту тогда было 42 года. «Мальтийский сокол» до сих пор считается эталоном нуарного кино, а благородный циник Сэм Спейд, сыгранный Богартом, является хрестоматийным.
Далее все в карьере Хамфри шло как по маслу. Среди лучших его работ можно выделить картины: «Касабланка», «Сокровища Сьерра-Мадре», «Сабрина», «Ангелы с грязными лицами», «Конфликт», «Черная полоса», «Мятеж на “Кейне”», «Иметь и не иметь». На съемках последнего фильма произошла судьбоносная встреча Хамфри с его четвертой и самой преданной женой Лорен Бэколл. Они были настолько очаровательны, сексуальны и убедительны в сцене, где Мэри учит Гарри свистеть, что она надолго вошла в сердца зрителей, критиков и режиссеров. Фильммейкеры потом часто приглашали звездную пару сняться вместе в очередном проекте. Ну а для самих актеров эта картина была точкой отсчета их красивого и известного на весь мир романа.
Хамфри Богарт стал самым востребованным мужчиной в Голливуде и живой легендой. В новом положении он мог позволить себе самостоятельно выбирать роли. Так, следующим его шагом стала работа в фильме Хьюстона «Африканская королева» в паре с Кэтрин Хепберн. Здесь он выступил в непривычном для себя образе добродушного, ироничного и вечно пьяного капитана Чарли, за что получил заветный «Оскар».
Боги много снимался и после 1951 года, однако его стремительно развивающаяся болезнь уже давала о себе знать. Из-за пристрастия к алкоголю и табаку у Хамфри развился рак пищевода, от которого он скончался в 57-м году. Всего за 16 лет Хамфри Богарт из харизматичного, но не слишком успешного актера превратился в американского бога. Его опасное обаяние, едкая усмешка, усталый взгляд из-под широкополой шляпы и сутулая спина навсегда вошли в историю мирового кино.