Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
23.06.2012 20:49

ММКФ-2012:аннотация на фильм «Штиль»

Новую военно-историческую драму Фолькер Шлендорф «Штиль» зрители Московского Кинофестиваля ждали с нетерпением. На вечернем просмотре в «Октябре» зал был переполнен. Киногурманы предвкушали свежее, оригинальное, наполненное эмоциями зрелище. От создателя знаменитого «Жестяного барабана» иного не ожидали. Тем сильнее оказалось разочарование...

Рассказ о трагических событиях, произошедших в оккупированной Франции во время второй мировой войны, должен был не просто побудить зрителей еще раз задуматься над проблемой фашизма, но, прежде всего, затронуть чувства, заставить сидящих в зале пережить случившееся вместе с героями фильма.

Однако, ни на секунду не получается забыть о том, что происходящее на экране – всего лишь условность. Заложники-коммунисты, которых расстреляли за то, что в Нанте был убит немецкий офицер, безусловно, вызывают сочувствие. Но это сочувствие «на расстоянии», восприятие стороннего наблюдателя. По-настоящему сопереживать героям трудно. Даже трогательные любовные отношения совсем не цепляют.

Семнадцатилетний заключенный Ги влюблен в юную Одетт, которая каждый день приходит повидаться с ним. Девушка отвечает ему взаимностью, но не решается признаться в этом. Друг Ги, молодой коммунист Клод страстно любит свою супругу Эжени. В день, когда должен был состояться расстрел, заканчивался срок его пребывания в лагере. Клода должны были отпустить на свободу, но вместо этого повели на расстрел, дав лишь десять минут на прощание с женой.

Заложников посадили в машины и повезли на место казни. Среди провожающих их людей, мы замечаем Одетт и Эжени. Одетт смотрит в след отъезжающей машине глазами, полными слез. Эжени бежит за машиной, выкрикивая имя мужа, но, будучи не в силах догнать ее, останавливается. Девушка провожает машину взглядом, полным отчаянья. Все, что мы видим на экране вполне ожидаемо, логично и правильно, но, может быть, именно поэтому увиденное не задевает, не потрясает эмоционально, не производит того ошеломляющего трагического впечатления, на которое вправе рассчитывать зритель.


Для картины «Штиль» в принципе характерно отсутствие каких бы то ни было неожиданностей. С самого начала мы знали, что заложников казнят. К этому все шло. В результате казнь состоялась. За время, прошедшее от начала картины до момента расстрела, успеваешь свыкнуться с мыслью, что герои будут убиты. И потому прощаешься с ними заранее, задолго до расстрела.

Процедура казни и все приготовления к ней показаны режиссером скрупулезно и тщательно. Но за всем этим наблюдаешь с холодным отвращением, точно за работой скотобойни. Не чувствуешь той боли и ярости, которые подняли мощную волну протеста и навсегда смыли фашизм с лица земли. Должно быть в этом «штиле» чувств и заключается трагедия современного поколения, не способного ни помнить, ни ненавидеть, ни любить.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
26
Подозрительные лица
The Usual Suspects (8.70)
28
Психо
Psycho (8.70)
29
Ход королевы
The Queen’s Gambit (8.70)
30
Окно во двор
Rear Window (8.70)
31
Эта замечательная жизнь
It's a Wonderful Life (8.70)
33
Помни
Memento (8.60)
34
Красота по-американски
American Beauty (8.60)
весь топ