Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
06.08.2020 19:52

«Моя цель — не напугать, а вызвать чувства». К 50-летию М. Найт Шьямалана

Изначально заявивший о себе легендарными триллерами «Знаки» и «Шестое чувство» режиссер М. Найт Шьямалан долгое время пытался снимать семейное кино. Однако сериал «Дом с прислугой» окончательно вернул постановщика в жанр, который получается у него лучше всего. В 50-й день рождения мастера саспенса Lostfilm публикует интервью, в котором Шьямалан рассказывает о своих творческих поисках.

Удивительно, но он не всегда был уверен в том, что делает. Режиссер несколько десятилетий отказывался признаваться себе в том, что у него отлично получаются фильмы о сверхъестественных явлениях, и пытался найти другое направление. Но когда копилка постановщика пополнилась телесериалом в жанре ужасов, получившим высокие оценки, Шьямалан смирился со своим положением. «Теперь я к этому привык, — говорит он. — Но часть меня, которую я, впрочем, уже отпустил, всегда хотела снимать семейное кино».



И это видно по сценариям, написанным Шьямаланом в течение жизни. В тот же год, когда в кинотеатрах шло «Шестое чувство», он адаптировал для экранов детский роман Элвина Брукса Уайта «Стюарт Литтл» — историю харизматичного говорящего мышонка, который становится членом семьи из Нью-Йорка. «Это было до того, как я выстроил отношения с аудиторией, поэтому никто не удивился. Я был просто юнцом, которому повезло снять "Шестое чувство", — объясняет режиссер. — При нынешних отношениях со зрителями трудно сделать что-то подобное».

Рассказывая о сериале «Дом с прислугой», Шьямалан вспоминает первую встречу с Рупертом Гринтом, исполнителем одной из главных ролей. «Я встречал Руперта, когда он был еще ребенком, и я рассматривал возможность снять один из фильмов о Гарри Поттере, — вспоминает юбиляр. — Руперт утверждает, что даже помнит этот момент, но я думаю, что он ошибается. Скорее всего, он помнит какого-то другого индийского паренька на съемочной площадке».



Перспектива увидеть Поттериану в исполнении Шьямалана кажется интересной, и тот факт, что этого не произошло, подчеркивает отдаленность режиссера от популярных франшиз. «Я пытался попасть в систему, но это просто не мое, — говорит постановщик в ответ на вопрос, почему в его портфолио нет ни одного блокбастера. — Мне предлагали снять один из этих больших фильмов, но на подобные звонки я отвечаю словами "На самом деле вы не хотите, чтобы это был я"».

Не так-то просто отказаться от высоких доходов первоклассных лент, но прежде всего Шьямалан ценит простоту. «Я всегда буду избегать двух вещей: знаменитых актеров и засилия компьютерной графики, — комментирует режиссер. — Мои фильмы такие же простые, как японские суши. Можно использовать миллион ингредиентов, но я обойдусь всего парочкой, даже если есть риск, что зрителю это не понравится». Естественно, у Шьямалана был шанс попасть в мир больших денег и спецэффектов, но результат оказался неутешительным: фильмы «Повелитель стихий» и «После нашей эры» были плохо приняты критиками и провалились в прокате.



Однако в последние семь лет Шьямалан, кажется, снова находит свой истинный путь, заменяя дорогостоящие в производстве картины фильмами и сериалами более подходящими для его стиля повествования. По словам режиссера, когда он доверяет своему видению, результат оказывается лучше. «В "Шестом чувстве" я не следовал нормам кино того времени, — объясняет режиссер. — Я снимаю, как снимал Хичкок, просто перемещая камеру по сцене и используя старые приемы. Я не люблю нагромождений в сторителлинге, а вот простота мне нравится».

Следуя своим убеждениям, после псевдодокументального «Визита» в 2015 году постановщик резко сменил направление. Неожиданно для всех Шьямалан создал мини-вселенную, которая объединила супергеройскую фантазию 2000 года в фильме «Неуязвимый» и психологический триллер «Сплит» 2016-го, в котором Джеймс МакЭвой изобразил 24 персонажа в теле Кевина, мужчины с диссоциативным расстройством идентичности. Последний фильм был заявлен как самостоятельная картина, но шокировал посетителей кинотеатров появлением в последней сцене супергероя Дэвида Данна в исполнении Брюса Уиллиса, что подтвердило догадки о связи двух лент. Фильм-кроссовер «Стекло» 2019 года, где Сэмюэл Л. Джексон снова исполнил роль Элайджи Прайса, собрал фрагменты вселенной воедино. «Вся трилогия — это одна история, которая была слишком масштабной с самого начала, — объясняет Шьямалан. — Поэтому я разбил ее на части и решил рассказать о Дэвиде первым. Это было в 2000 году, и тогда люди спрашивали: "Фильм-комикс? Что это значит?"».



Нужно признать, что «Неуязвимый» действительно предшествовал киновселенным Marvel и DC. «Люди не понимали, стоит ли воспринимать эти фильмы всерьез, но с годами эта тема стала более популярной», — комментирует Шьямалан. В тот раз риск оказался оправдан, и герой Брюса Уиллиса стал любимчиком среди фанатов режиссера. «В этом году будет 20-летний юбилей фильма, — гордо заявляет кинодел. — Забавно, что в будущем примерно каждый год я буду отмечать какой-нибудь юбилей: за "Неуязвимым" последуют "Знаки", а за ними — "Таинственный лес"».

И хотя обстановка в фильмах Шьямалана может сильно отличаться — сравните туманную мистику в «Таинственном лесу» и инопланетный хоррор в «Знаках» — его талант наводить на зрителя ужас стабильно проявляется в любых условиях. В чем же секрет хоррора, заставляющего людей подпрыгивать на месте? У Шьямалана это опора на реальные страхи. «Намного страшнее и эффектнее, когда ребенок в "Шестом чувстве" идет по такому же коридору как тот, по которому вы идете в собственную ванную по утрам. Страшнее, потому что обстановка соотносится со зрителем, — объясняет режиссер. — Чтобы пробудить страх, нужно просто создать ощущение неведомого. Эволюционный механизм заставляет нас бояться, но он же и служит механизмом защиты. Ведь когда вы видите незнакомую тропинку, вы не идете по ней, так? В конце дорожки могут повстречаться тигры, которые вас съедят».



Шьямалан признается, что обеспокоен тем, как такой прием используется в реальной жизни. «Часто можно увидеть, как кто-то манипулирует целыми группами людей, пробуждая в них страх. Все, что нужно, чтобы контролировать толпу — просто указать на людей, которые представляют нечто неизведанное. Бам! — мы уже напуганы». Последние события в политике новой родины режиссера вызывают у него серьезные опасения. Странно слышать, что человек, работающий с хоррорами каждый день, чего-то боится, но, впрочем, панике Шьямалан не поддается. Напротив, режиссер как будто заряжается ситуацией и отвечает на происходящее через творчество. «Следующие три фильма, которые я планирую, отчасти вдохновлены реальными событиями."Как мы оказались в таком положении? Почему так быстро потеряли себя? За что на самом деле боремся?", — вот какие вопросы задают эти картины».



Но, говоря о манипуляциях, Шьямалан не теряет из виду «человеческое» происхождение ужасов: «Посмотрите, что сделали Роберт Уайз в "Логове Дьявола", Хичкок в "Психо" и Стивен Спилберг в фильме "Челюсти". Если собрать печали людей и сделать из этого триллер, получается кино, которое всегда будет вызывать резонанс и отклик. Это мой любимый жанр, потому что я могу заставить зрителя и смеяться, и плакать. И цель его — не напугать, а вызвать чувства». К счастью, это осознание пришло к режиссеру достаточно рано, чтобы успеть подарить миру еще несколько шедевров. Кто-то может считать, что это фанаты заставили Шьямалана вернуться к жанру, за который его обожают. Однако режиссер уже давно сам нашел свою кинолюбовь в лице хоррора и его невероятных возможностей. И хотя поиски истины заняли несколько десятилетий, теперь Шьямалан счастлив заниматься тем, что у него получается лучше всего.

Источник: NME
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
165
Далласский клуб покупателей
The Dallas Buyer's Club (8.00)
166
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower (8.00)
167
Шоу Трумана
The Truman Show (8.00)
168
Дитя человеческое
Children of Men (8.00)
169
Неприкасаемые
The Untouchables (8.00)
170
Зомби по имени Шон
Shaun of the Dead (8.00)
171
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (8.00)
172
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
173
Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button (8.00)
174
Танцующий с волками
Dances with Wolves (8.00)
весь топ