Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
23.07.2020 21:17

«Коллективный антидепрессант без побочных эффектов». «Операции Ы…» — 55!

23 июля 1965 года состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Кинолента, состоящая из новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция Ы», имела в свое время невероятный успех: ее посмотрели более 65 миллионов зрителей. Но мы продолжаем смеяться над ней и спустя более полувека, в чем же секрет?

Леонид Гайдай был, пожалуй, самым эксцентричным советским комедиографом. Главным десятилетием его творчества стали 60-е. В это время весь мировой кинематограф пытался реанимировать старую комедийную эстетику, вернуть идеалы «Золотого века комедии». Венецианская публика рукоплескала вернувшемуся Бастеру Китону, зрители наслаждались «Этим безумным, безумным, безумным, безумным миром» Стэнли Крамера. Однако дальше единичных успехов дело не продвинулось. В Советском Союзе же, наоборот, это стало масштабным явлением. А все потому, что комедийный талант Гайдая нашел свою благодатную почву — настроения эпохи «оттепели».



Это было время небольших послаблений и больших надежд. Гайдай уже не будет так успешен, когда общество начнет требовать иронической тонкости и сатирических изысков. Киновед Сергей Добротворский назвал режиссера «трюкачом и эксцентриком от Бога», задумки Гайдая находили свое воплощение в движениях, мимике, эмоциях. Картины этого периода отличает чистая режиссура, художественный поиск.



Сценарий фильма Леонид Гайдай написал вместе с авторами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. В картине впервые появляется герой Шурик, который, по многочисленным воспоминаниям друзей и родных режиссера, являлся отражением самого Леонида Иовича, что со временем стало символично. Шурик и Гайдай были воплощением «образцово-смехового шестидесятника». Вечный студент, скромный блондин в очках, укороченных брючках и, конечно, влюбленный. Эта роль стала знаковой для Александра Демьяненко, у которого прежде было исключительно романтическое амплуа. Между прочим, в тексте сценария персонажа звали Владик. Однако чиновники заставили его переименовать, дабы избежать ассоциаций с Владимиром Лениным.



В новелле «Операция Ы» появляется уже полюбившееся зрителям трио: Моргунов, Вицин, Никулин. Но следует отметить, что они здесь уже не просто элементы комического (как в картинах «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики»), а определенные социальные типажи: глупый силач, пьющий интеллигент, мастеровитый воришка. Эти гениальные образы, придуманные Леонидом Гайдаем, навсегда остались самыми яркими актерскими «масками» в отечественном кино.



Колоритом 60-х годов обладали не только герои картины, но и сама атмосфера происходящего. Гайдай с иронией описывает мечты о прекрасном будущем, захлестнувшие умы шестидесятников. «Романтика!», — восклицает прораб в исполнении Михаила Пуговкина, смотря на панорамы строящихся московских высоток. С каким упоением он рассказывает о достижениях местного строительно-монтажного управления, ведь они строят «грандиозный жилмассив, только в нем одном будет установлено 740 газовых плит, то есть в 740 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года».



А сколько емких, комичных выражений (Гайдаю в этом не было равных) подарили зрителям новеллы! «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы...», «надо, Федя, надо», «экзамен для меня всегда праздник», «как пройти в библиотеку?», «чтоб никто не догадался», «тренируйся на кошках», «все уже украдено до нас», — мы говорим этими цитатами и по сей день.



Эксцентрика Леонида Гайдая в картине «Операция Ы и другие приключения Шурика» близка и понятна нам и сегодня. Она не опиралась ни на социальные, ни на политические воззрения. В ее основе был только юмор. Гайдай создавал комические образы и позволял зрителю смеяться, просто смеяться. Сергей Добротворский вспоминает, как крутили новеллы из «Операции Ы…» вперемешку с кадрами подсчета голосов в день президентских выборов 1996 года: «Ни один из других по-настоящему народных режиссеров здесь был бы неуместен. Ни Рязанов, ни Данелия. Ни "Белое солнце пустыни", ни "Джентльмены удачи". Разве что "Ну, погоди!", но такое название звучит слишком уж вызывающе по отношению к запрету на агитацию в день выборов. Гайдай и здесь попал в самую точку — его кино оказалось тем самым коллективным антидепрессантом без побочного эффекта». А антидепрессанты нам всем нужны и сегодня...
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
185
Перед рассветом
Before Sunrise (8.00)
186
Беги, Лола, беги
Lola rennt (8.00)
187
Аватар
Avatar (7.90)
188
Железный человек
Iron Man (7.90)
190
Поймай меня, если сможешь
Catch Me If You Can (7.90)
191
Драйв
Drive (7.90)
192
Мой парень — псих
Silver Linings Playbook (7.90)
193
Дневник памяти
The Notebook (7.90)
194
Однажды в... Голливуде
Once Upon a Time in Hollywood (7.90)
весь топ