Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
04.10.2016 19:20

«Не бойся крови». Рецензия на «Дуэлянта»

Если следить за сменой афиш на зданиях российских кинотеатров, может показаться, что любой условный исторический блокбастер у нас снимают либо про Великую Отечественную войну, либо про XIX век. Часто претензии к художественной ценности этих картин подкрепляются еще и массовой критикой исторической подлинности. Время действия «Дуэлянта» — XIX век, главные герои щеголяют в пушкинских цилиндрах и носят кремневые пистолеты, на экране то и дело возникают знакомые не только петербуржцам городские пейзажи, антиквариат в фильме настоящий... Однако этого Петербурга XIX века никогда не существовало.

Подход, выбранный режиссером Алексеем Мизгиревым и продюсером Александром Роднянским, во-первых, делает любые замечания реалистичности картины глупыми, а во-вторых, показывает, какой красоты и уникальности мир можно создать, используя смешение стилей и жанров, историческую основу и вымысел в качестве главного инструмента для моделирования места действия.



Сеттинг «Дуэлянта» — причудливая эклектика, объединившая в себе, кажется, все, что пришлось к месту. В жанровые параметры фильма можно записать и костюмированную драму, и приключенческое кино, и альтернативную историю, и романтизм, и даже нуар: недаром во многих интервью продюсер так часто вспоминает первую часть нолановского «Бэтмена». По той же схеме выстраивается и внешний облик дуэлянтской версии Петербурга. И благодаря нескольким запоминающимся реальным образам он предстает одновременно знакомой и неузнаваемой столицей Российской империи.



Улицы этого Петербурга покрыты вязкой грязью, оставшейся после недавнего затопления города водами Невы, мужчины здесь облачены как в классические зеленые офицерские сюртуки, так и в почти готические черные пальто в пол. Близ воды стоят деревянные конструкции некоего рыбацкого района неясного назначения и происхождения, внешне отсылающие чуть ли не к «Водному миру». Создатели фильма идут дальше: вот зрителям показывают строящийся через Неву колоссальный мост бруклинского типа, а вот и знаменитый вход в Новый Эрмитаж с его атлантами, но и тут что-то не так — атлантов в два раза больше, чем на самом деле. Выстроенные в два этажа, они оформляют величественный дворец, место времяпрепровождения аристократов, где находится главная локация фильма — огромный каменный зал, из которого открывается античный вид на город, больше похожий на Рим. Словом, то, как Мизгирев и Роднянский изменили привычный кинообраз патриотично лощеной столицы, действительно можно сравнивать с нолановским переосмыслением фриковатого и полусказочного Готэма.



Получившейся вселенной фильма так и хочется подобрать какой-нибудь точный термин, поскольку проделанная работа тянет на создание нового мифа. События происходят в этаком предстимпанковом мире, где центральное место занимает не сумма технологий, вылившаяся в особенный визуальный стиль, а общественная мораль и пороки высшего света, идеально сочетающиеся с романтически нуарной наружностью города аристократов.

Суть ленты, равно как и вся ее сюжетная линия, посвящена двум темам, соединившимся в истории главного антигероя. «Дуэлянт» рассказывает о чести и достоинстве, одевая этот рассказ в историю про месть с классической детективной интригой. Капитан Яковлев (Петр Федоров), вернувшийся в Петербург после долгого отсутствия, — дворянин. У него есть четкая цель, требующая больших денег. Встреча с одним мошенником-немцем дает ему возможность быстро получать пачки ассигнаций, выполняя сложную и грязную работу. Яковлев становится бретером и за деньги участвует в дуэлях, убирая неугодных для его заказчиков персон. Интересно, как режиссер рассматривает саму традицию дуэлей, их правила и оценку со стороны общества. Картина начинается с выдержки из негласного дуэльного кодекса, где прописаны основные правила организации поединков. Однако рыцарские традиции здесь используются бесчестными и лицемерными аристократами для организации заказных убийств.



Выставление знака равенства между дуэлью и убийством совпадает с культурной традицией, сложившейся в Российской империи и не раз отмеченной современниками-иностранцами. В Европе к XIX веку дуэли прилично гуманизировались, а решение конфликта не приравнивалось к смерти одного из участников. Тем временем в России смертельный исход был пусть не обязательным требованием, но принятой нормой. Там где европейское дворянство восстанавливало честное имя либо поединком до первой крови (а это могло быть легкое ранение), либо самим фактом готовности пойти до конца, русское дворянство стрелялось «через платок». Этот вид дуэли и открывает ленту. Хотя сам платок убран за ненадобностью, смысл не поменялся: двое участников, два пистолета, только один заряжен, стреляют в упор. Смерть по жребию и передача своей жизни в руки судьбы. Подобный старт как нельзя лучше показывает, что есть дуэль в стране, потерявшей в XIX веке двух крупнейших литераторов именно в таких поединках. Сочетание традиционной кровожадности этого вида решения конфликта с лицемерием высшего света рисует мрачную атмосферу темного Петербурга Мизгирева.



Борьба Яковлева за свои идеалы столкнется с препятствиями, преодолеть которые можно только оружием своих же врагов. Да, он наемник, без труда убивающий незнакомых людей за деньги, использующий коррупцию для решения проблем, пьющий и хмурый персонаж с отрицательным обаянием. Но при этом он один из немногих героев, понятие чести для которого — не способ достижения корыстных целей. Образ дополняется еще одной важной характеристикой — «его пуля не берет».

Причиной тому стали события, случившиеся с героем Федорова на Алеутских островах. Он прошел через странный ритуал местных шаманов, заговоривших его от смерти, и в итоге приобрел почти фандоринское везение, такое же органичное и ненадежное, но с другой основой. Удачливость героя Бориса Акунина представляется скорее образцом вселенского равновесия, а неуязвимость Яковлева сильно отдает то ли магическим реализмом, то ли комиксным объяснением сверхъестественных способностей.



Фильм, разрушающий привычное представление о XIX веке с его выдающимися красотами и стойкими положительными героями, конечно, рекрутирует и обожателей, и ненавистников. Кажется, что создателям это будет только на руку — они хотели сделать особенное и жесткое, выверенное и продуманное зрительское кино с ярким авторским взглядом. К «Дуэлянту» можно придраться, можно оспорить вкус и стиль его авторов — им это, наверное, даже понравится. Единственное, что не потерпит никаких компромиссов и замечаний, — визуальная составляющая проекта. Оператор Максим Осадчий вместе с Мизгиревым нарисовали потрясающую картину вымышленного мира, где солнечные лучи и блики скользят по иссиня-черным пальто и цилиндру главного героя, где бессовестно льет проливной дождь, и одновременно светит ослепительное солнце, где камера снует по нетипичным ракурсам, то смотря на героев чуть ли не от ножки стола, то резко взлетая к люстре, чтобы затем повиснуть напротив суровых лиц.



Трудно сказать, чего не хватило фильму, чтобы стать гордым обладателем прилагательных в превосходной степени. Может быть, некоторые очевидные клише в сюжете, может, скуповатая концовка, разделенная очередным флэшбэком. Но не отметить, что «Дуэлянт» — зрелищное и необычное отечественное кино, будет как минимум нечестно.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
182
Человек дождя
Rain Man (8.00)
184
Почти знаменит
Almost Famous (8.00)
185
Перед рассветом
Before Sunrise (8.00)
186
Беги, Лола, беги
Lola rennt (8.00)
187
Аватар
Avatar (7.90)
188
Железный человек
Iron Man (7.90)
190
Поймай меня, если сможешь
Catch Me If You Can (7.90)
191
Драйв
Drive (7.90)
весь топ