Триллер «Окно во двор» рассказывает не об идеальном преступлении. Он рассказывает о том, как надо снимать идеальное кино.
«Окно во двор», которое еще можно назвать «гимном вуайеризму», — это, наверно, самое совершенное творение маэстро Хичкока.
Сильная жара в Нью-Йорке. Большой двор, окруженный многоквартирными домами в Гринвич-Виллидже на Манхэттене. Знаменитый фотограф Эл Би Джеффрис вынужден сидеть дома, так как сломал ногу в одной из горячих точек. Его единственное развлечение — смотреть в окно и наблюдать за соседями, обычными жителями нижнего Манхэттена. Джеффриса посещают весьма острая на язык медсестра Стелла и его подруга, ослепительная блондинка — модель Лиза Кэрол Фремон. Двор живет ординарной, но весьма насыщенной жизнью: кто-то загорает на балконе, балерина танцует и развлекается с поклонниками, пара средних лет (коммивояжер и его жена-инвалид) все время ругается, композитор страдает муками творчества, немолодая Мисс Одинокое сердце мечтает о любви...
В один из таких жарких вечеров, после полуночи, Джеффрис замечает некую странность — коммивояжер начинает выносить из квартиры чемодан, потом возвращается и снова выносит чемодан, и так несколько раз. А его жены, между тем, нигде не видно. В конце концов, фотограф засыпает у окна и не видит, как ранним утром сосед с женой куда-то уходят. Проснувшись утром, Джеффрис обнаруживает только мужа, и ему в голову приходит, что сосед выносил в чемоданах расчлененный труп! Он делится своими догадками с медсестрой, а потом с Лизой. Он даже впутывает в это дело своего друга, детектива Дойла, и все начинают бдить за предполагаемым преступником.
Основой для фильма Хичкока послужил рассказ Корнелла Вулрича«Окно во двор» («It Had to Be Murder»). Сценарий написал Джон Майкл Хэйес. На роль Джеффриса режиссер пригласил одну из суперзвезд Золотого века — 45-летнего Джеймса Стюарта. Роль Лизы Фремон исполнила тогдашняя «блондинка Хичкока», будущая принцесса Монако, Грейс Келли. Это была их вторая совместная работа. В остальных ролях сыграли Уэнделл Кори (детектив Дойл), Телма Риттер (Стелла), Рэймонд Берр (коммивояжер Ларс Торвальд) и Джудит Эвелин (Мисс Одинокое сердце). Роскошные элегантные костюмы для Грейс Келли создала постоянный модельер фильмов ХичкокаЭдит Хед.
Премьера фильма «Окно во двор» состоялась 4 августа 1954 года в Нью-Йорке в Организации Объединенных наций, и выручка от мероприятия пошла в благотворительный фонд. В американском прокате фильм заработал больше $5 миллионов, что по тем временам было весьма неплохо.
Джеймс Стюарт, Грейс Келли и Альфред Хичкок
Фильм «Окно во двор» был номинирован на четыре «Оскара»: в категориях «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший оператор» и «Лучший звук». И ничего не выиграл. Но это не помешало ему попасть в «Национальный реестр фильмов США» и в пятерку лучших триллеров в истории мирового кино.
Для съемок на студии Paramount Pictures в Лос-Анджелесе была построена огромная декорация двора. И все звуки, которые раздавались из окон, мнимый шум улицы, все это тщательно записывалось для воссоздания атмосферы двора в мегаполисе. Имя композитора Франца Уэксмэна стоит в титрах, но фактически он написал только песню «Лиза», которую, по сюжету, сочинил сосед-композитор. Но во время действия из окон слышатся песни в исполнении Бинга Кросби, Фрэнка Синатры и Дина Мартина.
«Окно во двор» на много лет предвосхитило любимую забаву обывателей — реалти-шоу. Зритель вместе с главным героем наблюдает за жителями двора в окно, и это зрелище завораживает. Некоторые эпизоды сняты так, будто мы смотрим на происходящее через объектив фотокамеры Джеффриса. Мы невольно становимся вуайеристами, и нас интересует не только преступление (мы даже точно не знаем, было ли оно), но и жизнь этих людей.
Молодая балерина кокетничает с поклонниками, но наблюдающая за ней в окно Лиза скажет: «Она никого из них не любит». Мисс Одинокое Сердце устраивает в своей квартире воображаемые романтические ужины. Только что въехавшие молодожены все время занимаются сексом за опущенными жалюзи. Подозреваемый Ларс Торвальд часто звонит по междугородней и куда-то время от времени уходит. Пожилая пара или спит на балконе, или спускает вниз в корзине свою собачку на прогулку. Композитор пытается создать шедевр, и один раз к нему в гости зайдет кто-то, очень сильно похожий на мистера Хичкока... Как известно, Хичкок почти всегда появлялся в своих фильмах.
Вся эта картина — жизнь соседей, расследование, которое ведут Джеффрис и Лиза, остроумнейшие диалоги — складывается в единое полотно. Это не только весьма захватывающий триллер, но еще и очень интересный срез жизни людей, поднимающий, кроме темы вуайеризма, и много социальных вопросов — феминизм, патриархат и т.п.
А еще «Окно во двор» напоминает нам о том, что для раскрытия преступления не так уж обязательны мобильные телефоны, компьютеры, базы данных и прочие технологии. Ведь не зря Шерлока Холмса до сих пор называют великим сыщиком. Люди были такими же 60 лет назад, ничего не изменилось в отношениях между ними. Как говорил Воланд у Михаила Булгакова: «Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».
И напоследок небольшой спойлер: Мисс Одинокое сердце встретит свою любовь, не выходя из двора. Ну, а какое именно преступление имело место быть, вы должны узнать сами. Как и то, на сколько сломанных ног в финале окажется больше, чем в начале фильма...
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: