Итак, последний косяк Ботвинов скручен и скурен, и что осталось зрителю? Только утереться после плевка-финала, который швырнули ему сценаристы как недоеденный беляш плешивому псу. Восемь сезонов мы искренне болели за этих чудиков, прощая им весьма вольное обращение с границами реальности и юмор на грани фола. Восемь сезонов — это ведь, как сказал бы Хантер Томпсон, на пять больше, чем три, и на пять дольше, чем было нужно.
Однако ярые, или даже яростные, поклонники Weeds («Косяков») все собирали и собирали подписи за продолжение, а размякшие от такой преданности продюсеры все продлевали и продлевали, неловко оправдываясь: «Ну теперь-то уж точно последний...».
Судя по финальному эпизоду, теперь-то уж точно. Такое ощущение, что некто сверху отдал приказ: «Горшочек, не вари!», — да таким зычным голосом, что сценаристы с перепугу побросали свои блокнотики и попрятались по углам, а финал дописала мимо проходящая уборщица, поклонница каких-то совсем других сериалов.
Итого мы имеем: бодрый зачин, пару-тройку сезонов на уровне, потом невнятное нечто, неожиданным бонусом для самых терпеливых — шестой сезон, дальше снова можно промотать и — скоропалительный финал. По сути, все самые важные события жизни любимых героев случились за кадром, между 11-м и 12/13-м эпизодами финального сезона. Новый муж Нэнси, взросление Стива, возрождение Энди, разложение Шейна — всего этого нам не показали и уже не покажут.
Зато главная героиня получила по заслугам. Мир больше не вертится вокруг ее хорошенькой головки, она никем не манипулирует и от нее никто не зависит, каждый член семьи бодрым шагом идет навстречу своему счастью, а ей — пулю в лоб и на кладбище или деньги в авоську и куда глаза глядят. А кто-то вообще рассчитывал увидеть Нэнси на старости лет в кресле-качалке, под клетчатым пледом, с глинтвейном и Коэльо? Хоть здесь сценаристы не оконфузились.
А вот персональный финал Шейна — это провал. Мальчик так интересно взрослел и так хорошо оттенял своего брата, что ему светила развязка как минимум в духе «Отступников». Александр Гулд заслуживал гораздо большего, а ему достались только какие-то дурацкие усы и помятая лахудра. Зато Дагу (Кевин Нилон), чей хеппи-энд нас заботил меньше всего, почему-то свезло. Прожил жизнь как-то бестолково, а под конец, видите ли, обзавелся райскими кущами. Как-то не по Хуану сомбреро...
В целом сериал можно назвать годным, местами просто великолепным, другими же местами — не фонтан. И не надо его сравнивать с Breaking Bad («Во все тяжкие»). Это как Достоевский и комиксы — и то, и другое читабельно, но в первом все высокие посылы очевидны, а в комиксах их обрящет только тот, кому это позарез надо.
Хотите от «Косяков» глубины и остроты? Пожалуйста — вот краткий список того, что высмеивает сериал Weeds: унылый быт обывателей, сексизм, лицемерие по отношению к употреблению конопли и табака, американскую мечту, американские ценности и прочие нелепицы.
Ставит ли он важные вопросы? Да, хотя бы вопрос «правильного» материнства. Какая мать лучше: та, что отличает антигистаминное от противорвотного, и никогда не научит плохому или та, с которой, мягко говоря, не скучно? А теперь попробуйте ответить с позиции ребенка. То-то же.
Но, конечно, Weeds — это, в первую очередь, веселое времяпрепровождение. Весь сериал, по большому счету, построен на том, что каждый герой делает только неправильные выборы, а в итоге почти все получают по дольке счастья. Видимо, чтобы быть счастливым, совершенно не обязательно поступать правильно. Ну разве не чудесно?
P.S. Заглавная композиция "Little Boxes", которая в сериале исполнялась на все лады разными голосами (от Регины Спектор до группы Linkin Park), была написана в 1962 году и является политической сатирой на развивающиеся пригороды и связанные с этим развитием конформистские отношения между людьми.
В "Little Boxes" поется о маленьких коробочках разного цвета, которые сделаны из одинаково некачественных материалов по одним и тем же лекалам. В этих коробочках живут одинаково «некачественные» люди, которых ждет одинаковая карьера и одинаковая судьба. Термин ticky-tacky, то есть «халтура», стал очень популярен в Америке '60-х именно благодаря этой песне.