Страх и отвращение в кинематографе: Путеводитель по трэш-муви
Трэш-кино зачастую делает зрителю очень неприятно, зато дает ему возможность противопоставить себя мейнстриму, и уже его, в свою очередь, называть трэшем. А значит, можно почувствовать себя искушенным, продвинутым и вообще особенным, с непроницаемым лицом советовать лучшему другу «Зеленого слоника» как будто это какой-то невинный мультик про хоботастое животное нетипичного окраса.
Трэш бывает разный, от просто бездарно сделанных фильмов до качественных стебных пародий на голливудские блокбастеры. Сегодня мы возьмем к рассмотрению лишь его подвид — «шедевры», показывающие «все, что скрыто»: дружбу телами во всех самых невероятных ее проявлениях, насилие, извращения и прочие прелести рейтинга «R» (то, что в «интернетах» принято называть «кровь-кишки-расчлененка»).
«Зеленый слоник»
Приятно осознавать, что хоть в каком-то жанре кинематографа мы еще можем догнать и перегнать Запад. Пусть в России нет (и, похоже, не будет) своего «Аватара», зато оставить след в истории трэш-муви нам раз плюнуть — достаточно лишь правдиво показать, что происходит в нашей армии, например.
Два офицера на гауптвахте пытаются не сойти с ума, но безуспешно. Один (Сергей Пахомов) доводит другого (Владимир Епифанцев) назойливым дружелюбием, в результате чего назревает серьезный конфликт.
Стоит отметить, что в трэшевом кинематографе актерская игра редко когда стоит на первом плане, бывает, что актеры (в том числе непрофессиональные) играют нарочито фальшиво. Однако в «Зеленом слонике» тот же Епифанцев, для которого эта роль стала дебютной, очень достойно изобразил пресловутое «белое каление», до которого можно довести любого человека.
Фильм изобилует сценами садизма, копро-, некрофилии и гомосексуализма, но это не мешает режиссеру Светлане Басковой считать, что он «посвящён высоким человеческим качествам — мужеству, чести, бескорыстию и мужской дружбе».
«Человеческая многоножка»
В первом фильме режиссер Том Сикс показывает бывшего пластического хирурга, который задался целью сшить вместе трех человек таким образом, чтобы получилась единая пищеварительная система. Во втором — фаната оригинального фильма, который в кустарных условиях повторил эту операцию.
Результат творцу настолько приглянулся, что он начал испытывать к нему похоть, которую успешно реализовал. Сюжет «Человеческой многоножки 3» держится в секрете, однако известно, что звеньев в титульном персонаже будет намного больше, а режиссер сыграет в этой картине одну из ролей. Некоторые кинокритики искренне надеются, что Сикс окажется где-то посередине своего «насекомого».
Вообще, сиквелы, а тем более, триквелы в трэшевом кино — явление редкое. И если уже такие фильмы, как «Человеческая многоножка» начинают претендовать на масштаб франшизы, не за горами тот день, когда столь «изысканным» зрелищем можно будет «насладиться» и в 3D-формате.
«Бойня блюющих куколок»
У широко известного в узких кругах режиссера Люцифера Валентайна можно поучиться делать настоящий трэш. Его «Бойня», сделанная в им же изобретенном жанре «блевожести», укомплектована под завязку — в ней есть все необходимое (от невинного целлюлита до невиданных извращений) и отринуто все лишнее (сюжет, актерская игра и прочие глупости).
Увы, именно из-за манеры съемки и специфического звукового сопровождения «Бойню блюющих куколок» только формально можно назвать кино-трэшем. Скорее это просто трэш, без кино.
«Сербский фильм»
В отличие от предыдущего образца, в «Сербском фильме» имеется сюжет, все события взаимосвязаны, и сценарист даже расстарался на неожиданный финал. А в контексте того, что происходит на экране, сделать финал неожиданным было наверняка не так-то просто.
Сюжет ленты вращается вокруг бывшего порноактера, которому сделали заманчивое деловое предложение, на деле обернувшееся сущим кошмаром: потоки крови, грязный секс, не имеющий ничего общего с продолжением рода человеческого, насилие ради насилия и начисто лишенная правдоподобия фигура того, кто все это затеял. При этом «Сербский фильм» неплохо обыгрывает тему снаффа и является хрестоматийным примером эксплуатационного кино. И, само собой, лента имеет глубочайший социальный и даже политический подтекст.
«Мученицы»
По манере исполнения этот фильм далеко не «мусор», но по содержанию — он самый. «Мученицы» рассказывают о том, как невинных женщин пытали фактически из любопытства. Группе людей (что-то вроде «британских ученых») вздумалось узнать, что видит человек «на грани».
И первое, что они поняли — женщины этой грани достигают быстрее и, если можно так выразиться, продуктивней. Особенно если содрать с них всю кожу. Можно было бы развить эту идею и снять более насыщенный событиями и сюжетными поворотами фильм, однако его создатели предпочли большую часть экранного времени уделить красочному живописанию самих пыток.
«Свадебная ваза»
Этот бельгийский фильм 1974 года повествует о фермере, влюбленном в собственного питомца — свинью. Он вступает с ней в половую связь, после которой на свет появляется целый выводок поросят-мутантов. Фермер пытается их кормить и воспитывать, но они предпочитают проводить время с мамой. Незадачливый отец расстраивается, вешает поросят, а свиноматка от горя сбегает и накладывает на себя копыта.
Если кто вдруг не догадался из описания, «Свадебная ваза» — это история об одиночестве творческого человека в эпоху социального упадка и полной умственной и моральной капитуляции общества.
«Ад каннибалов»
Каннибализм в эксплуатационном и трэшевом кино не такая популярная тема, как насилие или сексуальные извращения, однако и у каннибал-муви есть свои поклонники. Именно они считают картину «Ад каннибалов» лучшим фильмом на эту тему и лучшим итальянским хоррором на все времена.
Группа энтузиастов отправляется в дебри Амазонки, чтобы снять документальный фильм о последних на земле туземцах-каннибалах. По мере развития сюжета энтузиасты теряют человеческий облик и сами превращаются в жаждущее крови и плоти зверье. Мораль: все мы злые нехорошие люди, и еще непонятно, кто из нас злее и хуже — туземец или так называемый цивилизованный человек.
Любителям трэша, который заставляет повернуть процесс пищеварения вспять, также можно посоветовать ленту «Розовые фламинго» Джона Уотерса (в меню: скотоложество, каннибализм, кастрация и копрофагия), «Гротеск» Коши Широиши (японское садо-мазо-порно), «Стоик» и некоторые другие фильмы Уве Болла, который мастерски умудряется сочетать, мягко говоря, странное содержание с таким же исполнением.
О трэш-муви, которое вызывает сугубо положительные эмоции (так как сделано изначально на потеху, а «мусорным» является в силу своей дешевизны, кустарности или полного отсутствия культурной ценности), поговорим в другой раз — чтобы не мешать в одном путеводителе красное с горячим.