«Начинающие» — это такое вылизанное инди с хипстерским душком, но в нем есть целых три изюминки: Кристофер Пламмер в роли 75-летнего гея-новичка (и сразу номинация на «Оскар»), Юэн Макгрегор в идеальной для него роли дизайнера-ипохондрика, страдающего легкой формой пупизма, и автобиографичность самой истории — режиссер Майк Миллс таким способом признался в любви своим родителям.
«Шесть месяцев спустя мой отец признался мне, что он гей. Ему только что исполнилось 75. Я всегда представляю его в этот момент в лиловом свитере, хотя на самом деле он был в халате».
В центре спокойного печального повествования такой же спокойный печальный иллюстратор Оливер (Макгрегор). Он недавно потерял отца, а теперь неожиданно влюбился, в 38 лет, «как будто инструкцию потерял». Впервые в жизни Оливер хочет стать тем, кем никогда не был — бойфрендом в длительных отношениях. Впервые в жизни актриса Анна (Мелани Лоран) не желает никуда от себя бежать, а даже наоборот, не против на время остановиться возле этого забавного юноши.
Таких забавных сегодня — навалом в обеих столицах. «Дизайнеров», которым от синдрома Питера Пэна не помогает избавиться ни ежедневник Глеба Архангельского, ни лидерские тренинги. Которые еще сами никем не стали, а уже что-то создают. По большому счету, никому такие не нравятся. По большому счету, каждый из нас был таким в той или иной степени. То же самое Анна — собирательный персонаж самостоятельной очаровательной девушки, уже почти женщины, которая за своей самостоятельностью забыла, зачем вообще женщины существуют на свете. И выглядит Анна для Оливера немного неподъемно, потому и ведет себя так самоуверенно.
И совсем другое дело — Холл Филдс (Кристофер Пламмер), ядро и бриллиант всего фильма. Мужчина, который сделал каминг-аут на восьмом десятке. Открыл свою сексуальность в том возрасте, когда только определенные препараты могут сделать ее жизнеспособной. Много ли таких «начинающих» среди ваших знакомых? Кто в свои «далеко за десять» вместо того, чтобы постоянно брюзжать «а я-то в советское время о-о-о!», хотя бы пошел на танцы или научился скачивать с торрентов аудиокниги. То-то же. А Кристофер Пламмер еще и сыграл такого персонажа блистательно: то у него шаловливая улыбка на устах, которая на 75-летнем смотрится уместно как пирсинг, то он за стойкой бара «Акт» пьет в одиночку и жалеет себя и свое дряхлое туловище.
Именно Пламмер делает все эти приливы-отливы, когда только что уморительная комедия с говорящими собаками и «хаус-мьюзик» вдруг превращается обратно в пронзительную драму с горой таблеток и трубками в носу. А помогает Пламмеру саундтрек: легкомысленный джазик также неожиданно сменяется почти мотивами а-ля«Одинокий пастух»Морриконе.
Получилось ли у режиссера Майка Миллса признаться в любви родителям? Однозначно, причем честно и без розовых соплей. Папа у него вышел откровенным, дающим дельные советы, обаятельным и, конечно, мужественным — уходил с улыбкой и красивой прической. Мама, ее «наметила» актриса Мэри Пэйдж Келлер, при всей гадкости ее ситуации, отнюдь не превратилась в чудовище. Но и нормальной, впрочем, ее тоже не назовешь — тоже честно. 40 лет прожить с геем в шкуре натурала — это серьезное испытание для женской психики.
Достоин ли Кристофер Пламмер«Оскара»?Однозначно. Он сделал если не весь, то большую часть фильма. В отличие от своего сономинанта Ника Нолти. Нолти в «Воине» играть-то начал с середины фильма, шикарно отработал одну, максимум две сцены — и скис. А вот Макгрегор точно способен на большее. Роль Оливера для актера его уровня — это как старые разношенные ботинки: удобненько, но как-то не элегантно.
Стоит ли смотреть фильм? Если вы не фанат Макгрегора (кстати, здесь его можно лицезреть в образе подвыпившего танцующего Фройда) или хипстерского инди, то... однозначно стоит. Но только из-за Кристофера Пламмера.