Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
24.09.2011 21:35

Это нирвана, детка

Как наслушаешься в детстве всех этих «надень шапку, вымой руки, не дружи с Клавой», так и вырастаешь потом с одним желанием: поскорей достичь совершеннолетия и жить, как хочется тебе. «Каждый живет так, как он хочет» — это слоган к фильму Игоря Волошина «Нирвана», сюжет которого настолько же банален, насколько нетривиальны картинка и музыка.

Девушка Алиса (Ольга Сутулова) переезжает жить из Москвы в «это Питер, детка», поселяется в обшарпанной коммуналке, работает медсестрой. Ее соседи — Валера Мертвый (Артур Смольянинов), раздолбай, и Вэл (Мария Шалаева), барменша и девушка Мертвого. Недолго думая, Алиса заводит с Валерой, условно говоря, роман, получает за это люлей от Вэл, а потом Валеру похищают за долги, и неожиданно Вэл с Алисой начинают дружить и вместе его спасать. Увы, спасенный Валера оказывается не просто раздолбаем, а еще и подлецом. Обычная история.

Что же мешает выключить этот кинофильм после первых пяти минут просмотра? Грим, как это ни странно. И, отчасти, работа костюмера. Все, практически без исключения, герои фильма, главные и второстепенные, в том числе бабульки и важные доктора, выглядят так, будто они только что сбежали с «пикника "Афиши"» (кроме товарищей полицейских, что как бы выносит их за рамки нормальности в странном мирке «Нирваны»). Здесь обойдемся, пожалуй, без подробностей, посмотрите сами. Или сходите на «пикник "Афиши"».

Вообще, Питер, конечно, один из тех прекрасных городов, где всем по барабану, как ты выглядишь. За всеми этими поговорками типа «в Москве работают, в Петербурге отдыхают», кроется самая наша суть. А в «Нирване» этот тезис доведен то ли до абсурда, то ли до полного катарсиса. Главные герои отдыхают, даже работая. В том смысле, что делают, носят и говорят то, что им хочется.

Вот только иногда, подчеркиваем, иногда, в угаре этой жизни, пережрав всех возможных кайфов и хлебнув всего возможного лиха, все эти Алисы и Валеры ложатся клубочком на прожжённый матрас, пересчитывают свои шрамы и начинают вспоминать, как же хорошо было тогда, в детстве, когда за тобой присматривали. Читали «Мумми-Тролля», поили теплым молоком, а в деревне травка, коровки, солнышко, ручеек, бабушка какая-нибудь с тарелкой горячих оладий и таким милым, таким родным «надень шапку, вымой руки и не дружи ты с этой наркоманкой Клавой».

Этот фильм многим не понравится не из-за банального сюжета, странной музыки, плохой (не такой уж и плохой) игры актеров, а потому, что не захочется в Мертвом или Вэл узнавать себя. Не захочется вспоминать то время, когда жил, как хочешь, и был уверен, что вот она — твоя персональная нирвана. При этом заметьте, режиссер не говорит, что так нельзя, что нужно лишить себя этого периода жизни, быть правильным и все такое.

А что он говорит? Банальные вещи: живи как хочешь, но не теряй стержня. Если рядом кто-то загибается, помоги, если можешь дать в долг — дай. Поэтому Валера плохой, а Алиса хорошая. Что касается Вэл, то это просто пример того, как многие из нас не выдерживают груза самостоятельной, псевдовзрослой жизни, и просто не успевают дожить до понимания ценности жизни как таковой, без критериев «хочется — не хочется». Многие из нас падают с дерева этой жизни, даже не успев созреть.

Помимо внешнего вида героев, в фильме, несмотря на весь его ни разу не позитивный настрой, есть еще много красоты. Например, когда Вэл вскрывает себе вены помадой. Или когда Ларусc (Михаил Евланов) демонстрирует сгоревшую машину Мертвого, но стоит она не на свалке, а в декорациях питерского старого фонда с его лепниной, люстрами, каминами и высокими потолками.

Через год примерно тот же актерский состав перекочует в фильм Волошина «Я», где талант (наличие которого кому-то определенно покажется спорным) режиссера еще больше раскроется и обретет более четкую форму. Грубо говоря, «Я» — это красочный и весьма экспрессивный рассказ о том, что вот эта наша жизнь взахлеб снимается Богом на воображаемую камеру, и потом ты сядешь вместе с ним смотреть это кино, захочешь промотать какие-то моменты, а не выйдет. Жил, как хотел? Теперь отвечай, как можешь…
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
104
Шестое чувство
The Sixth Sense (8.20)
105
Старикам тут не место
No Country for Old Men (8.20)
106
Большой Лебовски
The Big Lebowski (8.20)
107
Умница Уилл Хантинг
Good Will Hunting (8.20)
108
Карты, деньги, два ствола
Lock, Stock and Two Smoking Barrels (8.20)
109
В диких условиях
Into the Wild (8.20)
110
Убить Билла
Kill Bill: Vol. 1 (8.20)
111
Донни Дарко
Donnie Darko (8.20)
112
Казино
Casino (8.20)
113
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
весь топ