Волнующееся море и подельники Деревянко: победители «Кинотавра 2021»
В Сочи завершился один из крупнейших российских кинофестивалей: свои награды вручили организаторы «Кинотавра». Праздник кино проходил в курортном городе с 18 по 25 сентября.
Честь открыть киносмотр выпала документальному фильму «Нас других не будет», а в качестве закрывающей ленты выступила социальная драма «Разжимая кулаки», выигравшая гран-при «Особого взгляда» на последнем Каннском фестивале.
В Москве недавно простились с Марком Захаровым. Выдающийся режиссер, писатель, сценарист не дожил несколько дней до своего 86-летия. Не хочется уходить в сухую статистику его регалий и званий, о которых в последние дни и так сказано немало. Хочется еще раз выразить признательность за тот волшебный мир, который создал режиссер. Не так часто для нас, взрослых зрителей, снимают настоящие сказки.
«12 стульев» по роману Ильфа и Петрова, «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», созданные в соавторстве с Григорием Гориным, «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона» по пьесам Евгения Шварца и также в соавторстве с Григорием Гориным. Он вывел для себя произвольный вариант бердяевской формулы «режиссура — система созидания того, чего не знает Бог». Для Захарова его профессия стала возможностью воздействовать на зрителя и на сознательном, и на подсознательном уровнях. «В глобальном и даже космическом аспекте режиссура есть строительство принципиально новой собственной динамической конструкции, до конца не подвластной логике зримых событий, обладающей гипнотической заразительностью с очень сильным воздействием на подсознание человека», — писал режиссер. Для зрителей же это было настоящим волшебством.
Во время пресс-конференции, посвященной новой картине Юрия Быкова «Сторож», режиссер сообщил, что решил отложить в сторону работу над остросоциальным кино.
«Хочется сделать паузу в этом противопоставлении себя системе. При этом я не аполитичен. Я прекрасно понимаю, что всё, что происходит в политике, влияет на нашу жизнь, но то количество времени, сил и эмоций, которые я посвятил этому, меня выпотрошили», — заявил Быков.
В Сочи завершил свою работу 30-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». В этом году право поучаствовать в Основном конкурсе получили 15 картин, представленные как завсегдатаями смотра, так и его дерзкими дебютантами, и жюри во главе с Константином Хабенским предстояло сделать непростой выбор. О первых победителях мы сообщали несколько дней назад.
Как и в предыдущие годы, программа «Кинотавра» оказалась довольно колоритной, но в ней явно превалировали темы измен и бандитизма. Победителем смотра как раз стала лента, демонстрирующая неприкрытую правду о лихих 90-х, — «Бык» Бориса Акопова. А вот приз зрительских симпатий достался фильму совсем другого толка — легкой и смешной комедии «Давай разведемся».
Не злите Дензела Вашингтона и Толстого: смотрите на этой неделе
Засушливое в плане интересных новинок лето подошло к концу, и остается только надеяться, что в ближайшее время расписание станет более разнообразным и любопытным, а зрители начнут возвращаться в кинотеатры. На следующей неделе за их внимание будут бороться несколько кинопремьер. И даже если оживить бокс-офис им особо не удастся, то хотя бы поклонников своего жанра они определенно смогут порадовать. Итак, в прокате: вышедший на тропу войны Дензел Вашингтон, подростки с инопланетным оружием и суперспособностями, Лев Толстой, ратующий за справедливый суд, и хоррор о вреде сна.
Сегодня завершился главный в нашей стране фестиваль отечественного кино — 29-й по счету «Кинотавр». С 2004 года смотр преследует благородную и, как нам кажется, вполне оправданную цель — освещать исключительно наш кинематограф. А освещать есть что. Вопреки расхожим доводам обычных зрителей и даже некоторых критиков, российское кино не просто существует, оно обладает собственным мощным голосом и безошибочно отражает все мучающие общество проблемы. К тому же оно живет неотрывно от нашей с вами действительности: каждый второй раз со сцены Зимнего театра звучали призывы к справедливости в целом, и в отношении Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова в частности.
Российское кино умеет быть актуальным и метким, как картина Авдотьи Смирновой «История одного назначения», о которой мы напишем подробнее чуть позже. Острым и волнующим, как лента Ивана И. Твердовского «Подбросы» (о ней можно почитать по этой ссылке). Наши с вами соотечественники, талантливые авторы, несмотря на скудный бюджет и препоны со стороны госструктур, знают, как задеть за живое, попасть в самое сердце адресата и оставить с чувством наполненности и благодарности, как сделала это Наталия Мещанинова в драме «Сердце мира» (о ней мы также напишем подробнее). Наконец, российское кино умеет смешить до слез, заставлять не на шутку нервничать и дарить совершенно новый зрительский опыт. Очень рекомендуем для этого картины «Русский бес» и «Дядя Саша» (что это были за эксперименты, читайте тут).
На побережье Черного моря, в солнечном городе Сочи, завершил свою работу 28-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр». В программе основного конкурса в нынешнем году, равно как и в прошлом, приняли участие 14 картин, половина из которых стала для режиссеров дебютом в полном метре.
Сами организаторы не отрицали, что программа завершившегося «Кинотавра» получилась довольно дискуссионной. В конкурсе были представлены картины полярных стилей и жанров: кто-то изучал соцсети, ставшие реальностью для современной молодежи, кто-то пытался понять человеческие проблемы сквозь призму семейных отношений.
В Сочи завершился 27-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр».
В программе основного конкурса в нынешнем году приняли участие всего 14 картин, девять из которых были дебютными. В связи с этим многие окрестили завершившийся «Кинотавр» одним из самых невыразительных за всю историю фестиваля.
В Сочи завершил свою работу 26-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр».
За неделю в конкурсной программе смотра приняли участие 36 картин. Жюри под председательством Алексея Учителя присудило главную награду фестиваля фильму «Про любовь». Комедии Анны Меликян достался также приз жюри кинопрокатчиков.
Сегодня, 13 октября 2013 года, исполняется 80 лет Марку Захарову, — режиссеру, без которого немыслимо вести разговор об отечественном кинематографе XX века. Его картины можно пересматривать по тысяче раз, и только поражаться, как они умудряются не терять своего обаяния со временем. Как, при минимуме декораций и скромных бюджетах, этому человеку удавалось творить настоящие шедевры, создающие ощущение праздника и настраивающие на оптимистичный лад даже самого непрошибаемого ипохондрика.
В кино Марк Анатольевич пришел режиссером, закаленным театральными постановками. В его послужном списке множество спектаклей по пьесам известных драматургов. Многие талантливые актеры, признанные сегодня звезды театра и кино, просыпались знаменитыми после премьер спектаклей Захарова. Их — талантливых актеров — а также свое трепетное отношение к музыкальному оформлению постановок, Марк Анатольевич и взял с собой на съемочную площадку. Что из этого получилось, мы с удовольствием вам напомним.