Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Норман Рейнолдс

Norman Reynolds
Профессии: Режиссёр, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

12.06.2021 20:00

Начало великого кинопутешествия. «Индиане Джонсу» — 40!

Все люди мечтают о приключениях. Долгое время мы грезили о поисках сокровищ и путешествиях в дальние страны благодаря произведениям Жюля Верна, Даниеля Дефо, Роберта Льюиса Стивенсона и других великих писателей. В 1981 году шедевры литературы получили блестящего конкурента из Голливуда: новым источником вдохновения для миллионов любителей приключений стал фильм Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».

Идея картины появилась в начале 70-х, когда Джордж Лукас подумал, что было бы здорово возродить жанр приключенческого киносериала, пользовавшийся популярностью в первой половине XX века. Его друг Филип Кауфман предложил, чтобы действие фильма вращалось вокруг поисков Ковчега Завета. По задумке Лукаса, «Приключения Индианы Смита» должны были стать картиной категории B в духе «Бака Роджерса», «Сражающегося легиона Зорро» и «Сокрушителя шпионов». В те времена Голливуд интересовали совсем другие сценарии, поэтому Джорджу пришлось убрать текст на полку и переключиться на космическую сагу «Звездные войны».
Читать полностью
Поделиться:

12.08.2014 20:11

Эпичная афера Джорджа Лукаса

Пока режиссер Джей Джей Абрамс и его разноплановая команда заняты на съемках самого ожидаемого и интригующего фильма будущего года, мы решили мысленно отправиться в прошлое, к истокам величайшей из саг, когда-либо созданных в стенах фабрики грез…

Планета Дагоба, покрытая зловонными болотами и благополучно всеми забытая где-то на задворках галактики была создана в павильоне студии Elstree. Художник по декорациям Норман Рейнолдс залил бетонный пол водой и посадил там луизианский мох — чрезвычайно выносливое многолетнее растение, которое прекрасно себя чувствует даже при недостатке света. Туман был создан с помощью сухого льда. В итоге место получилось именно таким, каким его представлял создатель франшизы Джордж Лукас: мрачным и непролазным. Именно здесь юный Люк Скайуокер должен был тренироваться, чтобы стать джедаем. Его учителя, магистра Йоду, гоблиноподобное зеленое существо чуть более полуметра в высоту, чья речь звучала забавно из-за необычного порядка слов, озвучивал Фрэнк Оз, режиссер и кукловод, известный по участию в «Маппет-Шоу». Марку Хэмиллу эти важные сцены с Йодой давались тяжело: трудно было общаться с куклой как с живым существом, да еще и режиссер-постановщик картины Ирвин Кершнер все время маячил где-то неподалеку. Неудивительно, что актер чувствовал себя скованным и потерянным. Настроение на съемках и без того было не очень позитивным, а когда учитель заставлял героя Марка «чувствовать Силу», парень чуть ли не валился с ног от усталости.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.5

Все | Режиссёр

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]

Актёр [ скрыть ]


(0)
(0.00)
Self

Играл себя [ скрыть ]



Звездные войны: Империя мечты
Звездные войны: Империя мечты (2004)

Empire of Dreams: The Story of the 'Star Wars' Trilogy (8.30)
Себя - Art Director and Production Designer

The Making of 'Alien³'
The Making of 'Alien³' (2003)
(7.90)
Himself

Himself

Himself (в титрах отсутствует)

The Making of 'Alien 3'
The Making of 'Alien 3' (1992)
(6.40)
Himself

54-я церемония вручения премии «Оскар»
54-я церемония вручения премии «Оскар» (1982)

The 54th Annual Academy Awards (5.70)
Себя - Winner: Best Art Direction


50-я церемония вручения премии «Оскар»
50-я церемония вручения премии «Оскар» (1978)

The 50th Annual Academy Awards (6.80)
Себя - Winner: Best Art Direction


Telegram-канал

Топ 250
198
Миссия "Серенити"
Serenity (7.90)
199
Луна 2112
Moon (7.90)
200
Трудности перевода
Lost in Translation (7.90)
201
История игрушек 4
Toy Story 4 (7.90)
202
Заложница
Taken (7.90)
203
Инопланетянин
E.T.: The Extra-Terrestrial (7.90)
204
Гангстер
American Gangster (7.90)
205
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
206
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
207
Клерки
Clerks. (7.90)
весь топ
12.06.2021
Начало великого кинопутешествия. «Индиане Джонсу» — 40!

Все люди мечтают о приключениях. Долгое время мы грезили о поисках сокровищ и путешествиях в дальние страны благодаря произведениям Жюля Верна, Даниеля Дефо, Роберта Льюиса Стивенсона и других великих писателей. В 1981 году шедевры литературы получили блестящего конкурента из Голливуда: новым источником вдохновения для миллионов любителей приключений стал фильм Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Идея картины появилась в начале 70-х, когда Джордж Лукас подумал, что было бы здорово возродить жанр приключенческого киносериала, пользовавшийся популярностью в первой половине XX века. Его друг Филип Кауфман предложил, чтобы действие фильма вращалось вокруг поисков Ковчега Завета. По задумке Лукаса, «Приключения Индианы Смита» должны были стать картиной категории B в духе «Бака Роджерса», «Сражающегося легиона Зорро» и «Сокрушителя шпионов». В те времена Голливуд интересовали совсем другие сценарии, поэтому Джорджу пришлось убрать текст на полку и переключиться на космическую сагу «Звездные войны». Путешествие в далекую-далекую галактику сделало Лукаса суперзвездой. Любопытно, что сам Джордж опасался провала и скрылся на Гавайях, чтобы избежать потенциально негативной реакции на фильм. Режиссер пригласил на отдых семью своего старого приятеля Стивена Спилберга. В разгар каникул в номер Лукаса позвонил глава маркетингового отдела 20th Century Fox Эшли Бун. Создатель «Звездных войн» узнал, что его детище демонстрирует отличные результаты в бокс-офисе и превосходит все ожидания студии. Вместо того чтобы расслабиться и отметить успех, Лукас и Спилберг начали обсуждать будущие проекты. Стивен признался, что мечтает о бондиане. Джордж тут же ответил, что у него под рукой есть похожий проект, только в роли искателя приключений и покорителя женских сердец выступит американский археолог, а не британский шпион. Изначально Лукас хотел отдать фильм Кауфману. Спустя пару месяцев после отпуска стало известно, что тот не сможет снять «Индиану». Лукас набрал номер Спилберга, который успел обдумать проект и с удовольствием взошел на его борт. Разработкой сценарной заявки Лукаса и Кауфмана занялся молодой автор Лоуренс Кэздан. В январе 1978 года Лукас, Кэздан и Спилберг собрались в доме ассистентки Джорджа, чтобы определиться с сюжетом и концепцией фильма. Именно тогда на свет появились практически все ключевые сцены будущего хита, начиная с бегства от огромного камня и заканчивая финальными кадрами в хранилище артефактов. Тогда же главный герой истории получил свое знаменитое имя. Он остался Индианой в честь пса Лукаса, но сменил фамилию со Смита на Джонса. Дело в том, что Спилбергу категорически не нравился начальный вариант. Режиссер считал, что у зрителей возникнут ассоциации с Невадой Смитом в исполнении Стива МакКуина. В результате авторы сошлись на фамилии Джонс. Лукас хотел, чтобы Индиана был плейбоем и знатоком кунг-фу, но Спилберг и Кэздан считали, что персонаж и так достаточно крут, являясь одновременно профессором археологии и искателем приключений. В свою очередь Стивен предложил, чтобы Джонс выпивал и играл в азартные игры. Джордж справедливо заметил, что в таком случае их герой вряд ли станет ролевой моделью для зрителей. Споры шли несколько дней, пока троица не поняла, что злоупотребляет гостеприимством хозяйки. Составив предварительный план работ, создатели фильма разъехались по разным делам. Лукас вернулся в мир «Звездных войн», а Спилберг занялся проектом «1941». Тем временем Кэздан засел за сценарий. У него на руках был предварительный план, содержавший 60 ключевых сцен. Изначально в тексте было шесть мини-клиффхэнгеров, когда судьба археолога висела буквально на волоске. Этот ход отдавал дань почтения киносериалам прошлого, которые часто заканчивались на самом интересном месте. Главными источниками вдохновения Кэздана стали «Красная река», «Семь самураев» и «Великолепная семерка». К августу 1978 года Лоуренс закончил первую версию текста. Спилберг и Лукас остались довольны прочитанным, но сошлись во мнении, что сценарий слегка затянут. Некоторые элементы сюжета канули в небытие, а другие припасли для работы над «Храмом судьбы». К примеру, в оригинальном сценарии были сцены в Шанхае, когда герой использовал гонг, чтобы защититься от пуль. Стивен и Джордж получили финальный сценарий в 1979 году и начали готовиться к съемкам. Лукас хотел профинансировать фильм собственными средствами, но не смог потянуть $18-миллионный бюджет. Студии Lucasfilm пришлось искать партнеров в Голливуде. Удивительно, но на картину не нашлось покупателя. Во-первых, студийных боссов не устраивали условия Лукаса, согласно которым он и Спилберг должны были получить полный контроль над съемками и права на создание сиквелов. Во-вторых, компании не верили, что картину с подобным размахом можно снять со столь низким ценником. Продюсеры думали, что дуэт выбьется из бюджета и начнет требовать дополнительные средства. В-третьих, студии смутила неудача «1941». Казалось, что Спилберг бьет без промаха, однако его последний фильм разочаровал критиков и не смог повторить кассовые успехи предыдущих работ. К счастью для зрителей, Лукас отказался от съемок «Индианы» без Стивена. В конечном итоге он договорился с главой Paramount Майклом Эйснером, пообещав заплатить солидную неустойку, если его команда выбьется из производственного графика или бюджета в $18 млн. В обмен студия согласилась отдать Лукасу и Спилбергу внушительные проценты от кассовых сборов. Получив зеленый свет от Paramount, Стивен приступил к сбору съемочной группы. Сначала он привел в проект продюсера Фрэнка Маршалла, который работал в независимом кино и знал, как удержать фильм в рамках заявленного бюджета. Следом пришли оператор Даглас Слоком, художник-постановщик Норман Рейнолдс и монтажер Майкл Кан. Лукас выступил не только продюсером, но и вторым режиссером. Студия требовала, чтобы съемки заняли не более 85 дней. Чтобы гарантированно уложиться в этот срок, команда фильма составила собственное 73-дневное расписание. Подготовка к съемкам стартовала в декабре 1979 года. Художники создали около шести тысяч рисунков для раскадровок и значительно упростили труд режиссера, декораторов, костюмеров и постановщиков трюков. Не подкачали и мастера по созданию миниатюр, которые построили модели Колодца душ, рынка в Каире и остальные масштабные локации. Благодаря их усилиям Спилберг смог спланировать сложные сцены и придумать, как выставить свет и расположить камеры. Затем настало время кастинга. На роль Инди претендовали едва ли не все голливудские звезды начала 80-х. Авторы картины просмотрели Билла Мюррея, Ника Нолти, Стива Мартина, Тима Мэтисона, Чеви Чейза, Питера Койота и Джека Николсона. Директор по кастингу Майк Фентон отдал предпочтение Джеффу Бриджесу, однако жена Джорджа Лукаса настояла на кандидатуре Тома Селлека. В тот год актер снялся в пилотной серии «Частного детектива Магнума» и ждал новостей о дальнейшей судьбе сериала. Спилберг и Лукас обратились к руководителям CBS, чтобы те освободили Селлека от контракта. Узнав об интересе к актеру в Голливуде, канал тотчас же заказал полный первый сезон «Магнума». До съемок «Индианы» оставались считанные недели, а проект оказался без исполнителя главной роли. Любопытно, что в том же году грянула забастовка Гильдии киноактеров. Съемки сериалов остановились на несколько месяцев, которых хватило бы, чтобы Том поучаствовал в создании приключенческого кинохита. Сроки поджимали, поэтому Спилберг выдвинул кандидатуру Харрисона Форда, которая уже звучала на ранних этапах обсуждения фильма. Тогда Лукас отверг идею, побоявшись обвинений в кумовстве: ранее Форд снялся у Джорджа в «Американских граффити» и «Звездных войнах». Кроме того, актер замучил Лукаса просьбами убить Хана Соло. Джордж начал думать, что Харрисон больше не хочет участвовать в долгоиграющих киносериях. Тем удивительнее, что Форд заинтересовался сценарием и не стал возражать против контракта на несколько фильмов. Спилберг пригласил семью актера в свой дом, где они обсудили проект и поиграли в пинбол. Форд убедился, что Стивен заряжен энтузиазмом и хочет реабилитироваться за неудачу «1941». Актер выбил неплохую сделку с Paramount, получив семизначный гонорар, проценты от сборов и право на корректировку своих диалогов. До съемок оставалось всего несколько недель, но Харрисон успел набрать отличную форму и обучился владению хлыстом. На роль Мэрион искали актрис типажа Айрин Данн, Барбары Стэнвик, Энн Шеридан и других звезд начала XX века. Лукас продвигал кандидатуру Дебры Уингер, а Спилберг едва не пристроил в картину свою подружку Эми Ирвинг. Пробы также прошли Барбара Херши и Шон Янг, однако наибольшее впечатление на создателей «Индианы» произвела Карен Аллен. Роль Рене Беллока досталась Полу Фримену после того, как Спилберг увидел актера в картине «Смерть принцессы» и поразился его магнетическому взгляду. В образе Саллаха мог появиться Дэнни ДеВито, однако в то время он снимался в ситкоме «Такси». Стивен попробовал уладить рабочие графики, но агенты ДеВито запросили слишком большую сумму. Куда сговорчивее оказались представители Джона Рис-Дэвиса. Спилберг узнал об актере от авторов «Сегуна», который только-только готовился к показу на телевидении. Нациста Арнольда Тота сыграл Рональд Лейси. Дела британца шли ни шатко ни валко, поэтому он попробовал сменить специализацию и стал киноагентом. Только он начал подбирать роли для других актеров, как ему прислали сценарий «Индианы Джонса». Лейси сходил на пробы, выиграл роль и возродил собственную карьеру. Благодаря его таланту Спилберг доказал, что повторенная дважды шутка вовсе не перестает быть смешной. В «1941» была сцена, в которой герой Кристофера Ли достает странное орудие пыток, оказывающееся безобидной вешалкой для одежды. Спилбергу нравился этот фрагмент, однако на тестовых прогонах он не произвел эффекта на зрителей и угодил под нож монтажера. Только истинный гений мог повторить трюк в следующем же фильме и добиться того, чтобы тот сработал на все сто процентов. Производство картины стартовало 23 июня 1980 года. Натурные съемки прошли в Ла-Рошели, Тунисе и на Гавайях, а для работы в павильонах выбрали английскую студию Elstree, которая использовалась Лукасом при создании «Звездных войн». Один съемочный день на натуре оценивался в шестизначную сумму, поэтому Спилберг не стал использовать большое количество дублей, обходясь тремя-четырьмя версиями каждой сцены. Съемки начались в Ла-Рошели, где снималась сцена с кораблем Bantu Wind и немецкой подлодкой. Продюсер Роберт Уоттс сэкономил средства, арендовав субмарину у продюсеров военной драмы Подводная лодка». Единственным условием с их стороны было не опускать подлодку глубоко под воду. Для сцен в доке использовалась настоящая военная база времен Второй мировой войны. Спустя неделю съемочная группа переехала в студию Elstree. Наибольшую сложность вызвала сцена с Колодцем душ. Декорации оказались настолько масштабными, что в них потерялись две тысячи змей, которые выглядели крохотными копошащимися островками. Команда проекта начала судорожные поиски пресмыкающихся. Продюсеры дали газетные объявления и собирали змей по всей Европе. За несколько дней численность хвостатых актеров выросла до десяти тысяч. Когда Спилберга наконец-то устроило количество змей, возникла другая проблема. Оказалось, что в Англии напряженка с противоядиями и Стивену нужно ждать медикаменты из Индии. Затем появилась еще одна сложность. Однажды работу Спилберга прервали сотрудники Королевского общество по предотвращению жестокого обращения с животными. Неподалеку шли съемки «Сияния». В павильоны Elstree заглянула дочь Стэнли Кубрика, которая обвинила сотрудников студии, что те не смотрят под ноги и наступают прямо на змей. Девушка перешла от угроз к делу и наябедничала в компетентные органы. С этого момента на съемках «Индианы» дежурили официальные контролеры общества по защите животных. В отличие от своего героя, Харрисон Форд не боится змей. Другое дело — Карен Аллен, которая натерпелась множество ужасов во время работы над этим фрагментом. «Ситуация для Харрисона облегчалась тем, что его герой был в перчатках, ботинках, плотных брюках, кожаной куртке и шляпе, — вспоминает актриса. — Тем временем я стояла посреди змей в коротком платьице, с голыми ногами и без одной туфли». Хотя ядовитые змеи отделялись от актеров защитным стеклом, остальные вполне могли нанести звездам болезненные укусы. Чтобы не подвергать Карен излишней опасности, Спилберг попросил одного из укротителей змей побрить ноги, нацепить платье и подменить актрису в парочке дублей, где зрители не видят ее лицо. Это была далеко не единственная проблема, связанная с представителями фауны. Авторы «Индианы» также намучились с тренировками обезьяны. Лукас подал забавную идею, чтобы примат показал нацистский салют. Участники съемочной группы нашли удочку и прикрепили к ней виноградинку в надежде, что обезьянка потянется за лакомством. Нужный кадр сняли только с 50-го дубля. Декорации перуанского храма создали в полную величину. Первая версия гигантского камня составляла 20 метров в диаметре. Понятно, что управлять этой махиной было попросту невозможно. Реквизиторы построили новую модель, на сей раз семь метров в диаметре. Хотя камень слепили из мягких материалов, его вес перевалил за 140 кг. Ситуация могла выйти из-под контроля, но Форд согласился выполнить трюк самостоятельно. Ему пришлось бежать от камня десять раз, чтобы Спилберг снял сцену с разных ракурсов. Спустя годы Стивен сказал, что ему не стоило снимать самого Харрисона: одна ошибка могла отправить актера на больничную койку и сорвать сроки производства картины. При этом режиссер признал, что сцена никогда бы не выглядела столь хорошо, если бы зритель увидел лицо каскадера. Можно сказать, что Харрисон отработал зарплату на совесть: во всех сценах, где можно было обойтись без дублеров, он выполнял трюки сам. Следующей остановкой кинопутешествия стал Тунис, который выдали за Египет. Спилберг назвал эти съемки сложнейшими в жизни. Лукас уже работал в Тунисе с командой «Звездных войн», но даже он не мог представить, что столбик термометра поднимется до 54 градусов. Ситуация осложнилась тем, что участники съемочной группы попробовали местную пищу и свалились от дизентерии. Спилберга спасло, что он захватил продукты из Англии и питался исключительно консервами и макаронами. Съемки с участием 150 больных людей превратились в сущий кошмар. К тому времени создатели фильма израсходовали львиную долю бюджета. Проблемы с финансами обернулись тем, что продюсеры смогли нанять лишь 600 статистов вместо двух тысяч, которые требовались режиссеру для сцен на раскопках. В Сахаре Стивен начал шутить, что им пора снимать фильм об американской съемочной группе, которая медленно, но верно сходит с ума на жаре. «Во время работы в Тунисе я окончательно понял, что лучшее — враг хорошего, — признался постановщик. — Если мне нравилась какая-то сцена, я сразу же переходил к следующей, а не снимал по двадцать дублей в надежде найти идеальный кадр». Команда Спилберга добралась до пресной воды в городе Кейруан, который выбрали для съемок из-за поразительного сходства с Каиром 30-х годов прошлого века. Голливудские гости недооценили уровень жизни в Тунисе: во время подготовки к работе Стивен увидел, что повсюду торчат антенны. У съемочной группы ушел целый день, чтобы расчистить крыши домов. Сегодня эту проблему решили бы с помощью компьютерной графики. Для драки Индианы с немецким силачом построили полноразмерную модель самолета, которая не могла взлететь, но обладала рабочими лопастями. Во время съемок самолет сошел с нужного курса и наехал на ногу Форда. Чтобы отодвинуть модель, потребовалось 40 человек. Харрисона спасло, что на жаре шины размякли, а нога утонула в песке. Актер отделался растяжением связки, хотя дело могло закончиться переломом. Форд обошелся медпомощью прямо на месте и вернулся к работе. В перерыве между дублями ему пришлось прикладывать к колену мешки со льдом. Если Форд получил серьезный физический ущерб, то новичок большого кино Альфред Молина столкнулся с психологической травмой. В первый же съемочный день актеру пришлось работать с тарантулами. К счастью для Молины, пауки не проявляли активности. Спилберг даже воскликнул: «Они выглядят жутко фальшиво». Вскоре один из участников съемочной группы вспомнил, что тарантулы оживляются при виде самки. Стоило посадить на Альфреда женскую особь, как ужас в глазах актера стал настоящим. «Они словно с цепи сорвались, — вспоминает Молина. — Начали бегать по всему телу и лицу. Спилберг кричит: "Быстрее, начинаем снимать. Альфред, выгляди испуганным". А я шепчу: "Стивен, я уже до смерти перепуган"». До съемок «Индианы Джонса» режиссер редко прибегал к услугам второй съемочной группы. На сей раз он изменил правилу и поручил съемки большинства кадров погони Майклу Д. Муру. В сцене было несколько сложных трюков, которые требовали тщательной репетиции. Чтобы сэкономить время, Стивен не стал снимать погоню самостоятельно. Второй режиссер спокойно готовился к съемке, пока Спилберг работал над другими фрагментами фильма. В итоге Мур подарил зрителям одну из самых ярких и запоминающихся экшен-сцен в истории кинематографа, когда каскадер Терри Леонард проделал путь от переднего бампера до кузова грузовика под его дном. На съемках крупных кадров задействовали Харрисона Форда. Под костюм Индианы спрятали мягкие подкладки, после чего актер ухватился за хлыст и проехал несколько метров за движущейся машиной. «Не думаю, что моя часть работы была слишком опасной, — сказал Харрисон. — В противном случае они отложили бы этот фрагмент на конец съемок». На последние дни работы в Тунисе припасли сцену боя Индианы с огромным бандитом. В преступника загримировали трюкача Терри Ричардса, который несколько недель учил сложную хореографию поединка. Схватка должна была длиться пару минут, во время которых бандит успевал разрубить тушу на прилавке торговца. К разочарованию каскадера, к тому времени Форд еще не оправился от дизентерии. Каждый дубль давался Харрисону с трудом. Актеру хотелось убраться из Туниса, поэтому он подал Спилбергу блестящую мысль. О случившемся далее многие из вас уже читали в нашей статье «Счастливый случай». Стивен решил не перегружать и без того долгий экшен-фрагмент и согласился, что Индиана должен без лишних слов и телодвижений застрелить соперника. «Шла пятая неделя болезни. Съемки должны были стартовать в полшестого утра. Я набрался смелости и подошел к Стивену. К тому моменту мой герой еще ни разу не вытащил пистолет из кобуры. Я сказал: "Давай просто пристрелим этого парня". На том и сошлись», — объяснил появление забавной сценки Харрисон Форд. Съемки в Сахаре вымотали Спилберга и Лукаса. Друзья успокаивали себя тем, что отстрелялись в пустыне всего за пять недель: в свое время их кумир Дэвид Лин провел под палящим солнцем Туниса 14 месяцев, снимая «Лоуренса Аравийского». В начале осени команда фильма прибыла на Гавайи для съемок вступительной сцены в джунглях Перу. Уже на месте Спилберг вспомнил свой замечательный детский трюк, когда он снимал любительский фильм и превратил логотип вымышленной студии PlayMount в гору. Помощники режиссера объехали Гавайи и нашли подходящую локацию, чтобы показать переход от фирменного знака Paramount к настоящей горе. Хотя Инди идет по джунглям всего пару минут, работа шла в десяти разных локациях райского острова. Съемки закончились в сентябре 1980 года. Как и было обещано, Спилберг уложился в 73 дня. Постпродакшен занял несколько месяцев. Сначала в дело вступили мастера спецэффектов из компании Лукаса Industrial Light & Magic, которым требовалось создать несколько невероятных по меркам 80-х практических эффектов. Эксперты ILM проявили недюжинную фантазию в вопросе того, что должно было вырваться из Ковчега. Стив Голей создал летающих призраков с помощью шелковых кукол, помещенных в воду перед однотонным экраном. Осталось совместить полученную картинку с уже отснятым Спилбергом материалом, чтобы сцена заиграла новыми красками. Не менее впечатляющими оказались смерти нацистов. Эксперты по гриму и визуальным эффектам сделали слепки лиц ключевых участников сцены. На их основе создали многослойные модели голов. Слепок лица Тота окружили горелками и другими источниками тепла. Вскоре с него начал сходить слой за слоем — сначала кожа, потом мышцы, а затем и кости. Процесс занимал около десяти минут, после чего мастера ILM ускоряли видео и получали нужный результат. Спилберг остался в восторге от их работы и назвал эту сцену самым потрясающим спецэффектом своего времени. Смерть Беллока была настолько шокирующей, что цензоры Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA) едва не влепили картине рейтинг R. Чтобы снизить возрастное ограничение и не травмировать юных зрителей, студия ILM скрыла взрыв головы в пламени огня. Дизайн ковчега разработал знаменитый художник Ральф Маккуорри, сотрудничавший с Лукасом в работе над «Звездными войнами». Костюм Индианы создавался под впечатлением от персонажей Хамфри Богарта в «Сокровище Сьерра-Мадре» и Чарлтона Хестона в «Тайне Инков». Дизайнер Дебора Нэдулмэн нашла шляпу Джонса в лондонском магазине компании Herbert Johnson. Она состарила головной убор с помощью глины и нефтяного масла. Этого оказалось мало, поэтому Нэдулмэн и Форд сначала помяли шляпу в руках, а затем и вовсе поочередно посидели на ней. В конце концов та обрела идеальный потрепанный вид. Длительность фильма после первого монтажа составила около трех часов. Спилберг и Майкл Кан пустили под нож несколько фрагментов и сократили хронометраж почти на час. В процессе работы стало понятно, что лента нуждается в паре дополнительных сцен. Супруга Джорджа Лукаса отметила, что концовке не хватает финального аккорда в отношениях Индианы и Мэрион. Стивен согласился и снял сцену последнего разговора героев на ступенях ратуши Сан-Франциско. Музыку к фильму написал легендарный Джон Уильямс. Он подготовил две композиции, который могли бы стать заглавной темой картины. Спилбергу настолько понравились мелодии, что он попросил Уильямса использовать оба трека. Музыка Джона в исполнении Лондонского симфонического оркестра стала одним из самых известных саундтреков XX века. Харрисон Форд любит шутить, что мелодии «Индианы Джонса» преследуют его буквально повсюду: знакомые нотки звучат в аэропортах, лифтах и даже кабинетах врачей. Летом 1981 года американский прокат находился в глубоком кризисе. Аналитики полагали, что сборы кинотеатров упадут на 10% по сравнению с предыдущим годом. Фаворитом бокс-офиса считался «Супермен 2», а «Индиану Джонса» называли в лучшем случае темной лошадкой. До выхода фильма оставалась неделя, а кинотеатры сообщали о слабом интересе к заказам билетов. Боссы Paramount выписали двух верблюдов, слона и питона, чтобы провести презентацию для представителей прессы. Ход сработал: журналисты остались довольны приемом и начали рекламировать премьеру. Фильм вышел в США на 1078 экранах. Картина выиграла стартовый уикенд с результатом $8,3 млн. На второй неделе она опустилась на третью строчку, пропустив вперед двух дебютантов проката — «Супермена 2» и «Гонки "Пушечное ядро"». Удивительно, но вскоре фильм принялся возвращать утраченные позиции. На шестой неделе проката он вскарабкался на первую строчку рейтинга, заработав внушительные $6,4 млн. Потрясающая выносливость привела к тому, что «Индиана» выиграл звание главного фильма лета. Интерес к картине оставался настолько высоким, что осенью в Голливуде начали смеяться, что она станет главным рождественским кинохитом. Шутки шутками, а «Индиана» покинул широкий прокат только весной 1982 года. При этом в отдельных кинотеатрах его крутили больше года. Хит Спилберга часто считают картиной с самым мощным сарафанным радио за все время существования кинематографа: мировые сборы оригинального релиза оцениваются в $354 млн, что превышает сумму стартового уикенда в сорок с лишним раз. Следующая волна популярности пришла к фильму в эпоху VHS, когда он впервые в истории разошелся тиражом выше миллиона кассет. Киноакадемики выдвинули картину на соискание восьми «Оскаров». Она проиграла в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая операторская работа» и «Лучшая музыка», но взяла реванш в номинациях «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучшие визуальные эффекты». «Индиана» также взял специальный «Оскар» за выдающийся монтаж звука. Высокие сборы и престижные премии стали прекрасной наградой для Спилберга и компании, но их главное достижение заключается в том, что «Индиана Джонс» превратился в один из самых знаковых фильмов мирового кино. Сложно представить, скольких зрителей он вдохновил и еще вдохновит на то, чтобы стать режиссерами, актерами, декораторами, каскадерами, костюмерами, постановщиками трюков и просто любителями кино. Фильму исполняется 40 лет, а он выглядит ярче, свежее и амбициознее любого современного блокбастера с $200-миллионным бюджетом и пиршеством компьютерной графики. В день юбилея «Инди» нам остается поблагодарить Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Харрисона Форда и всех причастных к созданию ленты за это незабываемое кинопутешествие.... подробнее
12.08.2014
Эпичная афера Джорджа Лукаса

Пока режиссер Джей Джей Абрамс и его разноплановая команда заняты на съемках самого ожидаемого и интригующего фильма будущего года, мы решили мысленно отправиться в прошлое, к истокам величайшей из саг, когда-либо созданных в стенах фабрики грез… Планета Дагоба, покрытая зловонными болотами и благополучно всеми забытая где-то на задворках галактики была создана в павильоне студии Elstree. Художник по декорациям Норман Рейнолдс залил бетонный пол водой и посадил там луизианский мох — чрезвычайно выносливое многолетнее растение, которое прекрасно себя чувствует даже при недостатке света. Туман был создан с помощью сухого льда. В итоге место получилось именно таким, каким его представлял создатель франшизы Джордж Лукас: мрачным и непролазным. Именно здесь юный Люк Скайуокер должен был тренироваться, чтобы стать джедаем. Его учителя, магистра Йоду, гоблиноподобное зеленое существо чуть более полуметра в высоту, чья речь звучала забавно из-за необычного порядка слов, озвучивал Фрэнк Оз, режиссер и кукловод, известный по участию в «Маппет-Шоу». Марку Хэмиллу эти важные сцены с Йодой давались тяжело: трудно было общаться с куклой как с живым существом, да еще и режиссер-постановщик картины Ирвин Кершнер все время маячил где-то неподалеку. Неудивительно, что актер чувствовал себя скованным и потерянным. Настроение на съемках и без того было не очень позитивным, а когда учитель заставлял героя Марка «чувствовать Силу», парень чуть ли не валился с ног от усталости. Вдруг по болоту пронесся пронзительный вопль. Внезапно рядом с Йодой возникла примадонна Маппет-театра Мисс Пигги в гламурном сиреневом костюме. Когда она сказала: «Я бывала по уши в грязи, но такого унылого болота еще не видала», Хэмилл рассмеялся. Кукловод Оз наконец нашел ключ к долгожданной разрядке, создав своей выходкой куда более непринужденную атмосферу в съемочном павильоне. До этого работа продвигалась с таким трудом, что непростые съемки первого фильма серии уже казались детской игрой. Однако все титанические усилия остались не напрасными. Блокбастер «Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» не только не ударил в грязь лицом по сравнению с «Новой надеждой», но и превзошел его, став своего рода эталоном. «Когда я начинал работу над второй картиной, то жутко нервничал», — признался Лукас. Он был уверен, что пятый эпизод станет куда мрачнее, а отношениям героев и загадочной Силе будет уделено больше внимания. Если бы идея провалилась, на Лукаса, вероятно, накинулась бы толпа озверевших фанатов, вооруженных пластмассовыми световыми мечами, и затыкала бы его ими насмерть. При этом фильммейкер не горел желанием вновь сесть в режиссерское кресло: «Новая надежда» изрядно потрепала ему нервы и серьезно подорвала здоровье. Необходимо было найти другого кандидата на этот пост, а самому маячить призраком, контролируя процесс, как это делал на экране покойный Бен Кеноби. Были и другие проблемы. Чтобы профинансировать проект, Лукас занял $15 млн, заключив немыслимую сделку с компанией Fox. В случае успеха он с лихвой окупил бы все расходы, но в случае провала Джорджа ждало банкротство. «Сначала я думал продать проект компании Fox, забрать свою долю выручки и больше никогда в жизни не вспоминать про “Звездные войны”. Но все дело в том, что они увлекли меня. Когда что-то шло не так, как хотелось, я не мог от этого абстрагироваться, ведь я создал целую вселенную и ее обитателей». Еще вынашивая сюжет в голове, Лукас нанял сценаристку Ли Брэкетт. Ранее она была одним из авторов триллера «Вечный сон», да и мир научной фантастики оказался ей не чужд. Кроме того, Брэкетт считалась мастером живого диалога. Все складывалось как нельзя лучше. Но тут-то и начались проблемы: спустя две недели после того, как она написала первый вариант сценария, Ли умерла от рака. Дата начала съемок приближалась, а готового текста все еще не было — только очень сырой черновик. Тогда Лукас решил пригласить еще одного специалиста, чтобы тот облек его идеи в нужную форму. Этим человеком оказался Лоуренс Каздан, уже работавший с Джорджем раньше и написавший сценарий к фильму «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Каздан с некоторой опаской относился к самому успешному проекту Голливуда, но в целом ему нравились «Звездные войны». «Они красивые, веселые, живые, очень современные, в них есть нечто юношеское. В общем, красота — все и сразу в одном фильме», — делился впечатлениями автор. Следующие несколько месяцев Каздан и Лукас пытались собрать воедино и «причесать» кучу разрозненных, хаотичных идей, придумать неожиданные ходы, а также — самый известный сюжетный твист за всю историю кино. Это был не просто сиквел, а важное звено большой цепи, поэтому в нем появлялось множество новых персонажей, чьи образы беспрестанно менялись. Изначально Йоду планировалось сделать склизким и противным, затем — синим и совсем маленьким, одетым в лохмотья. «Его назначение, — объяснил Лукас, — в том, чтобы научить героя уважать всех подряд и не пренебрегать даже самыми жалкими существами. Вот в чем секрет его успеха. Я хотел сделать Йоду прямой противоположностью того, что зритель мог бы ожидать от этого персонажа». Лукас не прогадал: магистр Йода — один из самых любимых членов вселенной «Звездных войн». Также Каздан и Лукас добавили в сценарий смелые сюжетные ходы, делающие историю более мрачной. Концовку, в которой Хана Соло замораживают в карбоните, едва ли можно считать веселой. Зрители были потрясены до глубины души, ведь история преподносила им все новые сюрпризы. Без конца цапающиеся друг с другом Хан и Лея начинают испытывать друг к другу романтические чувства, Люк становится джедаем, а самое главное — на юного Скайуокера, как снег на голову, обрушивается правда о его отце. Такой финал давал понять, что в этой эпопее еще очень много нерассказанного. Чтобы подарить столь эпичному сюжету экранную жизнь, Джорджу Лукасу был необходим человек, который смог бы с пониманием отнестись к такого рода материалу и не стал бы перехватывать инициативу у крестного отца «звездной франшизы». Иными словами, Лукасу был нужен «падаван», на роль которого был выбран Ирвин Кершнер. Режиссер оказался знатоком дзен-буддизма, отчасти похожего на учение о Силе. Итак, команда была хорошо укомплектована для старта производственного процесса… Работа обещала быть сложной. По факту съемки второго фильма оказались самыми трудоемкими за всю историю франшизы. Проколы случались везде, где только можно. Сцены на покрытой снегом и льдом планете Хот снимались в городе Финс, в Норвегии, и как раз тогда Европу сковала небывало холодная зима. Температура падала все ниже, а съемочной группе из-за схода лавин приходилось ютиться на лыжной базе. На порывистом ветру пленка лопалась, и продолжать работу было невозможно. Отсняв ровно половину запланированного материала, команда начала «отступление» в Лондон. Но и на этом проблемы не кончились. Из-за того, что некоторые сцены пришлось переснять, стоимость проекта резко возросла. Кроме того, Лукаса не устраивало то, что Кершнер работал в своем собственном темпе: очень медленно. «Нужно, чтобы действие развивалось более лирично, — размышлял «падаван» над своим подходом к «космической опере». — Основные мотивы персонажей необходимо проработать глубже». Кершнеру хотелось импровизировать, и из-за этого съемки затягивались, а продюсер Гэри Кертц и актеры все сильнее нервничали. Однако его метод принес свои плоды: в «Империи» актерской игры значительно больше, чем в остальных фильмах серии. Кершнер экспериментировал с диалогами и прямо-таки выжимал из людей эмоции. К примеру, знаменитое признание в любви между Ханом и Леей получилось случайно, и обязано своим существованием царившему на съемках раздражению. Изначально Хан должен был сказать: «Я тоже тебя люблю», но Кершнер решил, что эта реплика звучит слишком «сахарно», а потому заставлял Харрисона Форда снова и снова повторять ее на разные лады. Актеры бесились и мечтали поскорее уйти на обед. Наконец, Форд сказал: «Давайте сделаем еще один дубль и на этом остановимся». Во время его съемок он ответил своей партнерше Кэрри Фишер: «Я знаю». Когда Лукас увидел результат, то пришел в ужас, так как решил, что это не в духе Соло, но Ирвин твердо стоял на своем, а во время пробного показа зрители встретили эту сцену одобрительными возгласами. Между тем неприятности продолжали сыпаться на проект, как из рога изобилия. Актеры скучали и поговаривали о том, что в прессу просочились подробности сюжета. Декорации и приборы ломались, Харрисон Форд и Кэрри Фишер без конца ссорились (оба в это время переживали не лучшие времена), Марк Хэмилл, напротив, чувствовал себя одиноким и подавленным. «По сравнению с первым фильмом нам требовалось больше физических и эмоциональных усилий», — говорил Кертц, пытавшийся поддерживать равновесие во всей этой шаткой системе. Тем временем Лукас руководил созданием спецэффектов на студии Industrial Light & Magic. Этот процесс тоже растянулся на долгое время: сюжет постоянно разрастался, идеи становились все более революционными, и работникам компании приходилось переносить на пленку весь полет фантазии создателей эпопеи. Чтобы сотворить «танки на четырех ногах» (АТ-АТ), Облачный город на планете Беспин и сцены погони через астероидное поле приходилось работать по 15 часов в сутки и выкладываться по полной. При этом Лукас еще успевал править по ночам написанный Касданом сценарий «Утраченного ковчега». Затем закончились средства… Джордж винил в этом Гэри Кертца, который не сумел вовремя ограничить свободолюбивого Кершнера, чья дотошная работа способствовала тому, что бюджет картины раздулся до $22 млн. В конечном счете представители Банка Америки прекратили финансирование проекта. Тогда президент компании LucasFilm Чарлз Уэбер обратился в Первый Национальный Банк Бостона с просьбой выделить $25 млн на погашение долга. Лукас пообещал рассчитаться с кредитом из своего кармана, но, чтобы получить этот займ, потребовалось привлечь представителей компании Fox в качестве поручителей. В итоге многострадальная «Империя» обошлась ее отчаянным создателям в $33 млн. За три месяца проката выдающаяся лента полностью окупила потраченные на ее создание затраты. Мировые кассовые сборы фильма составили $300 млн, не считая показателей повторного релиза картины. Несмотря на все перипетии, Джордж Лукас сумел доказать, что он — потрясающий и независимый рассказчик. Фильм не просто соответствовал ожиданиям — он превзошел их и произвел революцию в кинематографе. Став частью легендарной франшизы, «Империя» расширила вселенную «Звездных войн», а открытая концовка и шокирующий финальный поворот превратили ее в семейную сагу на все времена. Источник: Empire... подробнее