Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Александр Довженко

Aleksandr Dovzhenko
Александр Довженко
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Yuliya Solntseva (25.11.1928)
Родился: 11 сентября 1894, Дева (129 лет назад)
Умер:: 25 ноября 1956 (62 лет)
Последний фильм: 1967
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

25.09.2020 19:09

«Самый» и «первый». К 100-летию Сергея Бондарчука

Вековой юбилей пришелся бы ему по душе. О любви Сергея Бондарчука к масштабности и размаху в СССР сочиняли анекдоты: «Ну, и что, что в октябре 17-го было всего три пулемета? У нас сейчас больше возможностей — давайте двадцать, нет, тридцать пулеметов в картину». Благодаря монументальности его личности в отечественном кинематографе появились такие шедевры, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и многие другие. Эпичному человеку, актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку сегодня исполнилось бы 100 лет.

Родился Бондарчук в небольшом селе Белозерка Херсонской области Украины. Его детские и юношеские годы прошли на юге России, в Таганроге и Ейске. Там же зародилась любовь к искусству — вначале был театральный кружок, потом Таганрогский драматический театр. Учиться будущий режиссер поехал в Ростовское театральное училище, а после него — служить в Театр Красной Армии в Грозном. Дальше началась совсем другая служба — с 1942 по 1946 год Сергей Бондарчук провел на фронте. Воевал под Грозным, Моздоком, всю войну прошел солдатом. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.17

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Биография

11 сентября 1894 года (село Вьюницы, Черниговская губерния, Российская империя) — 25 ноября 1956 года (Москва, РСФСР, СССР). Украинский советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 году утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». Александр Петрович Довженко всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии (ныне Украина). Но дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения. Он рос в бедной семье. Отец, Петр Семенович, имел семь десятин худородной земли, кроме того, подрабатывал извозом и смолокурением. Горе гостило в семье постоянно. Из четырнадцати детей остались жить только двое: Александр и Прасковья. Довженко закончил приходское училище, а затем Сосницкое городское училище, считавшееся "высшим начальным". Окончил Глуховский учительский институт (1914) и получил назначение в Житомирское высшее начальное училище. Первая мировая война его обошла стороной: доктора нашли, что у него больное сердце. Осенью 1917 года Довженко переехал в Киев, где поступил в Коммерческий институт. Он также стал вольнослушателем на естественном факультете университета. А когда открылась Академия художеств, то Довженко поступил и туда. В 1918 по направлению Наркомпроса преподавал житомирской школе математику,физику,литературу и физкультуру. Там же познакомился с первой своей женой — молодой учительницей Варварой Крыловой. В самый разгар романа грянул 1919 год. Мобилизация, плен у поляков. Пришлось пережить ожидание расстрела. После установления советской власти Довженко работал в Киеве в должности секретаря губернского отдела народного образования, одновременно ему поручили заведование отделом искусств, комиссарство в Театре имени Шевченко, организацию профсоюза работников просвещения. В 1921-1923 годах он перешёл на дипломатическую службу и служил в Варне и Берлине. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В августе 1923 года он возвратился в Харьков, где работал преимущественно как художник, оформляя книги и обложки журналов. В 1923-1926 годах — художник-иллюстратор газеты «Вiсти ВУЦВК» в Харькове. Летом 1926 года Довженко неожиданно для многих отправился в Одессу где начал учиться кинопроизводству. Во время работы над фильмом "Арсенал" (1929) Довженко познакомился с актрисой Юлией Солнцевой. Это была любовь с первого взгляда. Вскоре он предложил ей руку и сердце. Украинский режиссёр был увлечён современной темой. Он создал "Землю" (1932) и повез показывать фильм в Европу. Вернувшись на родину из заграничной командировки, режиссёр взялся за тему индустриализации, которую предложило ему руководство "Украинафильма". Результатом стал фильм "Иван", самый спорный фильм Довженко, отнявший у него больше года жизни. На Украине "Ивана" встретили неприязненно, и режиссёр был вынужден переехать в Москву, чтобы не чувствовать себя одиозной фигурой. Оказавшись в Москве, Довженко поступил режиссёром на "Мосфильм", тогда ещё студию "Союзкино", на Потылихе. В начале 1933 года Довженко подал заявку на фильм о Дальнем Востоке. Заявку утвердили. Сталину фильм "Аэроград" (1934) понравился, и в январе 1935 года Довженко был награждён орденом Ленина. На встрече членов Политбюро с кинематографистами Сталин бросил реплику в сторону Довженко: "За ним долг — "украинский Чапаев". И в 1939 году на экраны вышел фильм "Щорс", а в 1941 году режиссёр получил за него Сталинскую премию первой степени. Несмотря на усталость и недавно перенесенную болезнь сердца, Довженко не собирался отдыхать. Он первым из мастеров кино надел военную форму. Произошло это 17 сентября 1939 года, когда Красная армия двинулась на земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Довженко возглавил фронтовую киносъёмочную группу. В июле 1941 года вместе с женой Довженко был эвакуирован на Восток, в Уфу. Затем их перевезли в Ашхабад, куда была перемещена Киевская киностудия. Довженко просился на фронт, ведь он был не только кинематографистом, но и опытным журналистом. В феврале 1942 года в звании полковника его отправили на Юго-Западный фронт. В 1949-1951 и 1955-1956 годах — преподаватель ВГИКа. В начале 1950-х годах прибавились житейские трудности. Сестра Довженко вспоминала: "Сашко жил очень бедно. У него никогда не было денег. Он носил пятнадцать лет одну шубу, серый костюм, который ему Юля часто штопала". Его не трогали эти трудности. Болезнь сердца обострялась. Довженко почти постоянно чувствовал себя больным. Осенью 1951 года Довженко поехал в Каховку на строительство плотины. Увиденное настолько поразило художника, что он решил поставить фильм об этой стройке и её людях. Но поставить картину Довженко не успел. Он умер в ночь на 25 ноября 1956 года. Завершала "Поэму о море" его жена — Юлия Солнцева. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы, участок № 3. призы и награды Лауреат Ленинской премии (1959 — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»). Орден Ленина ("Аэроград", 1934).

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Мичурин
Мичурин (1949)

Warcraft (6.90)

Прощай, Америка!
Прощай, Америка! (1949)

Proshchay, Amerika! (5.40)


Yerkir hayreni
Yerkir hayreni (1945)
(8.20)


Освобожденные
Освобожденные (1940)

Warcraft (8.40)

Буковина, земля Украинская
Буковина, земля Украинская (1939)

Bukovina, zemlya Ukrainskaya (7.90)

Щорс
Щорс (1939)

Shchors (5.20)

Аэроград
Аэроград (1935)

Warcraft (6.40)

Иван
Иван (1932)

Warcraft (6.70)

Zemlya
Zemlya (1930)
(7.60)

Арсенал
Арсенал (1929)

Warcraft (7.40)

Звенигора
Звенигора (1928)

Warcraft (7.20)

Сумка дипкурьера
Сумка дипкурьера (1927)

Warcraft (7.70)

Ягодка любви
Ягодка любви (1926)

Warcraft (7.40)

Вася реформатор
Вася реформатор (1926)

Vasya reformator (0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Nezabyvayemoye
Nezabyvayemoye (1967)
(10.00)

Зачарованная Десна
Зачарованная Десна (1965)

Zacharovannaya Desna (6.90)

Повесть пламенных лет
Повесть пламенных лет (1961)

Povest plamennykh let (6.40)

Поэма о море
Поэма о море (1959)

Poema o more (7.00)

Мичурин
Мичурин (1949)

Warcraft (6.90)

Прощай, Америка!
Прощай, Америка! (1949)

Proshchay, Amerika! (5.40)

Yerkir hayreni
Yerkir hayreni (1945)
(8.20)

Освобожденные
Освобожденные (1940)

Warcraft (8.40)

Щорс
Щорс (1939)

Shchors (5.20)

Аэроград
Аэроград (1935)

Warcraft (6.40)

Zemlya
Zemlya (1930)
(7.60)

Арсенал
Арсенал (1929)

Warcraft (7.40)

Звенигора
Звенигора (1928)

Warcraft (7.20)

Ягодка любви
Ягодка любви (1926)

Warcraft (7.40)

(0)
(0.00)

Актёр [ скрыть ]


Yerkir hayreni
Yerkir hayreni (1945)
(8.20)
Narrator (в титрах отсутствует)

Сумка дипкурьера
Сумка дипкурьера (1927)

Warcraft (7.70)

(0)
(0.00)
Self (хроника)

Продюсер [ скрыть ]


Повесть пламенных лет
Повесть пламенных лет (1961)

Povest plamennykh let (6.40)

Арсенал
Арсенал (1929)

Warcraft (7.40)

Играл себя [ скрыть ]


Лариса
Лариса (1980)

Larisa (8.70)
Себя (хроника)

Yerkir hayreni
Yerkir hayreni (1945)
(8.20)


Telegram-канал

Топ 250
40
Гражданин Кейн
Citizen Kane (8.60)
41
Волк с Уолл-стрит
The Wolf of Wall Street (8.60)
43
Унесенные призраками
Sen to Chihiro no kamikakushi (8.60)
45
Однажды на Диком Западе
C'era una volta il West (8.60)
46
Джанго освобожденный
Django Unchained (8.50)
47
Отступники
The Departed (8.50)
48
Терминатор 2: Судный день
Terminator 2: Judgment Day (8.50)
49
Назад в будущее
Back to the Future (8.50)
весь топ
25.09.2020
«Самый» и «первый». К 100-летию Сергея Бондарчука

Вековой юбилей пришелся бы ему по душе. О любви Сергея Бондарчука к масштабности и размаху в СССР сочиняли анекдоты: «Ну, и что, что в октябре 17-го было всего три пулемета? У нас сейчас больше возможностей — давайте двадцать, нет, тридцать пулеметов в картину». Благодаря монументальности его личности в отечественном кинематографе появились такие шедевры, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и многие другие. Эпичному человеку, актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку сегодня исполнилось бы 100 лет. Родился Бондарчук в небольшом селе Белозерка Херсонской области Украины. Его детские и юношеские годы прошли на юге России, в Таганроге и Ейске. Там же зародилась любовь к искусству — вначале был театральный кружок, потом Таганрогский драматический театр. Учиться будущий режиссер поехал в Ростовское театральное училище, а после него — служить в Театр Красной Армии в Грозном. Дальше началась совсем другая служба — с 1942 по 1946 год Сергей Бондарчук провел на фронте. Воевал под Грозным, Моздоком, всю войну прошел солдатом. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. После демобилизации началась учеба во ВГИКе, мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Бондарчук производил на всех неизгладимое впечатление — он был старше своих однокашников, да и фактура сказывалась. Актер и режиссер Владимир Наумов вспоминал: «Однажды Всеволод Илларионович Пудовкин нам, будущим режиссерам, заметил: «Бондарчук — это танк». Причем он имел в виду не его пробивные свойства, не стремление добиться намеченного во что бы то ни стало, а психофизическое актерское начало, актерскую мощь, которая проявлялась в нём уже во ВГИКе. Впоследствии, глядя фильмы и роли Сергея Федоровича, я вспоминал это высказывание Пудовкина. Метко охарактеризовал Бондарчука классик советского кино». Бондарчуковская мощь найдет свое воплощение на экране. Он начал сниматься еще на первом курсе, дебютом стала картина Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Потом были «Мичурин» Александра Довженко, «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера, «Тарас Шевченко» Игоря Савченко, «Адмирал Ушаков» Михаила Ромма, «Шли солдаты» Леонида Трауберга — все, как на подбор, героико-исторические киноленты, но в сердце которых — человек и его сила духа. Картина «Тарас Шевченко» стала знаковой для артиста. Режиссер Александр Довженко, увидев фильм, сказал о Бондарчуке: «У него глаза Сократа». И Сталину настолько понравился «Тарас Шевченко», что на следующее после ее просмотра утро Сергея Федоровича пригласили в ресторан «Арагви». С ним встретились сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Перед Бондарчуком положили журнал «Огонек» с его портретом на обложке в роли Тараса Шевченко, а внизу зачеркнутая надпись: «Заслуженный деятель РСФСР». Сверху было написано: «Народный артист СССР». И подпись — «И. Сталин». Так начнется черед «самый» и «первый» в творческой жизни Сергея Бондарчука. Самый молодой «народный» (получилось, что звание дали, минуя две ступени «заслуженных»), первый приглашенный сниматься в Италию советский артист (это был фильм Роберто Росселлини «В Риме была ночь» о движении Сопротивления в Италии). Добавит эпитетов превосходной степени и режиссерская карьера, начавшаяся в 1959 году с картины «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. В ней, кстати, Бондарчук исполнил и главную роль. Росселлини сказал о фильме: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне». Бондарчук вспоминал слова итальянского режиссера, что фильм «Судьба человека» помог ему глубже понять душу и характер советского человека — сильного, мужественного, волевого. Съемки длились всего 74 дня, картина стала триумфатором Московского Международного кинофестиваля, фестивалей в Локарно, Карловых Варах, Минске, Джорджтауне. Сергей Бондарчук был удостоен Ленинской премии. Раскрылись две ипостаси Бондарчука-режиссера — мастера грандиозных батальных сцен и певца человеческой души, как главного столпа этой эпичности. Он с большим трепетом относился к литературе. Для него не было ничего важней слов автора, в высказываниях кумиров-гениев он искал основу своего кинематографического посыла. За Михаилом Шолоховым последовал Лев Толстой, в конце 50-х начались съемки картины «Война и мир». О погружении Бондарчука в литературный материал напишет потом критик Лев Аннинский: «Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером». Съемки «Войны и мира» продолжались несколько лет. Итог: «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (первый!), попадание в Книгу рекордов Гиннесса за сцену Бородинской битвы (300-метровая панорама, снятая без единой склейки, около получаса экранного времени и 120 тысяч человек массовки!), десятки всевозможных наград и премий. В картине нашли отражения все грани личности Бондарчука: режиссера, актера (блестяще исполнил важнейшую роль Пьера Безухова), солдата и человека… К литературе он будет обращаться и во всех своих последующих картинах. Гениальные «Они сражались за Родину» по одноименному роману Шолохова, «Степь» по повести Чехова, «Красные колокола» по книге Джона Рида, экранизация исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и обещанная лично Михаилу Шолохову картина «Тихий Дон». Бондарчук работал на пределе, он стал воплощением всех советских лозунгов — быстрее, выше, сильнее. Он виртуозно справлялся с кинематографическими задачами своей эпохи, не пренебрегая собственными творческими и человеческими идеалами. Режиссер всегда говорил только о том, о чем хотел сам. Его супруга, актриса Ирина Скобцева, сказала однажды в интервью: «Его всегда интересовали вопросы жизни и смерти. Темы добра, зла, счастья — они всегда были в его творчестве, во всех его картинах. Он тяжело переживал, что от него требовали этой перестройки. Он говорил, как я могу перестроиться, в чем мне нужно перестраиваться? Я как любил какие-то книги, так я их и люблю. Как я любил какую-то музыку, так же я и люблю…» Перестроиться Сергей Бондарчук не смог. Он «умирал» трижды: клиническая смерть на съемках «Войны и мира», инфаркт — на «Ватерлоо». Но после пятого, «перестроечного» съезда кинематографистов здоровье его окончательно пошатнулось. Картина «Тихий Дон» и снова инфаркт. Последний. Скончался Сергей Бондарчук 20 октября 1994 года.... подробнее