Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Михаэль Ханеке

Michael Haneke
Михаэль Ханеке
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Susanne (детей: 4)
Родился: 23 марта 1942, Овен (82 лет)
Последний фильм: 2017
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Михаэль Ханеке Фото Михаэль Ханеке Фото Михаэль Ханеке

Новости

17.06.2022 20:19

Умер Жан-Луи Трентиньян

Грустная новость для всех поклонников и знатоков европейского кинематографа: во Франции на 92-м году жизни скончался обладатель наград Берлинского и Каннского фестивалей Жан-Луи Трентиньян.

Трентиньян родился 11 декабря 1930 года на юге Франции. В двадцатилетнем возрасте парень уехал в Париж, чтобы изучать актерское мастерство. Жан-Луи оказался способным учеником: он вышел на театральную сцену уже на второй год учебы и сразу же заявил о себе, как об одном из самых талантливых и перспективных актеров послевоенной Европы. Широкая известность пришла к Трентиньяну в 1956 году, когда он сыграл с Брижит Бардо в ленте «И Бог создал женщину».
Читать полностью
Поделиться:

27.09.2019 18:02

«Послание к человеку — 2019»: главные фильмы фестиваля

С 14 по 21 сентября в Санкт-Петербурге торжественно прошел 29-й по счету кинофестиваль «Послание к человеку». Это один из старейших и уважаемых смотров кино в России, ориентированный на фильмы, главный посыл которых — гуманистическая идея. Основной конкурс «Послания к человеку» — документальный, однако есть и специальные программы с игровыми работами, которые часто приезжают представлять знаменитости. В этом году, например, представить наделавшую в Венеции шума «Раскрашенную птицу» приехал сам Удо Кир.

В специальном материале LostFilm.INFO с радостью расскажет о главных фильмах фестиваля, чтобы погрузить вас в то, чем живут и дышат мировые смотры прямо сейчас.
Читать полностью
Поделиться:

25.09.2019 19:00

Двойной обзор: «Между нами музыка» и «Воскресенье»

Изнанка музыкальной богемы

До российского проката наконец добрался фильм Терренса Малика «Между нами музыка», мировая премьера которого состоялась аж два с половиной года назад. А снята картина была и вовсе в 2015-м, до того, как у Райана Гослинга был «Ла-Ла Ленд», Натали Портман получила номинацию на «Оскар» за «Джеки», а Майкл Фассбендер погряз в беспросветном болоте провалов. Кроме того, сам режиссер, обычно славящийся долгими промежутками между картинами и продолжительным этапом постпродакшена, за это время успел доделать и даже представить на Каннском кинофестивале свой новый фильм «Тайная жизнь» — антивоенную биографическую историю о Франце Егерштеттере, который отказался служить в нацистской армии и был казнен в 1943 году.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.74

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Хэппи-энд
Хэппи-энд (2017)

Happy End (0.00)

Любовь
Любовь (2012)

Amour (7.80)

Amour
Amour (2011)
(0.00)

Белая лента
Белая лента (2009)

Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte (7.80)

Забавные игры
Забавные игры (2007)

Funny Games U.S. (6.30)

Скрытое
Скрытое (2005)

Caché (7.30)

Время волков
Время волков (2003)

Le temps du loup (6.40)

Пианистка
Пианистка (2001)

La pianiste (7.30)

Код неизвестен
Код неизвестен (2000)

Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages (7.00)

Забавные игры
Забавные игры (1997)

Funny Games (7.60)

Замок
Замок (1997)

Das Schloß (6.70)

71 фрагмент хронологии случайностей
71 фрагмент хронологии случайностей (1994)

71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls (7.20)

Видео Бенни
Видео Бенни (1992)

Benny's Video (7.20)

Седьмой континент
Седьмой континент (1989)

Der siebente Kontinent (7.80)

Фрейлейн
Фрейлейн (1986)

Fräulein (6.10)

Кем был Эдгар Аллан?
Кем был Эдгар Аллан? (1985)

Wer war Edgar Allan? (5.60)

Вариация
Вариация (1983)

Variation (5.50)

Лемминги: Аркадия
Лемминги: Аркадия (1979)

Lemminge, Teil 1 Arkadien (6.90)

Лемминги: Травмы
Лемминги: Травмы (1979)

Lemminge, Teil 2 Verletzungen (6.40)

Три пути к морю
Три пути к морю (1976)

Drei Wege zum See (6.00)

Крупные отходы
Крупные отходы (1976)

Sperrmüll (4.90)

После Ливерпуля
После Ливерпуля (1974)

After Liverpool (5.70)

(0)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Хэппи-энд
Хэппи-энд (2017)

Happy End (0.00)

Любовь
Любовь (2012)

Amour (7.80)

Белая лента
Белая лента (2009)

Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte (7.80)

Забавные игры
Забавные игры (2007)

Funny Games U.S. (6.30)

Скрытое
Скрытое (2005)

Caché (7.30)

Время волков
Время волков (2003)

Le temps du loup (6.40)

Пианистка
Пианистка (2001)

La pianiste (7.30)

Код неизвестен
Код неизвестен (2000)

Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages (7.00)

Забавные игры
Забавные игры (1997)

Funny Games (7.60)

Замок
Замок (1997)

Das Schloß (6.70)

71 фрагмент хронологии случайностей
71 фрагмент хронологии случайностей (1994)

71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls (7.20)

Видео Бенни
Видео Бенни (1992)

Benny's Video (7.20)

Седьмой континент
Седьмой континент (1989)

Der siebente Kontinent (7.80)

Охранник Шмутц
Охранник Шмутц (1987)

Schmutz (6.30)

Фрейлейн
Фрейлейн (1986)

Fräulein (6.10)

Кем был Эдгар Аллан?
Кем был Эдгар Аллан? (1985)

Wer war Edgar Allan? (5.60)

Вариация
Вариация (1983)

Variation (5.50)

Лемминги: Травмы
Лемминги: Травмы (1979)

Lemminge, Teil 2 Verletzungen (6.40)

Лемминги: Аркадия
Лемминги: Аркадия (1979)

Lemminge, Teil 1 Arkadien (6.90)

Три пути к морю
Три пути к морю (1976)

Drei Wege zum See (6.00)

Актёр [ скрыть ]


Face 'Caché'
Face 'Caché' (2006)
(0.00)

Инцидент с Хармсом
Инцидент с Хармсом (1996)

Charms Zwischenfälle (6.90)
Man selling butter

(0)
(0.00)
Self - Winner

(0)
(0.00)
 Self (2012) unknown episodes

(0)
(0.00)
 Self 1 episode, 2015

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
Self - Mise en sc?ne

(0)
(0.00)
Self

Играл себя [ скрыть ]


(2013)
(0.00)
Себя

(2013)
(0.00)
Себя


Себя - Winner: Best Foreign Language Film

Früchte des Vertrauens
Früchte des Vertrauens (2010)
(0.00)
Himself

Himself - Winner: Best Film, Best Director, Best Screenplay

Himself - Award Recipient

Inthierryview
Inthierryview (2008)
(6.70)
Himself


Himself

Himself

Himself

Himself

Себя



Себя - Winner: Best Foreign Language Film

Любопытно

Направляющая задача хоррора — зрителя припугнуть, нагнать атмосферной и иррациональной жути в сердце или мерзлоты в душу, да и отпустить с миром до сиквела. Задача триллера — более многогранна. Триллер предполагает долгоиграющее напряжение, пропускание сюжетной ситуации через себя, включение зрителя в сопереживание. И если крайнее предметное следствие хоррора — намокшие штаны или лужа непереваренного попкорна на полу, то триллер призван выпускать из зрителя разряды мурашек.

Триллер сегодня мы и рассмотрим, в рамках нашей постоянной рубрики «Культ киноличности», в лице одного из главных ныне здравствующих творцов этого жанра — австрийского мизантропа Михаэля Ханеке.

«Независимый и самовлюбленный негодяй» родился в ядовитой клоаке Третьего рейха, баварском Мюнхене, в самый разгар Второй мировой войны, 23 марта 1942 года. Вместе с родителями, режиссером Фрицом Ханеке и актрисой Беатрис Дегеншильд, Михаэль перебрался в австрийский Винер-Нойштадт, где будущий сценарист и режиссер провел детство в относительном спокойствии.

Окончив Венский университет, где, помимо кинематографии и театрального искусства, он активно осваивал психологию и философию, Ханеке устроился на один из местных телеканалов, где проработал сначала в должности монтажера, а потом редактора, около трех лет. Потом писал сценарии и участвовал в театральных постановках на самых разных должностях.

«Малый дебют» будущего триумфатора высших кинематоргафических институтов состоялся в достаточно зрелом возрасте. В 31 год Ханеке выпустил в свет свой первый телевизионный проект «После Ливерпуля». Работа сразу очертила уникальную концептуальную оболочку и шокирующий психологизм, неизменно прослеживающиеся во всех «взрослых» проектах мастера.

Главный герой «Ливерпуля», Джеймс Сондерс, изводит себя и окружающих проявлениями клинической генофобии — страхом перед сексом, боязнью сексуальных контактов. Учитывая особенность авторского почерка Ханеке, желающим оценить его дебют не следует рассчитывать на хеппи-энд, простите за небольшой спойлер.

В общей сложности, до своего полнометражного восхождения режиссер выпустил в свет восемь телепроектов, параллельно шокируя публику на театральных подмостках Австрии и Германии.

Первое по-настоящему новаторское направление Ханеке представил в своей первой же полнометражной работе, психоневрологической драме «Седьмой континент». В ней режиссер в полной мере очертил намерение обнажить в зрителе острый бессознательный психомоторный комплекс — стресс-эмпатию. Реалистично и без известных голливудских купюр автор расчехлил и продемонстрировал человеческую трагедию.

«Континент»это три года из жизни рядовой австрийской семьи среднего достатка, без каких либо признаков неблагополучия. Однако, скороток повседневности и однообразия приводит семью к единогласному решению «выйти из игры».


Издевательски циничная подача материала, которая вытесняет подобные сюжетные конструкции в крайнюю голливудскую категорию NC-17, был принят матушкой Европой довольно тепло. Картина числилась среди номинантов на главную награду Локарнского кинофестиваля, а сам режиссер впервые обратил на себя внимание кинематографической элиты старого света.

Следующая полнометражная лента «Видео Бенни» была уже удостоена приза ФИПРЕССИ Европейской Киноакадемии. Тема немотивированной подростковой жестокости поколения, воспитанного продукцией VHS, вышла своевременной и злободневной.

Подросток Бенни транслирует жестокость и насилие, выбранное из самых грязных кинематографических выкидышей Голливуда, в реальность, снимая собственное видео. Циничность, хладнокровие и уверенность в собственной безнаказанности, демонстрируемая героем на протяжении всего фильма, перед финальными титрами сконцентрировано выливается в привычную для картин австрияка мегадраматическую развязку.

Настоящий кинематографический прорыв и, определенно, один из самых неоднозначных фильмов в истории мирового кинематографа — это, конечно же, «Забавные игры». Данный фильм — железобетонный фаворит списка «топ-10 картин, не рекомендованных к просмотру лицам с неустойчивой психикой». Кроме того, это еще и атипичный случай в истории мирового кинематографа. Дело в том, что по прошествии десяти лет Ханеке решился на абсолютно идентичный авторемейк, отснятый специально для Голливуда.

Обе версии — не что иное, как смертный приговор Голливуду в лице его главных отличительных признаков: обособленности, расточительности, зажиточности, блажи и запредельного материального богатства. Американская версия выглядит более «нарядной» и качественной за счет потрясающей актерской игры звезд Голливуда Наоми Уоттс, Тима Рота и Майкла Питта.

Хандру и однотонность буржуазного бытия решает разнообразить парочка «вызывающе вежливых» молодых людей в кипельно белых костюмах для игры в гольф. Все идет своим чередом, покуда неуклюжий Питер (или Пауль... они не отличаются) не выронит картонетку яиц, а выкатившийся шарик для гольфа не возвестит о начале первого тура забавной игры. Кому-то придется пожертвовать не только материальными излишествами…

Первородная, австрийская версия, будет, пожалуй, пореалистичней. В 1997 году она навела шороху на видавшие виды Канны, став самым обсуждаемым проектом 50-го юбилейного фестиваля. Досмотреть премьеру до конца нашли в себе силы лишь половина зрителей. Среди «выбывших» оказался и соотечественник Ханеке Вим Вендерс, привезший на смотр миротворческую драму «Конец насилия».



После выхода в свет «Забавных игр» все последующие проекты Ханеке неизменно попадали в список фаворитов главной награды Каннского фестиваля и других ведущих киноакадемий.

Социальная психодрама «Белая лента» принесла режиссеру международное экспертное признание. Фильм, в котором автор впервые рассматривает масштабную проблематику, отходя от привычного типологического разбора локальной личностной ситуации, отчетливо прослеживает отголоски творческого почерка Ингмара Бергмана и любимого автором Андрея Тарковского.

В «Белой ленте» автор рассматривает предпосылки зарождения фашизма. Ханеке предлагает собственное видение причин и факторов, по которым униженное и затравленное поколение, повзрослев, вознесет над своими головами свастику. Жестокую и бескомпромиссную драму публика встретила овациями.

«Любовь» с Жаном-Луи Трентиньяном и Эмманюэль Ривой, самая свежая работа Ханеке, поднимает еще более масштабную проблематику, — проблематику любви и смерти.

Спокойствие и тишину последних лет жизни пожилой пары нарушает тяжелая неизлечимая болезнь одного из супругов. Неизбежность ставит героя драмы перед выбором: следовать глубокому и искреннему внутреннему чувству или прислушаться к нормам общественной морали.

«Любовь» выступила фаворитом всех ведущих киносмотров, собрав в результате, рекордный урожай высших международных наград:

«Европейская киноакадемия-2012» — "Лучший фильм", "Лучший режиссер";
«Канн-2012» — главный приз "Золотая пальмовая ветвь";
«Сезар-2013» — "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший сценарий";
«Британская киноакадемия-2013» — "Лучший фильм на иностранном языке";
«Оскар-2013» — "Лучший фильм на иностранном языке".

Примечательно, что после второй высшей каннской награды Ханеке стал первым режиссером-лауреатом престижного кинофорума за два фильма подряд («Белая Лента», «Любовь»).

А накануне церемонии вручения наград американской киноакадемии, «командор Ордена искусств и словесности Франции» позволил себе немного фиглярства, написав в твиттере: «Вместо того, чтобы заниматься делом, протираю полочку под очередную статуэтку... кормлю кота, и на красную дорожку, ЛОЛ…».

Расширяя афоризм Ханеке о том, что «кинофильм – это двадцать четыре неправды в секунду», в заключении заметим — этот режиссер являет свое творчество тем самым зловещим 25-м кадром, заставляющим нас думать «вопреки». При этом, что большая редкость в наше время, он не отступается от собственной линии развития, с каждым новым проектом дополняя и совершенствуя свое умение и самобытность. Режиссер не связывает себя кабалой голливудских контрактов, не заказывает сценариев и, да простят нас поклонники Ларса фон Триера, не презентует публике «порнушку для эстетов». Режиссер работает и получает заслуженное признание.

Telegram-канал

Топ 250
22
Форрест Гамп
Forrest Gump (8.70)
23
Город бога
Cidade de Deus (8.70)
24
Семь
Se7en (8.70)
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
26
Подозрительные лица
The Usual Suspects (8.70)
28
Психо
Psycho (8.70)
29
Ход королевы
The Queen’s Gambit (8.70)
30
Окно во двор
Rear Window (8.70)
31
Эта замечательная жизнь
It's a Wonderful Life (8.70)
весь топ
17.06.2022
Умер Жан-Луи Трентиньян

Грустная новость для всех поклонников и знатоков европейского кинематографа: во Франции на 92-м году жизни скончался обладатель наград Берлинского и Каннского фестивалей Жан-Луи Трентиньян. Трентиньян родился 11 декабря 1930 года на юге Франции. В двадцатилетнем возрасте парень уехал в Париж, чтобы изучать актерское мастерство. Жан-Луи оказался способным учеником: он вышел на театральную сцену уже на второй год учебы и сразу же заявил о себе, как об одном из самых талантливых и перспективных актеров послевоенной Европы. Широкая известность пришла к Трентиньяну в 1956 году, когда он сыграл с Брижит Бардо в ленте «И Бог создал женщину». Карьеру актера едва не разрушила служба в армии. К счастью, Трентиньян не просто вернулся в профессию, а стал одним из вдохновителей Новой французской волны. В 1968 году он выиграл «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля за роль в «Человеке, который лжет», а через год взял награду лучшему актеру на другом крупном европейском киносмотре. Успех в Каннах принес политический триллер «Дзета». За свою долгую и выдающуюся карьеру Жан-Луи пять раз номинировался на национальную французскую кинопремию «Сезар». Награды пришлось ждать аж до 2013 года, когда актер поразил критиков ролью в «Любви» Михаэля Ханеке. Сама лента завоевала «Оскар» в категории для иностранных полнометражных работ. Источник: The Hollywood Reporter... подробнее
27.09.2019
«Послание к человеку — 2019»: главные фильмы фестиваля

С 14 по 21 сентября в Санкт-Петербурге торжественно прошел 29-й по счету кинофестиваль «Послание к человеку». Это один из старейших и уважаемых смотров кино в России, ориентированный на фильмы, главный посыл которых — гуманистическая идея. Основной конкурс «Послания к человеку» — документальный, однако есть и специальные программы с игровыми работами, которые часто приезжают представлять знаменитости. В этом году, например, представить наделавшую в Венеции шума «Раскрашенную птицу» приехал сам Удо Кир. В специальном материале LostFilm.INFO с радостью расскажет о главных фильмах фестиваля, чтобы погрузить вас в то, чем живут и дышат мировые смотры прямо сейчас. «Полуночный путник» В этом году приз «Кентавр» за лучший полнометражный документальный фильм получила работа Хассана Фазили «Полночный путник». Являющаяся одной из самых нетипичных документальных лент, затрагивающих кризис в связи с наплывом беженцев, «Полночный путник» — это во многом совершенно уникальная работа. Перед нами хроника одной семьи беженцев, растянувшаяся на несколько лет и снятая на три мобильных телефона. Главный герой своего же фильма, Хассан Фазили, бежит от Талибана вместе со своей семьей — женой и двумя дочками. То, как они ищут безопасную гавань, пересекая одну границу за другой и сталкиваясь с волнами проблем, пренебрежением и опасными для жизни угрозами, и является фактическим сюжетом «Полночного путника». Все это делает фильм крайне своевременным политическим высказыванием и мощной пощечиной каждому зрителю, привыкшему закрывать глаза на то, что его не касается. Однако выделяет работу Хассана Фазили из ряда тематически смежных документальных лент совсем другое. Режиссер-дебютант мастерски смешивает ужас с красотой, а именно какие бы неприятности не вставали на пути героев, Фазили постоянно противопоставляет им любовь, единство и поддержку, вырабатываемые его семьей. Иными словами, перед нами в большей мере кино не об ужасах беженства, а о красоте семьи — ее силе и сплоченности, помогающей преодолеть любые преграды. Мы наблюдаем за отношениями мужа и жены, видим, как дети радуются пуху и беззаботно резвятся в поле — счастье возможно, казалось бы, даже в самых враждебных условиях. «Что ты будешь делать, когда мир в огне?» Венецианский кинофестиваль любит включать в свой основной конкурс документальные фильмы. В этом году, например, была итальянская комедийная документалка Франко Мареско «Мафия уже не та, что раньше», которой в итоге присудили специальный приз жюри. А год назад другой итальянец, Роберто Минервини, боролся за Золотого Льва с еще одной документальной лентой с длинным названием — «Что ты будешь делать, когда мир в огне?». Это замечательная работа, отобранная фестивалем «Послание к человеку» в программу Panorama.doc, исследует жизнь афроамериканского района на юге Америки в период массовых протестов 2017 года на почве убийств чернокожих полицейскими. При мощном политическом подтексте картина Роберто Минервини «Что ты будешь делать, когда мир в огне?» снята в размеренно-медитативном ключе с акцентом на людях и их жизнях, а не на лозунгах и призывах к действию (это при том что часть хронометража отдана под собрание «Черных Пантер»). Снятая в глубоком монохроме, документальная лента является скорее поэтичным размышлением о том, что вообще раса значит в современной Америке. Подход Минервини к повествованию близок методу документалиста Джанфранко Рози: часто ты просто не понимаешь, перед тобой художественное кино или же все-таки документальное. Тематически лента итальянца близка к документальной работе 2017 года с также вопросительным названием «Чьи улицы?» про убийство 18-летнего Майка Брауна и последовавшую за этим общественную борьбу за права. Оба фильма рассматривают цену справедливости, достоинства и выживания людей в стране, которая априори не на их стороне. «Антропоцен: Эпоха людей» Главной документалкой фестиваля, затрагивающей темы экологии и окружающей среды, стала «Антропоцен: Эпоха людей» от группы канадских кинематографистов. На создание эпичного кинополотна они потратили немало сил и времени, исколесив буквально весь земной шар, чтобы выявить и задокументировать состояние нашей планеты в антропоцене. Сам этот термин был придуман американским биологом Юджином Ф. Стормером для обозначения эпохи, в которую человек стал главным двигателем изменений окружающей среды. Факты говорят сами за себя: стремительное увеличение уровня парниковых газов в атмосфере оказывает воздействие на климат и приводит к сокращению биоразнообразия, а чрезмерное потребление природных ресурсов наносит природе непоправимый вред. Именно об этом наглядно и доступно рассказывает «Эпоха людей». Создатели фильма начали свою экспедицию в 2009 году. В нем мы можем в полной мере проследить за маршрутом их экологического турне. Из африканского Найроби, где местные торгуют дорогущей слоновьей костью, мы переносимся в угрюмый, серый Норильск, самый загрязненный город России. Затем вместе с режиссерами отправляемся в итальянскую Каррару, где веками добывают мрамор, оттуда — в чилийскую пустыню Атакама, которую люди специально обустроили под производство лития, и наконец мы попадаем в американский Мичиган, где с помощью этого же лития на заводах собирают литиевые батарейки. О том, какой вред они наносят окружающей среде, думается, говорить лишний раз не надо. Кроме того, фильм поднимает такие важные темы, как перенаселение планеты, изменение климата, проблемы переработки технических отходов и многое другое, напрямую касающееся того места, где мы все живем и о котором не хотим заботиться. «Родина — это место во времени» «Родина — это место во времени» Томаса Хайзе — без сомнений, один из самых тяжелых фильмов программы. И речь здесь не только о хронометраже ленты, составляющего лихие три с половиной часа, а о предмете разговора немецкого режиссера со зрителем. Задумка Хайзе грандиозная по амбициям и по исполнению. В своем фильме он ни много ни мало умещает всю историю родной Германии за последние 100 лет (даже чуть больше, ибо отправная точка — 1912 год). Как именно он это делает? С помощью хроники своей семьи, через письма, фотографии, воспоминания из дневников — все это Томас Хайзе зачитывает сам. На экране же мы видим монтаж из документов (первым зачитывается школьное сочинение Вильгельма Хайзе, дедушки режиссера) и статичных долгих кадров, снятых на камеру. Фон играет важную роль. Иногда Хайзе использует урбанистические пейзажи современной Германии, например, закрепив камеру в трамвае и направив ее через окно на улицы зимнего Берлина. Или же в другой сцене камера замирает на толпе веселых немцев, собравшихся на ярмарке. При этом закадровый голос продолжает рассказывать о начале прошлого века, достигая эффекта анахронизма — намеренного временного разрыва между внешним и смысловым. В эпизодах, когда Томас читает письма своего деда будущей жене, австрийке, фон превращается в бесконечный список еврейских имен, «приговоренных» немцами к депортации из Вены. Монументальная работа. «Страна меда» При перечислении всех главных премьер 29-го кинофестиваля «Послание к человеку» невозможно обойтись без упоминания этого фильма. Македонская «Страна меда» выделяется даже в контексте абсолютно всех параллельных секций смотра. Это самый громкий и титулованный документальный фильм года: он взял главный приз «Сандэнса», там же был награжден за лучшую операторскую работу, победил на кинофестивалях в Тель-Авиве, Барселоне, Сарасоте и в еще десятке городов. «Страна меда» стала украшением документальной программы Московского международного кинофестиваля этой весной, а теперь гордо занимает место хайлайта конкурсной программы «Послания к человеку». Главная героиня — возрастная Хатижа, она проживает в живописной, удаленной от цивилизации горной местности где-то на Балканах. Живет с нуждающейся в уходе мамой в деревне, где нет ни дорог, ни электричества, ни водоснабжения. Чем она занимается? Разводит пчел и радуется жизни. С крошечными производителями меда у нее очень хорошие отношения, каждый раз, когда приходит собрать урожай, она приговаривает: «Половина мне, половина вам». Размеренный уклад жизни Хатижи нарушает приезд семьи кочевников. Хусейн, отец семейства, селится по соседству, у него семь голодных ртов, которые надо кормить, и 150 коров. Хатижа оказывает крайне гостеприимный прием Хусейну и всем его детям, но вскоре узнает, что ее сосед также задумал заняться разведением пчел и распространением меда — единственным занятием, приносящим Хатиже доход и умиротворение. «Варда глазами Аньес» Пожалуй, главное синефильское сокровище «Послания к человеку-2019». Безумно красивый, лиричный и нежный фильм-путешествие по творческому пути замечательного режиссера и прекрасного человека по имени Аньес Варда, которая является одной из родоначальниц новой французской волны. «Варда глазами Аньес» — это наполовину мастер-класс, наполовину воспоминание. Ту часть, где Варда сидит перед зрительским залом и рассуждает о своих лучших фильмах, о самой материи кинематографа (все это в достаточно легкой, порой шутливой, форме), снял Дидье Роже, указанный в качестве второго режиссера. Остальная же часть, смонтированная из работ самой Аньес, например, «Далеко от Вьетнама», редких кадров со съемок ее шедевров и непосредственно снятых на камеру сцен, продолжающих монолог Варды за пределами зрительного зала, — полностью ее заслуга. «Варда глазами Аньес» — эталон биографического фильма, ведь его создатель рассказывает о себе в уникальном режиссерском стиле, полюбившимся миллионам зрителей. А еще это безупречное финальное творение большого художника. «Форман против Формана» Чешский документальный фильм о Милоше Формане прекрасно рифмуется с фильмом-завещанием Аньес Варды. Работа режиссерского тандема Гелены Тржештиковой и Якуба Гейна также является синeфильской сокровищницей, но в отличие от «Варда глазами Аньес» здесь акцент делается не столько на творческом подходе выдающегося постановщика, а на его жизни и карьере. Лента состоит из десятков интервью, хроники, воспоминаний самого режиссера, отчего рассказчиком выступает сам покойный Милош Форман (как Брандо рассказывал о себе в «Послушай меня, Марлон»). Мы узнаем, как главный режиссер Чешской республики посмотрел свой первый фильм, как понял, что хочет сам снимать фильмы. Мы узнаем много личного: целый блок посвящен его родителям, тяжелым воспоминаниям о том, как он был вынужден бежать из родной Чехословакии, терзаемой бунтами и военным беспределом, сначала в Париж, а потом в США. Форман рассказывает, как был удивлен своим первым знакомством с хиппи, как четыре года жил в отеле «Челси», не выходя из него и питаясь одним гамбургером в день (в ожидании достойного предложения от Голливуда). И наконец много экранного времени уделено его превращению из никому не нужного эмигранта в самого востребованного режиссера Америки, снявшего современную классику «Пролетая над гнездом кукушки». «Лиллиан» «Россия — страна больших возможностей», — заключает русскоговорящий продюсер хардкорного порно, сидя в своей подпольной нью-йоркской студии. Именно он становится последней надеждой для главной героини Лиллиан Аллинг (Патриция Планик), молодой уроженки Каменск-Уральского, модели и порно-актрисы, которая пересекла океан в погоне за своей американской мечтой. Ее виза уже полгода как просрочена, по-английски она не знает ни слова, отчего продюсеру, также эмигранту, ничего не остается, как отказать девушке и посоветовать ей вернуться на родину, где «теперь все по-другому и водятся деньги». Истинная причина приезда Лиллиан в Штаты до самого конца останется тайной, как и то, кто она и как докатилась до такой жизни. И вот она бродит в рваных колготках вдоль магистралей под трагичную музыку. Внимательно изучив карту, она принимает очередное спонтанное решение — пройти пешком от Нью-Йорка до самой Аляски, откуда до родной России рукой подать. «Лиллиан» австрийского пятидесятилетнего режиссера Андреаса Хорвата, для которого эта лента дебютная в игровом кино, по сути своей роуд-муви. Но, естественно, с другими роуд-муви у «Лиллиан» ничего общего. Сюжет развивается строго по прямой, избегая поворотов, подъемов и увеличения скорости, диалогов почти что нет (главная героиня и вовсе за весь фильм не скажет ни слова), контраста персонажей и колорита посещаемых по пути мест вы также здесь не увидите. Америка у Хорвата на удивление пустынная, заброшенная, серая и картонная. Нам показывают то пустоши, то мелкие поселения, один из которых, например, пострадал от наводнения, отчего теперь выглядит разрушенным и бедным. Даже начальный план неспящего перенаселенного Нью-Йорка пропитан одиночеством, подчеркивает, насколько сильно героиня ощущает себя чужой в этой стране. «Раскрашенная птица» Паренек бежит по лесу с лаской в руках, его резко сбивает с ног банда мальчишек, избивает и сжигает его зверька заживо. Противная бабка, к которой юного героя отправили родители, чтобы спасти от нацистов, холодно констатирует: «Это твоя вина, нечего ходить одному». Буквально через пару сцен она умрет, дом, в котором скрывался безымянный юноша, сгорит, и ему придется искать новое пристанище. Не пройдя и километра, на него натравят собак и отхлещут палками местные жители. Это всего лишь первые 15 минут почти что трехчасового военного полотна чешского режиссера Вацлава Мархоула «Раскрашенная птица». В основном конкурсе Венецианского кинофестиваля она в этом году вызвала наиболее противоречивую реакцию, разделив публику на тех, кто, не дождавшись конца, покинул зал, и тех, кто досмотрел до конца и был готов поставить фильму все высшие оценки, лишь бы больше его никогда не видеть. Перед нами действительно тяжелое кино. По сути, это зарисовки зверств человека во время войны. «Раскрашенная птица» представляет собой набор новелл — «Марта», «Ольга», «Миллер» и так далее — каждая из которых имеет название по именам (иногда занятиям — «Священник») людей, с которыми пересекается путь мальчика. Сам мальчик в исполнении выразительного Петра Котлара в режиссерском замысле Мархоула исполняет лишь банальную функцию — связывает один вопиющий акт насилия с другим (и, естественно, становится объектом этого насилия). Тут убивают животных, младенцев, выкалывают людям глаза ложкой под мяуканье спаривающихся кошек, насилуют детей в церкви, и все это лишь половина шок-контента фильма. Очевидно, что Вацлав Мархоул пытался снять монументальное видение ужасов войны глазами невинного ребенка, а получилось ужасно претенциозное, наигранное, лжеметафоричное torture-porn. Здесь нет никакой высокой художественности в происходящем, нет ни доли авторской эстетики как, например, в схожем по экспрессивности «Доме, который построил Джек» Ларса фон Триера. За такой хронометраж у режиссера была возможность глубоко погрузиться в суть человеческой жестокости, либо же с учетом первоисточника создать монументальное полотно-исследование о нацизме в духе «Белой ленты» Михаэля Ханеке. Вместо этого — безыдейный калейдоскоп пыток, как над главным героем, так и над зрителем, которому будет или неприятно на все это смотреть, или просто скучно. Нам преподносят прямолинейные метафоры из разряда «перекрашенная птица, которую в своей стае не узнали и растерзали до смерти, это главный герой» и базовый комплект отсылок на Тарковского: горящий дом, одиноко стоящее в поле дерево, икона, висящая на кресте. Все это пошло, отчего вызывает скорее смех, а не любую из тех реакций, на которую надеялся режиссер.... подробнее
25.09.2019
Двойной обзор: «Между нами музыка» и «Воскресенье»

Изнанка музыкальной богемы До российского проката наконец добрался фильм Терренса Малика «Между нами музыка», мировая премьера которого состоялась аж два с половиной года назад. А снята картина была и вовсе в 2015-м, до того, как у Райана Гослинга был «Ла-Ла Ленд», Натали Портман получила номинацию на «Оскар» за «Джеки», а Майкл Фассбендер погряз в беспросветном болоте провалов. Кроме того, сам режиссер, обычно славящийся долгими промежутками между картинами и продолжительным этапом постпродакшена, за это время успел доделать и даже представить на Каннском кинофестивале свой новый фильм «Тайная жизнь» — антивоенную биографическую историю о Франце Егерштеттере, который отказался служить в нацистской армии и был казнен в 1943 году. «Между нами музыка» тематически расположилась совсем на другой орбите кинематографической солнечной системы Терренса Малика. Это кино о современности, а если точнее, взгляд на мир современной музыки изнутри, препарирование жизни лос-анджелесской богемы. Райан Гослинг играет персонажа по имени БиВи, начинающего музыканта, который влюбляется в девушку Фэй (Руни Мара), также находящуюся в самом начале своей музыкальной карьеры. Вот только Фэй встречается с Куком (Майкл Фассбендер), неряшливым на вид, но харизматичным и очаровательным продюсером БиВи. Сам Кук — образ, напоминающий роль Майкла в «Стыде» Стива МакКуина — заводит интрижку с бывшей официанткой Рондой (Натали Портман). И это далеко не все любовные перипетии фильма: у Ронды, в свою очередь, тоже будет парень, а персонаж Гослинга отметится непродолжительной связью с героиней Кейт Бланшетт. Такой сюжет может показаться утомительным. На самом деле, так оно и есть. Но, чем характеризуется данный период творчества Малика, сюжет в его работах не главное. Здесь нет ни четкого повествования, ни даже сценария. Только поэтичные кадры золотистого рассвета, шепот монологов под фрагментарный видеоряд, широкоугольные композиции и дезориентирующие крупные планы на задумчивых лицах актеров. Зритель словно погружается в нескончаемый флешбэк из осколков воспоминаний, либо же в двухчасовую рекламу дорогущего парфюма с калейдоскопом узнаваемых лиц. Поскольку действие фильма разворачивается чаще всего на всяческих вечеринках и бэкстейджах, в кадре то и дело мелькают знаменитости и музыканты: Игги Поп, The Red Hot Chili Peppers в полном составе, Патти Смит, Вэл Килмер, Люкке Ли и другие. Любовь, секс, одержимость — главные мотивы ленты, отчего ее ближайшим синонимом является элегия режиссера об обреченной романтической любви под названием «К чуду». Тем не менее тема популярности, голливудской роскоши и шика, доминирование красоты во всем, начиная с актерского состава и заканчивая шикарными интерьерами апартаментов, прямо вытекает из предыдущего фильма Малика, «Рыцаря кубков». Другими словами, в контексте фильмографии прославленного и уважаемого во всем мире режиссера «Между нами музыка» не открывает новых горизонтов. Однако, даже с учетом полной капитуляции содержания и триумфа формы, перед сногсшибательной красотой фильма и его поэтичным вольным нарративом устоять невозможно, поэтому данная картина является тем редким случаем, когда кинотеатральный просмотр может оставить совсем другую палитру впечатлений от увиденного, нежели просмотр в домашних условиях. Чиновники тоже плачут У новой работы Светланы Проскуриной «Воскресенье» есть единственная общая черта с творением Терренса Малика — меланхоличный тон. Ее вгоняющая в глубокую депрессию драма рассказывает об одном дне красногорского чиновника Терехова (замечательный Алексей Вертков), который получает по почте записку с лаконичным: «Скоро умрешь». Сам Терехов особого значения угрозе не придает, ведь у него и так хлопот полно: нужно заботиться об умирающей матери (Вера Алентова), а жена друга, с которой он уже давно спит, вместе с восходом солнца решает прыгнуть с крыши. А еще общество «зеленых» круглые сутки окружает офис Терехова, протестуя против инициированной им программы по вырубке леса и обустройству парковой зоны. Тон у «Воскресенья» очень угнетающий, персонажи все как один неприятные, отталкивающие, даже кот у одного из героев способен вызвать отторжение. Терехов — флегматичный, меланхоличный, кажется, лишенный вкуса к жизни (актер прекрасно это отыгрывает), в котором эгоистичное безразличие сочетается с чисто человеческим стремлением хоть что-то исправить к лучшему. Кино у Проскуриной получилось таким же двояким: с одной стороны, напоминает картину «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси (мотив одиночества и сюжетная линия с матерью), будто снятую под влиянием «Скрытого» Михаэля Ханеке, а с другой, характерам явно недостает остроты, чтобы врезаться в память, диалоги местами очень сухие и скомканные. Несмотря на нотки гротеска, проявляющиеся, например, за ужином, когда собравшиеся гости едят, смеются и обсуждают, кто как убил бы человека, и проскальзывающий порой нераскрытый сатирический потенциал (вроде депутата, на собрании рисующего мужской половой орган на денежных мешках), «Воскресение» необоснованно слишком злое. Однако снято кино на высоком профессиональном уровне: режиссура Проскуриной отточенная, выверенная, актерские заслуги Верткова не переоценить, а оператор Артем Емельянов мастерски создает холодные, намеренно блеклые изображения, изолированные планы, ярко сигнализирующие об одиночестве главного героя. «Воскресенье» далеко от понятия «зрительское кино», но в узких кругах любителей современного русского артхауса работа Светланы Проскуриной уж точно найдет своих последователей.... подробнее