Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Татьяна Лиознова

Tatyana Lioznova
Татьяна Лиознова
Профессии: Режиссёр, Сценарист
Пол: Женский
Родилась: 20 июля 1924, Рак (94 лет назад)
Умерла:: 29 сентября 2011 (87 лет)
Первый фильм: 1958
Последний фильм: 1986
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

04.04.2018 20:38

Всенародно любимые роли Олега Табакова

Олег Табаков был человеком удивительного масштаба. Он из тех неутомимых актеров, кто стоял за созданием того самого советского кино, по которому ностальгируют, которое цитируют и ставят в пример нынешним режиссерам. При этом Табаков был с головы до пят предан театру. Играл в нем, руководил и вывел на сцену целую плеяду актеров, вставших в авангарде современной российской киноиндустрии — Владимира Машкова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова. Его детище последних лет — театр своего имени, который начинался с небольшого московского подвала и вырос до одного из лучших в столице. У него вполне официальное, канцелярское название, но все его ласково величают «Табакеркой».

У Табакова так было все — по большой любви. И в театре, и в кино. Потому, когда начинаешь вспоминать самые яркие его образы, трудно остановиться. Шутка ли, 120 фильмов. Это и киноэксперименты Киры Муратовой, которая трижды приглашала Табакова в свои картины, и роли в советских хитах, таких как «Москва слезам не верит», и эпизоды в современных комедиях, которые спасены были от полного краха, пожалуй, одним его появлением.
Читать полностью
Поделиться:

06.11.2013 18:10

Самая обаятельная

В детстве она мечтала стать учительницей. И только к старшим классам решила «пойти в артистки». Родители отнеслись к такому пожеланию как к легкой блажи: «Ну кто такую в актрисы возьмет? Костью широковата, да и голос какой!».

Видимо, уговоры родителей на Ирину Муравьеву никак не повлияли, потому что после школы она подала документы во все театральные вузы столицы... И не поступила никуда. Пришлось пойти работать. Через год — еще одна попытка, и опять неудачная. Лишь на третий год кто-то посоветовал ей обратиться в драматическую студию при Центральном детском театре. Там же она и осталась работать после учебы: играла птиц, мальчиков, иногда и деревья. Впрочем, хороших ролей для маленького зрителя она сыграла много. И сам театр сыграл в ее жизни важную роль: здесь она встретила своего мужа, режиссера Леонида Эйдлина, в браке с которым она состоит уже почти сорок лет.
Читать полностью
Поделиться:

29.05.2013 16:19

Абдулову — 60...

Сегодня у Александра Гавриловича был бы День рождения.
Он родился в 1953 году в семье театрального режиссера и гримерши. Первое его появление на сцене случилось в 5 лет, в спектакле «Кремлевские куранты» драматического театра Ферганы, куда семья Абдуловых перебралась в 1956-м.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.12

Все | Режиссёр | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]



Мы, нижеподписавшиеся
Мы, нижеподписавшиеся (1981)

My, nizhepodpisavshiyesya (6.90)

Карнавал
Карнавал (1981)

Karnaval (7.10)


Три тополя на Плющихе
Три тополя на Плющихе (1967)

Tri topolya na Plyushchikhe (7.20)

Рано утром
Рано утром (1966)

Rano utrom (0.00)

Им покоряется небо
Им покоряется небо (1963)

Im pokoryaetsya nebo (0.00)

Евдокия
Евдокия (1961)

Yevdokiya (5.60)

Память сердца
Память сердца (1958)

Pamyat serdtsa (0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Карнавал
Карнавал (1981)

Karnaval (7.10)


Топ 250
65
Звездные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая
Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi (8.40)
66
Гладиатор
Gladiator (8.40)
67
Храброе сердце
Braveheart (8.40)
68
Зеленая миля
The Green Mile (8.40)
69
Бешеные псы
Reservoir Dogs (8.40)
70
Гравитация
Gravity (8.40)
71
Секреты Лос-Анджелеса
L.A. Confidential (8.40)
73
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
74
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
весь топ
04.04.2018
Всенародно любимые роли Олега Табакова

Олег Табаков был человеком удивительного масштаба. Он из тех неутомимых актеров, кто стоял за созданием того самого советского кино, по которому ностальгируют, которое цитируют и ставят в пример нынешним режиссерам. При этом Табаков был с головы до пят предан театру. Играл в нем, руководил и вывел на сцену целую плеяду актеров, вставших в авангарде современной российской киноиндустрии — Владимира Машкова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова. Его детище последних лет — театр своего имени, который начинался с небольшого московского подвала и вырос до одного из лучших в столице. У него вполне официальное, канцелярское название, но все его ласково величают «Табакеркой». У Табакова так было все — по большой любви. И в театре, и в кино. Потому, когда начинаешь вспоминать самые яркие его образы, трудно остановиться. Шутка ли, 120 фильмов. Это и киноэксперименты Киры Муратовой, которая трижды приглашала Табакова в свои картины, и роли в советских хитах, таких как «Москва слезам не верит», и эпизоды в современных комедиях, которые спасены были от полного краха, пожалуй, одним его появлением. Мы попробовали собрать десять самых народных ролей мэтра. «Шумный день» (1960), Олег Савин Один день из жизни большого московского семейства. Герой Олега Табакова — младший из сыновей. На момент съемок актеру было 25 лет, что не помешало ему органично вжиться в образ 15-летнего максималиста Олежека. Он уверенно сыграл юношу, который еще стоит в детстве, но уже размашисто шагает во взрослую жизнь, по дороге силясь изменить своих родственников, которые кажутся ему мещанами. Определение, которое в советском кино было в высшей степени оскорбительным, как мы помним по «Гаражу». К тому моменту, когда начались съемки картины, Олег Табаков более 60 раз сыграл этого персонажа на сцене «Современника», где с большим успехом шел спектакль «В поисках радости», положенный в основу фильма. Табаков успел не только придумать своему герою мимику и жесты, но и обкатать их на публике. Роль в картине давалась ему легко еще и потому, что в экранизацию перекочевали и другие занятые в пьесе актеры. После первого прогона перед худсоветом картину решили отправить на доработку. Слишком шумной вышла семейка Савиных. Они ругались, выбрасывали рыбок из окна, да и сам их быт вышел каким-то неприбранным — будто жили герои не в ладном Советском Союзе, а среди веревок с мокрым бельем где-то на улицах Неаполя. Екатерину Фурцеву, легендарного министра культуры, беспокоил имидж советского человека за границей, и получившаяся картина, по ее мнению, не красила его. Но у фильма неожиданно нашелся высокопоставленный заступник из ЦК партии, и «Шумный день» вышел в прокат почти без цензуры. На одном все-таки Железная леди настояла, и вместо хлесткого слова «дуры», звучавшего из уст героя Олега Табакова, появилось известное: «Все Фиры и Веры глупы без меры!». Это был не первый игровой фильм Табакова, но публике актер полюбился именно после этой роли — взъерошенного, как воробушек, пластичного и улыбчивого парнишки. «Гори, гори моя звезда» (1969), Владимир Искремас Режиссер-самоучка Владимир Искремас — еще одна роль Табакова, где он буквально искрит, вторя своему революционному псевдониму. Он здесь вновь идеалист, будто сильно подросший Олег Савин, который не в мечтах, а уже на деле пытается перекроить настоящее и замахивается на будущее. Этой роли у актера могло не быть, если бы цензура одобрила кандидатуру Ролана Быкова. Именно на него поначалу делал ставку режиссер Александр Митта и даже отснял с ним несколько эпизодов. Но Быкова «зарубили». Рассказывали, что персонаж у него вышел слишком мрачным и походил на преступно расстрелянного Мейерхольда, так что Митта пригласил на роль Искремаса Олега Табакова. По замыслу режиссера, в фильме было три главных героя. Табаков должен был отвечать за молодое рвение, Олег Ефремов — за вдумчивое созидание, а Леонов — изобразить этакого подлизу, который сумеет выжить при любых режимах. Но во время съемок Табаков вырвался вперед, сделав своего персонажа центральным. В итоге сценарий пришлось переписывать, и его Искремасу подарили геройскую смерть. Самого персонажа, как и весь фильм, толковали много и по-разному, пытались дать даже политическую оценку. Но если отбросить декорации Гражданской войны, то это фильм об искусстве, об одержимости идеей и ее воплощением, о том, насколько неуютно творцу жить среди людей. И лишь спустя десятилетия Александр Митта обмолвился, что история об Искремасе — своего рода фантазия на тему судьбы Марка Шагала, если бы художник не эмигрировал. «Семнадцать мгновений весны» (1973), Вальтер Шелленберг Роль шефа немецкой политической разведки прибавила Олегу Табакову популярности. Он получил то, к чему стремились многие актеры театра и кино. И дело было не только в народном признании и актерском желании нравиться, а в элементарной безопасности, защите от косых взглядов власти. А это уже граничило со свободой в творчестве, что для Табакова, как человека театра, всегда было важно. Между тем сыграть ему предстояло нечто революционное, то, чего в советском кинематографе еще не было, — врага, но врага неоднозначного, коварного и умного. До творения Татьяны Лиозновой немец повсеместно был дурак, а временами еще и трус. Так складывался весьма сомнительный миф о том, кого же русские победили. Именно этот новый взгляд и привлек Табакова. Он писал в автобиографии: «Мой отец, здоровый, умный, красивый, перворазрядник по лыжам, шахматам, теннису, все никак не мог победить этих дураков. Что-то здесь было не так. Татьяна Лиознова решила поднять уровень немцев и тем самым подняла значимость народного подвига. Мы воевали с нелюдями, но с мозгами у них все было в порядке». После показа для партийцев к Табакову подошел сам Андропов, и стал горячо шептать на ухо, что так играть безнравственно. Несмотря на кулуарный шепот, картина все-таки вышла, а что стало дальше, известно всем. Примечательно, что Шелленберг получил неожиданный отклик: Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Вальтера, где она рассыпалась в комплиментах и благодарила за созданный им образ ее «доброго дяди». Здесь можно отметить, что Табаков был намного симпатичнее своего прототипа, так что некоторым образом польстил его семейству. «12 стульев» (1976), Альхен Завхоз 2-го дома Старсобеса Альхен — одна из лучших комических ролей Табакова. Его попадание в роль было настолько точным, что цитировало созданного Ильфом и Петровым героя до последней буквы в книге. Он так убедительно стыдился и конфузился, когда крал, что его щеки будто и правда горели румянцем смущения. Марк Захаров собрал в своей экранизации команду уникальную — театральный и киноцветник, и затеряться в нем было несложно. Но это не про Табакова. Актер сумел и в отведенном десятиминутном эпизоде сыграть так, что запомнился столь же внятно, как и главные персонажи. «Д'Артаньян и три мушкетера» (1979), Людовик XIII Если говорить по совести, то Олег Табаков мало напоминает французских монархов. Однако и здесь он сумел найти нужную тональность. И вышел монарх в меру избалованный, надменный, но нрава веселого. Прототип тоже не отличался монаршей строгостью, особенно в книге достопочтенного Дюма-отца. В ней он представлен как король, мало участвовавший в политической жизни страны и отдавший на откуп это право амбициозному Ришелье. Сколько ни бились историки, чтобы реабилитировать Людовика Справедливого, мол, и на лошадях он скакал, и в битвах наравне с солдатами участвовал, но писательское слово оказалось долговечнее. И образ короля так и остался в памяти потомков с налетом художественного вымысла. Его-то и решил показать режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. На встречу с ним Табаков прибыл с готовым решением роли. Он хотел сыграть сатиру — острую и наболевшую. Этакого короля-глупца с завышенным самомнением. Но у Юнгвальда-Хилькевича были свои планы. Ему хотелось показать Людовика XIII человеком, оказавшимся не на своем месте. Король любил балет и оперу, сочинял религиозные гимны и сам участвовал в театральных постановках. Душа его пела, а на деле он должен был руководить нацией. И, конечно, фигура Ришелье, человека одержимого всевластием, пришлась королю как нельзя кстати и позволила приятно проводить время на троне. При этом режиссер опасался, что Табаков, который к тому моменту уже был весомой театральной фигурой, начнет настаивать на своем. Но тот удивил Юнгвальда-Хилькевича своим согласием. Табаков всегда уважал чужой замысел, творческие идеи и порывы. И, конечно, изобразил французского монарха, даже не имея внешнего сходства, с удивительной точностью. «Трое из Простоквашино» (1978–1984), кот Матроскин Не роль как таковая, но бесспорно народное озвучание рисованного персонажа из детских рассказов Эдуарда Успенского. Даже те, кто не сильно разбирается в советском кино, в курсе, кто озвучил того самого кота. Это животное со своими философскими тезисами про бутерброд стало одним из самых известных персонажей отечественной мультипликации. И даже на жизнь самого Табакова Матроскин наложил свою лапу: долгие годы после работы над мультсериалом мэтра одаривали подарками с изображением полосатого героя. Голос с кошачьими нотами — еще одной визитная карточкой актера, наравне с улыбкой и хитрым прищуром. Им говорят герои многих аудиосказок, коих актер озвучил достаточно. А когда до нас дошел заокеанский фильм про кота Гарфилда, сразу стало ясно, кто именно будет «мяукать» за этого рыжего проныру. «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» (1979) Это был второй фильм Никиты Михалкова, где снялся Олег Табаков. Первый, «Неоконченная пьеса для механического пианино», породил дружбу: они одинаково смотрели на кино, людей, талант, который признавали в своих коллегах. Табаков позже негодовал, что «Неоконченную пьесу» никак не отметили, и списывал это на каверзы против Михалкова, успехи которого долгое время не хотели признавать. Правда, и экранизация романа Ивана Гончарова не вызвала восторгов у критиков. Признанной одной из лучших в творчестве актера эта роль стала много позже. Съемки проходили легко и весело, было много находок. Например, эпизод, где Захар в сердцах от собственной неуклюжести бьет семейный фарфор барина. Табаков писал, что работа над картиной была сродни джазовой импровизации, когда один актер вдохновляет другого. Такими партнерами для него стали Андрей Попов и Юрий Богатырев. Любопытно, что ленту оценили в Штатах, куда съемочная команда поехала по приглашению двух американцев, которые были влюблены в русскую культуру и выкупали к показу кинокартины из-за «железного занавеса», чтобы показывать в своем кинотеатре. С той поездки у Табакова осталась фотография, где они с Михалковым вышагивают на фоне неоновой вывески кинотеатра, а за их спинами виднеется надпись: «Best Picture. Oblomov». «Мэри Поппинс, до свидания» (1983), мисс Юфимия Эндрю Кто читал оригинал, тот прекрасно помнит, что мисс Юфимия хоть и была персонажем невероятно зловредным, но присутствовала в книге Памелы Трэверс незначительно. И быстро исчезла из повествования, оставив лишь небольшую точку в небе, когда ее уносил ручной жаворонок. Советские кинематографисты перекроили знаменитую сказку писательницы на свой лад, создав разухабистый мюзикл с карикатурными персонажами. И главным украшением, помимо Натальи Андрейченко, которая отвечала в фильме за эстетику, стал неподражаемый Олег Табаков. Мисс Эндрю вышла у него намеренно грубоватой, не женственной. Табаков воплотил ее по канонам театра: мужчина-актер, преобразившись в даму, должен быть комично узнаваем. Так и мисс Эндрю, как только ее голова в шляпке появилась из припаркованного такси, была сразу дискредитирована. Режиссер хотел смягчить канонический образ, сделать его менее пугающим для детей. Как итог, мисс Эндрю хоть и вышла местами чересчур строгой, но не потеряла обаяния и даже приобрела некую игривость. Впрочем, эту свою роль Табаков оценивал скромно, отдав пальму первенства за перевоплощение в женщину своему коллеге по актерскому цеху — Александру Калягину. «После дождичка в четверг» (1986), Кащей Бессмертный Одна из последних по-настоящему качественных отечественных киносказок, созданная с оглядкой на наследие Александра Роу. Правда, Кащей Бессмертный в этой картине сильно отличается от классического образа, многократно сыгранного Георгием Милляром. Табаков явил детям вместо тщедушного Кащея, который в любой русской сказке еле ноги волочит, да костями гремит, обновленного злодея: с выбеленными волосами, одеждой космических цветов и карикатурно наметившимся животом. Новое прочтение персонажа понравилось зрителям. Более того, несмотря на главных героев в исполнении хороших актеров, Табаков полностью перетянул на себя даже не одеяло, а в случае с этой сказкой — ковер-самолет. Кащей — то единственное, что точно запомнится после просмотра. И спустя годы именно он станет той зацепкой, которая вытянет, как одна петля распустит целый свитер, из памяти этот фильм. Олег Табаков был находкой для детских кинолент. Он органично, по-свойски, вписывался в любые сказочные роли, а его упитанный и хитроумный Кащей, если смотреть на него сегодня, немного походит на стратега избирательной кампании. «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), Гарри МакКью Табаков был хронически занят в театре — репетиции, режиссура. И на длительный съемочный вояж в комедийном вестерне Аллы Суриковой пойти не мог. А потому снимали его отдельно от партнеров. Но ни один зритель об этом не догадается. И в этом заслуга оператора, режиссера и, конечно, самого Табакова, который даже на расстоянии смог взаимодействовать со своими партнерами так, будто находился в одном игровом пространстве. Своего героя, по сути отрицательного, алчного и способного на подлость, он по привычке делает много глубже и приятнее глазу. Примечательна эта картина еще и тем, что в ней в маленькой роли снялся сын Табакова. В автобиографии Олега Табакова, которая насчитывает без малого пятьсот страниц, про роли в кино говорится скупо и вскользь. Нет-нет да и звучит мысль, что не довелось ему много сыграть. Но когда кинематографу все-таки удавалось завладеть вниманием и временем вечно кипучего Табакова, оторвать его от театральных подмостков, которые полностью им владели, то рождались образы запоминающиеся зрителями и образцово-показательные для следующего поколения лицедеев. Табаков был уверен, что нет маленьких ролей, а есть культура их исполнения. И чтобы сыграть роль небольшую внятно, чтобы она оставила след в киноискусстве, нужен не просто талант, а талант сверх меры, ярчайший и самобытный. У самого Олега Табакова он, бесспорно, был именно таким.... подробнее
06.11.2013
Самая обаятельная

В детстве она мечтала стать учительницей. И только к старшим классам решила «пойти в артистки». Родители отнеслись к такому пожеланию как к легкой блажи: «Ну кто такую в актрисы возьмет? Костью широковата, да и голос какой!». Видимо, уговоры родителей на Ирину Муравьеву никак не повлияли, потому что после школы она подала документы во все театральные вузы столицы... И не поступила никуда. Пришлось пойти работать. Через год — еще одна попытка, и опять неудачная. Лишь на третий год кто-то посоветовал ей обратиться в драматическую студию при Центральном детском театре. Там же она и осталась работать после учебы: играла птиц, мальчиков, иногда и деревья. Впрочем, хороших ролей для маленького зрителя она сыграла много. И сам театр сыграл в ее жизни важную роль: здесь она встретила своего мужа, режиссера Леонида Эйдлина, в браке с которым она состоит уже почти сорок лет. Как и для многих по-настоящему хороших актрис, театральные подмостки были первостепенно важны для Ирины Вадимовны. Кино — лишь побочный продукт. Но именно благодаря экрану не только москвичи получили возможность радоваться таланту замечательной актрисы. Пожалуй, первым большим шагом в кино стала роль Сюзанны в детективе «Чисто английское убийство» (1975) Самсона Самсонова. Англичанка в исполнении Ирины Муравьевой оказалась стопроцентным попаданием. Скуластая, с огромными голубыми глазами, и при этом изящная, как статуэтка, она будто только вчера вышла из клуба в лондонском Ист-Энде, где всю ночь веселилась с другими девчонками, приехавшими из британского захолустья. Живая, хваткая, на контрасте с замороженными прибалтийками, традиционно игравшими роли заграничных аристократок, она казалась глотком свежего воздуха, искрящимся шампанским, зажженным бенгальским огоньком. Это в жизни Ирина была скромной и интеллигентной девушкой. А режиссеры почему-то видели ее именно в таких типажах: упрямых, темпераментных, слегка хабалистых девиц. Судьбоносной для нее стала роль Людмилы в культовой народной мелодраме «Москва слезам не верит» (1980). Циничная «лимита» намеревалась остаться в столице, используя любую возможность. Сколько зрительниц последовало ее экранным «наработкам», отправляясь в Ленинку за женихом? Но нужно отдать и должное — зритель полюбил Люсю в исполнении Муравьевой за ее преданность друзьям, за цепкий ум, задор и способность мечтать. «Проиграть — так миллион, полюбить — так короля», — говорит героиня, одной фразой выражая суть русской души, ее широту и бесстрашие. Впрочем, сама Ирина Вадимовна своей роли стеснялась. «Когда я посмотрела первую серию — расплакалась», — вспоминает актриса. Людмила показалась ей олицетворением всего, что Муравьева не любила в людях: хамства, наглости, бесцеремонности. Целиком картину актриса посмотрела только спустя много лет после премьеры. Удивилась высокому уровню фильма. Но не своей работы. Муравьева вообще не любит пересматривать картины со своим участием. Все время кажется, что что-то было недоработано, что-то можно было сделать лучше. С великой Татьяной Лиозновой Ирина Вадимовна впервые встретилась на съемочной площадке драмы «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Начавшись как производственная драма, эта картина становится большим, чем ура-патриотическая повинность, нести которую должен был каждый деятель культуры в СССР. Первоклассный актерский состав, филигранная операторская работа, гениальная режиссура и монтаж творят из простой картины в три плана изысканное пиршество. Банальный сюжет превращается в остросоциальный саспенс, игра актеров становится магическим действом, захватывающим внимание, зритель застывает в попытке не упустить ни капли волшебства. И молодая Муравьева, играющая с мэтрами, нисколько не уступает им в мастерстве. Здесь, кстати, она впервые появляется на экране вместе с Леонидом Куравлевым, Юрием Яковлевым, а также с Кларой Лучко. Лиознова сделала пометку на будущее, запомнив эту химию, возникающую между актерами. Следующая роль писалась специально для Муравьевой. Заметив ее хамелеоновскую способность меняться почти до неузнаваемости, Лиознова пригласила Ирину Вадимовну в свою новую картину. В начале «Карнавала» героиня еще школьница. Никто не сомневался, что для Муравьевой, которой на тот момент уже было немного за тридцать, преобразиться в старшеклассницу не будет стоить большого труда. «Мы были уверены, что изобразить молодую девушку для Ирины Вадимовны не составит проблемы, — вспоминала режиссер. — Весь вопрос упирался в актерскую технику, — в конце концов, многим в разное время приходилось изображать персонажей гораздо моложе своего возраста. У Муравьевой это получилось отлично». Согласившись на роль, Ирина Вадимовна начала тренировки: катание на роликах и танцы. Каждый день на протяжении нескольких месяцев она с шести утра каталась на коньках. Некоторое время ей снились кошмары: казалось, что в роликах оступилась на лестнице. Но мучения стоили всего. Актриса с телосложением, далеким от атлетического, показывает такой высокий класс спортивной и хореографической подготовки, такую пластичность, что диву даешься. Сама же роль во многом повторила судьбу актрисы. Наверняка, разучивая диалог с экранной матерью, где та увещевает дочь, призывая выбрать более приземленную профессию, ведь «артистки тонкие, а у тебя кость широкая, да и голос какой», Ирина вспоминала свои разговоры с родителями… Зрители полюбили ее с новой силой. Сложно было поверить, что роль провинциалки так искренне сыграла коренная москвичка. Юрий Яковлев и Клара Лучко, вновь супруги на экране, теперь стали отцом и мачехой героини — снова отстраненные, холодные. Так и Москва, которая «слезам не верит», не стала родной для искренней, для озорной девчонки из Оханска. Много ли таких было? Отправившихся в столицу учиться «на артисток» и нашедших в себе смелость признаться в поражении? Сегодня зрители готовы пересматривать фильмы «Карнавал» и «Москва слезам не верит» по десятку раз. «Бедняги! Могу им только посочувствовать», — говорит на это самокритичная актриса. В 1985-м на экранах появилась «Самая обаятельная и привлекательная». И снова успех. В фильме Геральда Бежанова Ирина Муравьева вновь перевоплощается: на этот раз в Надю, синий чулок, работницу конструкторского бюро, для которой «мужчины как класс не существуют». И снова она родная для советского зрителя, определившего ее героиню таковой «и по коттону, и по лейблу». Простая история о поисках счастья, и чтобы найти его, нужно только оглянуться. «Артистка из Грибова» (1988) стала как бы продолжением «Карнавала». Здесь мы наблюдаем за актрисой Галей Кадетовой, повзрослевшей физически, но не духовно, девушкой из провинции. Когда-то она сумела пробиться в Москве, но постепенно теряет позиции, перебиваясь ролями в радиопостановках и дубляжом. Мечты стать великой артисткой так и не воплотились и, чтобы продолжать играть, придется вернуться в родной городок. Фильм не стал откровением, хотя ставки на Муравьеву делались большие. И она честно играет свою партию, меняя маски одну за другой, вновь заставляя удивляться многогранности ее таланта. С развалом советского союза кардинально поменялся и типаж главной героини. В постсоветском кино Ирина Вадимовна начала играть других персонажей: взрослых, больше похожих на нее настоящую. Умудренных опытом дам, которых, впрочем, она наделяет тонким чувством юмора и легким озорством. Пожалуй, стоило бы отметить ее роль в мелодраме «Эта женщина в окне...». Фильм поставил супруг актрисы, Леонид Эйдлин. Наверняка режиссер хотел показать и другую сторону всенародно любимой актрисы. Картина подкупает своей неторопливостью, вторящей жизни небольшого старинного русского городка. Немолодая героиня Муравьевой давно пережила период страстей и находит счастье в тихих радостях. Это тоже архетипический образ, собирательный среди героинь Пушкина, Тургенева, Толстого. И он также пришелся зрителю по душе: как и героиня, ее поклонники выросли, слегка поизносились, приобрели житейского опыта. К сожалению, со временем актриса все меньше появлялась на экране, играя, в основном, на сцене Малого театра, где она служит уже более двадцати лет. Последний на данный момент воплощенный ею экранный образ — роль Кати в трагикомедии «Китайская бабушка» 2009-го года. Здесь она вновь играет с Александром Михайловым. Помните москвича Ремизова? Между ним и Ниной мелькали искры в финале «Карнавала». Прожив всю жизнь в маленьком городке, населенном теперь преимущественно пенсионерами, наши герои, похоже, «доживают» свою жизнь. На автобусе, по маршруту «роддом, школа, поликлиника, кладбище» Катя и Паша проехали из молодости в старость. Утрированно пожилые герои потеряли цель существования и двигаются лишь по привычке. К счастью, появление сестры Милы возвращает семье вкус к жизни, любовь и яркие краски — буквально. Персонаж Ирины Вадимовны в картине не главный, но решающий — это за ее внимание и благосклонность борются остальные герои, она — краеугольный камень, основа и опора. И даже здесь, в небольших рамках своей роли, она умеет развернуться во всю ширь своего таланта, превращаясь из согбенной старушки в прекрасную даму. Являясь человеком не публичным, очень скромным, Ирина Вадимовна не появляется на светских мероприятиях. Все свое время она посвящает семье и театру, где она успешно продолжает играть главные роли.... подробнее
29.05.2013
Абдулову — 60...

Сегодня у Александра Гавриловича был бы День рождения. Он родился в 1953 году в семье театрального режиссера и гримерши. Первое его появление на сцене случилось в 5 лет, в спектакле «Кремлевские куранты» драматического театра Ферганы, куда семья Абдуловых перебралась в 1956-м. После окончания ГИТИСа в 1975 году Марк Захаров пригласил перспективного актера в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленком). Он же снял его в своих полнометражных картинах для ТВ и большого экрана, среди которых такие знаковые фильмы советского кинематографа, как: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Юнона и Авось», «Формула любви», «Убить дракона». В картине Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь» Абдулов играл вместе с супругой Ириной Алферовой. Пара считалась самой красивой четой советского экрана. Александр Гаврилович был актером, который органично вписывался в любую роль в любом жанре кино: комедии, мелодраме, боевике, драме. В каждую роль он привносил чуточку присущего ему ироничного взгляда на жизнь, создавая череду совершенно разных, но при этом очень узнаваемых персонажей. Практически все его герои запомнились зрителю своей какой-то внутренней свободой и легкостью, они воспринимаются все так же свежо, хотя прошли годы, десятилетия с момента выхода картин на большой экран: «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Ищите женщину» Аллы Суриковой, «Чародеи» Константина Бромбераг, «Аленький цветочек» Ирины Поволоцкой, «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова, «Десять негритят» Станислава Говорухина, «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» Сергея Соловьева, «Гений» Виктора Сергеева и другие. Запоминающимися были и персонажи, которых он воплотил для многосерийных телефильмов: инженера Щукина в «12 стульев» Марка Захарова, Лавра в «Next. Следующем» Олега Фомина, Ноздрева в «Деле "О мертвых душах"» Павла Лунгина, Коровьева в «Мастере и Маргарите» Владимир Бортко. В качестве режиссера Абдулов снял документальную ленту «Задворки 3, или Храм должен остаться храмом» в 1990 году, в 2000 — мюзикл «Бременские музыканты». Александр Гаврилович ушел из жизни 3 января 2008 года. У него была четвертая, неизлечимая степень рака легких. Уже после смерти актера на малых экранах России вышел трагикомический минисериал «Лузер», для которого Абдулов написал сценарий, выступил продюсером, режиссером в сотрудничестве с Владимиром Фатьяновым, а также сыграл главную роль.... подробнее