Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Николай Чуковский

Nikolai Chukovsky
Николай Чуковский
Профессии: Сценарист
Родился: 00 1905 (119 лет назад)
Умер:: 00 1965 (59 лет)
Первый фильм: 1934
Последний фильм: 1960
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

27.01.2014 09:38

Метрономом по сердцу

Прогуливаясь по улицам современного Петербурга, редко ловишь себя на мысли, что не так давно он был неузнаваемо другим. Перед глазами не встают страшные картины изрытого бомбежками Марсового поля или разрушенной ограды Троицкого моста. Лишь немногие, сохранившие память о прежних временах, еще видят своих исхудавших и ослабевших соседей, которые шагали по этим улицам с усилием, как против ветра. Им все еще мерещатся призраки танков, так спокойно проезжавших по Невскому проспекту, будто они — часть транспортной системы города. Нам никогда не понять эту память, этот чужой, недосягаемый опыт, но мы можем хотя бы прикоснуться к нему через фильмы тех лет и о том времени.

В юбилей снятия блокады Ленинграда мы вспоминаем лучшие фильмы, посвященные этой теме.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.8

Все | Сценарист

Биография

Родился 20 мая (2 июня) 1904 года в Одессе. Детство и юность провёл в Петербурге и Куоккале. В 1921 году окончил Тенишевское училище, занимался (до 1924) на общественно-педагогическом (историко-филологическом) факультете Петроградского университета. Окончил Высшие государственные курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств (1926–1930). В 1919–1921 годах участвовал в работе поэтического семинара (руководитель Н.Гумилев), организованного в литературной студии при Доме искусств, в 1921 году сблизился с литературной группой «Серапионовы братья». Начал выступать со стихами в 1922 году в альманахе Ушкуйники (Петроград), изданном Чуковским за собственный счет (под псевд. Н.Радищев), в литературном приложении к берлинской газете «Накануне» (4 июня) и петроградском журнале «Современное обозрение» (№ 2). В 1923 году в берлинском журнале «Беседа» (№ 1) опубликована поэма Чуковского Козленок, с одобрением встреченная М.Горьким и В.Ходасевичем – литературным «опекуном» Чуковского . Юношеские стихи Чуковского выходили также в жуналах «Русский современник», «Ленинград», «Красный ворон» (все в 1924), в коллективных сборниках Собрание стихотворений (1926), Костер (1927). Среди поэтических книг Чуковского – сб. Сквозь дикий рай (1928), посвященный темам «торжественным и вечным» (жизнь, природа, любовь, полет воображения), книжки для детей Беглецы, Звериный кооператив, Ваша кухня, Веселые работники, Огород (все 1925). Выступал также в детских журналах «Еж», «Мурзилка», переводил с английского языка, в т.ч. в соавторстве с Л.Чуковской (А.К. Дойл, Д.Лоуренс, Э.Берроуз и др.), писал познавательные повести для детей и подростков (Танталэна, 1925; Приключения профессора Зворыки, 1926; Разноцветные моря, Русская Америка, обе 1928), художественные биографии (Капитан Джеймс Кук, 1927; Навстречу гибели: Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза, 1929; Путешествие капитана Крузенштерна, 1930, вошедшие в книгу Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях, 1941, и др.). В 1930-е годы писатель выступил с социально-психологическим романом Юность (1930), рассказывающим о жизни бывших гимназистов в послереволюционной России, выпустил сборники рассказов и повести В солнечном доме (1931), Повести (1933), произведения, посвященные Гражданской войне – романы Слава (1935) – о Кронштадтском восстании и НЭПе, Княжий угол (1937) – о подавлении крестьянского мятежа на Тамбовской земле («антоновщина»), Ярославль (1938, 2-я ред. 1949) – об антисоветском восстании в Ярославле в июле 1918, повести (Варя, Сестра, обе 1933) и рассказы (Пятый день, 1937). В 1939–1940 принимал участие в войне с финнами, был корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», в годы Великой Отечественной войны – участник обороны Ленинграда, офицер-политработник, жил в осажденном городе, печатал корреспонденции в газете «Красный флот», «Правда». С 1943 жил в Москве. На основе фронтовых впечатлений Чуковский написаны повести Двое (1942), Кайт, Девять братьев (обе 1943), подкупающие современного читателя детальным воспроизведением военных будней в сочетании со светлой тональностью неизменной веры в конечную победу человеческого духа над суровыми обстоятельствами. В произведениях этого ряда особенно отчетлив отмечаемый всеми критиками литературный профессионализм Чуковского , заставляющий постоянно ощущать присутствие солидного культурного фундамента, сплава многоразличных литературно-художественных традиций, в частности – прозы Л.Толстого, отчасти – А.Куприна и, безусловно, Дж.Лондона (мотив снега и льда, враждебного «белого безмолвия» в его противостоянии мощи человеческой воли в повести Двое). Некоторой, обычно не свойственной Чуковскому , патетикой отмечен «военный» рассказ Талисман (1944). Увлекательная повесть Морской охотник (1945) послужила основой для одноименного кинофильма для детей (1955, реж. и сценарист В.Немоляев). Повести В последние дни (1945), Последняя командировка (1955–1957), Трудна любовь (1959) и др. обращены к нравственно-психологическим проблемам военного и первого послевоенного времени, в т.ч. – отношение к простым людям поверженной Германии. Одним из лучших среди первых произведений о Великой Отечественной войне признан роман Чуковского Балтийское небо (1946–1954, опубл. 1955), где рассказывается о жителях осажденного Ленинграда. Сдержанно-фактографичная манера повествования Чуковского обогащается в его последующем творчестве эмоциональной лиричностью, психологической нюансировкой – в духе характерной для 1960-х годов «исповедальной» прозы (рассказы и повести Неравный брак, 1963; Ранним утром, 1964; Девочка Жизнь, Цвела земляника, обе 1965). Чуковский оставил также богатую меткими наблюдениями книгу Литературные воспоминания (1989). В последние годы жизни был членом правлений Союза писателей СССР и РСФСР, председателем секции переводчиков Союза писателей, членом правления издательства «Советский писатель». Умер Чуковский в Москве 4 ноября 1965 года.

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Сценарист [ скрыть ]


Балтийское небо - 1 серия
Балтийское небо - 1 серия (1960)

Baltiyskoe nebo - 1 seriya (6.60)

Балтийское небо - 2 серия
Балтийское небо - 2 серия (1960)

Baltiyskoe nebo - 2 seriya (7.00)

Частный случай
Частный случай (1934)

Chastnyy sluchay (0.00)


Telegram-канал

Топ 250
205
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
206
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
207
Клерки
Clerks. (7.90)
208
127 часов
127 Hours (7.90)
209
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
210
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
211
Железная хватка
True Grit (7.90)
212
Офисное пространство
Office Space (7.90)
213
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
214
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
весь топ
27.01.2014
Метрономом по сердцу

Прогуливаясь по улицам современного Петербурга, редко ловишь себя на мысли, что не так давно он был неузнаваемо другим. Перед глазами не встают страшные картины изрытого бомбежками Марсового поля или разрушенной ограды Троицкого моста. Лишь немногие, сохранившие память о прежних временах, еще видят своих исхудавших и ослабевших соседей, которые шагали по этим улицам с усилием, как против ветра. Им все еще мерещатся призраки танков, так спокойно проезжавших по Невскому проспекту, будто они — часть транспортной системы города. Нам никогда не понять эту память, этот чужой, недосягаемый опыт, но мы можем хотя бы прикоснуться к нему через фильмы тех лет и о том времени. В юбилей снятия блокады Ленинграда мы вспоминаем лучшие фильмы, посвященные этой теме. Иногда такие картины снимались по горячим следам, прямо в осажденном городе. К их числу можно отнести ленту «Жила-была девочка» режиссера Виктора Эйсымонта. Эта камерная история, не отличающаяся большим размахом, тем не менее, с успехом прошла на седьмом Венецианском кинофестивале. Картина рассказывает о детях войны и их наивном непосредственном отношении к окружающей трагедии. Фильм стал дебютом для малолетней Натальи Защипиной (Катенька), которая позже оказалась звездой детского кино 40-х годов. Также картина дала старт карьере Нины Ивановой (Настенька), ставшей знаменитой после выхода фильма «Весна на Заречной улице». Лента «Жила-была девочка» снята без надрыва и пафоса, а с некой мудростью и смирением. Несмотря на то, что это кино о блокаде с ее тяготами, страхами, голодом и смертью, которая постоянно преследует маленьких героинь, оно наполнено надеждой и моментами детского счастья. Фильм красив и метафоричен, как бы странно это ни звучало, принимая во внимание его тематику. В одной из ключевых сцен героям приходится спилить старый клен, чтобы протопить заледеневшие квартиры. Однако весной девочки находят дерево ожившим и давшим ростки. Так и взрослые ленинградцы умирали, чтобы жизнь продолжалась в их детях. Совершенно противоположной по стилю и масштабу выглядит эпичная двухсерийная картина «Балтийское небо», снятая Владимиром Венгеровым по одноименному роману Николая Чуковского. Экранизация была воспринята критиками сдержанно, а самому Чуковскому и вовсе не понравилась из-за слишком вольной трактовки. Действительно, Венгеров допустил некоторые авторские отхождения от текста. Тем не менее, он очень бережно отнесся к деталям и характерам героев. Блокада здесь показана в контексте всей войны. В центре сюжета — эскадрилья истребителей И-16 под руководством капитана Рассохина (Михаил Ульянов). Именно эта военная часть летчиков охраняла подступы к городу с неба, а самой важной ее задачей стало обеспечение безопасности передвижения по «Дороге жизни». По сути, именно от этих молодых людей зависела судьба голодающего города. Однако персонажи вовсе не выглядят супергероями — у каждого из них есть свои слабости. Молодые летчики Кузнецов (Павел Луспекаев) и Татаренко (Олег Борисов) не лишены честолюбия в сражении за звание лучшего истребителя. Медсестра Соня (Людмила Гурченко), уставшая ходить в солдатской робе, не может устоять от примерки красивого платья. Офицер Байсеитов (Михаил Козаков) даже на земле оглядывается через плечо каждые 40 секунд в страхе, что его собьет немецкий мессершмитт. Их героизм вовсе не возведен в абсолют, но все они отличаются тем, что помогло им не сдаться — вдохновением. Особенно показательной в этом плане становится сцена с трамваем. В ней вроде бы ничего особенного не происходит — после жестокой зимы по улицам города впервые проезжает трамвай. Но для ленинградцев это становится настоящим событием, символом их ненапрасной веры. Они ликуют от того, что в город возвращается движение, а значит, и жизнь. Он проезжает мимо Исаакиевского собора, но встает за поворотом из-за оборванных проводов. Тогда горожане бросают свои дела, и, несмотря на воздушную тревогу, толкают транспорт по рельсам. Если он может ехать дальше, то и они могут продолжать бороться. Говоря о блокаде, невозможно не упомянуть документальные фильмы, снятые на месте событий. Они обладают особой энергетикой и зачастую дают сто баллов вперед любому отрепетированному художественному вымыслу. Фильм Сергея Лозницы «Блокада», в сравнении с игровым кино, выглядит сильнее не только по уровню реалистичности, но и по способу повествования. Автор здесь — сторонний наблюдатель, давший своему фильму самостоятельно разворачиваться в установленных рамках. За весь хронометраж картины, а это почти час, не сказано ни единого слова, нет ни одного титра, даже название города нигде не значится. Все саундтреки ленты — это вой сирены, стук метронома, плач ребенка, хруст догорающего дома, журчание воды в Неве. Все шокирующие элементы, такие, как танки на главных проспектах города, очереди за хлебом, эвакуация коней с Аничкова моста, показаны как рабочие моменты не совсем обычной жизни. Нет никакой трагедии и надрыва. Даже закрепившиеся в сознании стереотипные кадры с замершими тщедушными фигурками появляются только ближе к концу ленты. А в ее начале зритель наблюдает вполне заурядную бытовую жизнь города, который даже не замечает, как его душит кольцо вражеской осады. Однако режиссер не смог отказать себе в использовании хрестоматийных сцен. С приближением зимы он показал братские могилы, умирающих на ровном месте людей и завернутые в простыни трупы. Слишком тощие, чтобы походить на настоящие. Возможно, только так и нужно снимать кино о великой катастрофе — без мощного пропагандистского пафоса и чувства ненависти к врагу, но со скрупулезной точностью кинохроники. Она заставляет почти физически почувствовать сопричастность происходящим событиям. Быт в драконовских условиях не вызывает праведного гнева, но навевает чувство безысходности и тоски от мысли, что люди более двух лет жили в засаде между жизнью и смертью. Похожим по настроению стал документальный телепроект «Читаем блокадную книгу» Александра Сокурова. Режиссер пригласил в студию известных и не очень петербуржцев, а те зачитывали письма жителей блокадного Ленинграда. «Блокадная книга» — культовое и выстраданное произведение Даниила Гранина и Алеся Адамовича, которые собирали рассказы бывших блокадников в течение нескольких лет. Только им ленинградцы смогли доверить свои страшные воспоминания. Среди приглашенных Сокуровым чтецов были Олег Басилашвили, Сергей Барковский, Лариса Малеванная, Ольга Антонова, Валерий Кухарешин и другие признанные артисты России. Также к участию в чтениях допускались архитекторы, менеджеры, педагоги, капитаны дальнего плавания, студенты, курсанты, ученики начальной школы и сами жители блокадного Ленинграда. Они зачитывали подлинную историю своего города, вновь переживая ее черные страницы. «Грубое вмешательство желудка в мою интеллектуально-чувственную сферу я ощущаю постоянно. Я не желаю его опеки. Ведь, кроме пищеварения, существует мировая литература, философия, искусство, техническое изобретательство». Именно голод, слабость и сопряженные с этим мучения больше всего потрясли читающих. Рассказы о блокадной кулинарии — столярный клей, ягодный жмых, кожаные ремни и сладкая жирная бадаевская земля в качестве обеда — занимают чуть ли не половину хронометража картины. В финале, когда напряжение от услышанного растет, а приглашенные люди уже едва скрывают эмоции, Сокуров признается, что оживлять прошлое — сложное и не всегда правильное занятие. Но он сделал этот осознанно: «Потому что нет прошедшей истории, она ходит вокруг нас кругами или по спирали — то ближе, то дальше. Но всегда рядом»... Редакция LostFilmINFO выражает огромную благодарность и уважение жителям и защитникам Ленинграда и поздравляет с 70-летней годовщиной снятия блокады. Низкий Вам поклон!... подробнее