Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Сомерсет Моэм

W. Somerset Maugham
Сомерсет Моэм
Профессии: Сценарист, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Maud Gwendolen Syrie Barnardo (00.00.1917) (детей: 1)
Родился: 25 января 1874, Водолей (146 лет назад)
Умер:: 15 декабря 1965 (91 лет)
Последний фильм: 2011
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

23.11.2016 22:12

Что есть кино? Игра! Рецензия на «Даму Пик»

«Даму Пик» ценители творчества Павла Лунгина ждали долго: изначально задуманный для западной публики проект в итоге пришлось оставить на родной земле. Впрочем, опера Петра Ильича Чайковского и повесть Александра Сергеевича Пушкина к этому только располагают.

Несмотря на обилие качественных костюмных драм и множество экранизаций, желание обновить сюжет и просто поместить его в настоящее вполне объяснимо — а как по-другому докажешь его вневременность? Какими красками заиграл, например, просто приправленный музыкой нашего века «Великий Гэтсби» от База Лурмана! Вот и современный классик российского кино похожим образом подступился к материалу. Его «Дама Пик» больше отсылает к музыкальному, а не литературному источнику, являя собой стильный триллер и трагикомедию.
Читать полностью
Поделиться:

03.02.2014 12:55

«Август»: темы, которые поднимать не принято

«Жизнь очень длинна» (Т. С. Элиот).

Трэйси Леттс, обладатель Пулитцеровской премии, написал пьесу, в которой собрал, кажется, все семейные страшилки. И приправил их остроумными диалогами и яркими характерами. Джону Уэллсу даже не требовалось проявлять особое режиссерское мастерство: подбери хороших актеров и дай им текст в руки. Как знать, быть может, в этом крылось решение проблемы. Тем более, что актерский состав интриговал и очаровывал: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Крис Купер, Марго Мартиндэйл. Список можно продолжать: практически во всех ролях задействованы звездные актеры. Чего стоит, например, Бенедикт Камбербэтч в небольшом, но весьма необычном для него амплуа Малыша Чарли. С другой стороны, реши режиссер проявить выдумку и находчивость, и экранизация вышла бы выдающаяся. А так получилась картина с сильными самостоятельными персонажами.
Читать полностью
Поделиться:

30.10.2013 17:51

Невероятный Эдвард

«Все люди парадоксальны. Нет однозначных людей, поэтому я люблю персонажей, которыми управляют противоречивые импульсы или оттенки двусмысленности. Это и весело и интересно, потому что трудно».

Самое интересное в фильме «Первобытный страх» было даже не то, как Эдвард Нортон виртуозно играл. Самое интересное было, как Ричард Гир весь фильм на него ошарашенно смотрел. И как в финале Гир идет по улице с отчаянным выражением лица: «И какого черта я-то делал в этом фильме???».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.9

Все | Актёр | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Сценарист [ скрыть ]


Captured
Captured (2011)
(0.00)

Разрисованная вуаль
Разрисованная вуаль (2006)

The Painted Veil (7.50)

Театр
Театр (2004)

Being Julia (7.10)

На вилле
На вилле (2000)

Up at the Villa (5.90)

Ashenden
Ashenden (1991)
(7.10)

Adorable Julia
Adorable Julia (1988)
(0.00)

Перемена участи
Перемена участи (1987)

Peremena uchasti (6.90)

Острие бритвы
Острие бритвы (1984)

The Razor's Edge (6.20)

Overnight Sensation
Overnight Sensation (1983)
(6.30)


The Letter
The Letter (1982)
(7.20)

Wilson's Reward
Wilson's Reward (1980)
(3.00)

Sadie
Sadie (1980)
(0.00)



Жиголо и Жиголетта
Жиголо и Жиголетта (1980)

Zhigolo i Zhigoletta (0.00)

Непридуманные истории
Непридуманные истории (сериал) (1979)

"Tales of the Unexpected" (7.60)

Teatris
Teatris (1978)
(7.00)

Diener und andere Herren
Diener und andere Herren (1978)
(0.00)


I theatrina
I theatrina (1977)
(0.00)

Рекс Харрисон представляет истории о любви
Рекс Харрисон представляет истории о любви (1974)

Rex Harrison Presents Stories of Love (6.90)



Dom i lepota
Dom i lepota (1971)
(0.00)

Eine konsequente Frau
Eine konsequente Frau (1971)
(0.00)





Caroline
Caroline (1966)
(6.80)



Jackanory
Jackanory (сериал) (1965)
(6.20)

Liza of Lambeth
Liza of Lambeth (1965)
(0.00)


Der Kreis
Der Kreis (1964)
(10.00)


Lady Frederick
Lady Frederick (1963)
(7.30)




The Breadwinner
The Breadwinner (1960)
(0.00)

Bezaubernde Julia
Bezaubernde Julia (1960)
(9.00)


Das Land der Verheißung
Das Land der Verheißung (1960)
(6.70)

Предатель
Предатель (1959)

The Traitor (0.00)

Land van belofte
Land van belofte (1959)
(0.00)

La esposa constante
La esposa constante (1959)
(0.00)

The Moon and Sixpence
The Moon and Sixpence (1959)
(8.00)

Der Kreis



(TV 1958)
Der Kreis (TV 1958) (1958)
(0.00)


Седьмой грех
Седьмой грех (1957)

The Seventh Sin (6.00)

Подозрение
Подозрение (сериал) (1957)

Suspicion (8.30)


Пьеса для троих
Пьеса для троих (1955)

Three for the Show (6.00)



Three Cases of Murder
Three Cases of Murder (1955)
(6.60)

Бродяга
Бродяга (1954)

The Beachcomber (6.30)


The Noble Spaniard
The Noble Spaniard (1953)
(0.00)

Мисс Сэди Томпсон
Мисс Сэди Томпсон (1953)

Miss Sadie Thompson (5.90)


Larger Than Life
Larger Than Life (1952)
(0.00)


Rebound
Rebound (сериал) (1952)
(0.00)




Encore
Encore (1951)
(7.20)

The Sacred Flame
The Sacred Flame (1951)
(0.00)

Театр звезд Шлица
Театр звезд Шлица (сериал) (1951)

Schlitz Playhouse of Stars (7.30)

Трио
Трио (1950)

Warcraft (7.10)



Mrs. Dot
Mrs. Dot (1950)
(0.00)


Квартет
Квартет (1948)

Warcraft (7.60)

Первая студия
Первая студия (сериал) (1948)

Studio One (8.50)

The Unfaithful
The Unfaithful (1947)
(6.90)



На краю лезвия
На краю лезвия (1946)

The Razor's Edge (7.50)

Где-то в ночи
Где-то в ночи (1946)

Warcraft (7.10)


The Hour Before the Dawn
The Hour Before the Dawn (1944)
(6.60)


Письмо
Письмо (1940)

Warcraft (7.80)

Слишком много мужей
Слишком много мужей (1940)

Warcraft (6.50)

Sheppey
Sheppey (1939)
(0.00)

The Circle
The Circle (1939)
(0.00)

The Breadwinner
The Breadwinner (1938)
(0.00)

Сосуд гнева
Сосуд гнева (1938)

Warcraft (7.10)

Новый рассвет
Новый рассвет (1937)

Warcraft (5.70)

Секретный агент
Секретный агент (1936)

Warcraft (6.70)

Isle of Fury
Isle of Fury (1936)
(5.20)

The Tenth Man
The Tenth Man (1936)
(7.00)

The Right to Live
The Right to Live (1935)
(6.30)


Разрисованная вуаль
Разрисованная вуаль (1934)

Warcraft (6.60)

The Constant Wife
The Constant Wife (1933)
(0.00)

Our Betters
Our Betters (1933)
(6.40)

Острый угол
Острый угол (1933)

Warcraft (6.20)

Дождь
Дождь (1932)

Warcraft (6.90)

Die heilige Flamme
Die heilige Flamme (1931)
(0.00)

La llama sagrada
La llama sagrada (1931)
(0.00)

La carta
La carta (1931)
(0.00)

Weib im Dschungel
Weib im Dschungel (1931)
(0.00)

La donna bianca
La donna bianca (1930)
(0.00)

La lettre
La lettre (1930)
(0.00)

Strictly Unconventional
Strictly Unconventional (1930)
(5.10)

Письмо
Письмо (1929)

Warcraft (7.20)

The Sacred Flame
The Sacred Flame (1929)
(0.00)

Charming Sinners
Charming Sinners (1929)
(6.50)

Сэди Томпсон
Сэди Томпсон (1928)

Warcraft (8.10)

Vad kvinnan vill
Vad kvinnan vill (1927)
(0.00)

The Waiter from the Ritz
The Waiter from the Ritz (1926)
(0.00)

The Magician
The Magician (1926)
(7.10)

Warcraft
Warcraft (1926)
(7.10)

Infatuation
Infatuation (1925)
(0.00)

The Circle
The Circle (1925)
(8.50)

К востоку от Суэца
К востоку от Суэца (1925)

East of Suez (0.00)

The Ordeal
The Ordeal (1922)
(0.00)

Jack Straw
Jack Straw (1920)
(0.00)

The Divorcee
The Divorcee (1919)
(0.00)

Смит
Смит (1917)

Smith (0.00)

The Land of Promise
The Land of Promise (1917)
(0.00)

The Explorer
The Explorer (1915)
(0.00)

Актёр [ скрыть ]


Крис и Дон. История любви
Крис и Дон. История любви (2007)

Chris & Don. A Love Story (7.80)
Himself (хроника)



Трио
Трио (1950)

Warcraft (7.10)
The Introducer

Камилла
Камилла (1926)

Camille (5.30)
Monsieur Duval

Is Art Necessary?
Is Art Necessary? (0)
(0.00)

Играл себя [ скрыть ]


Крис и Дон. История любви
Крис и Дон. История любви (2007)

Chris & Don. A Love Story (7.80)
Себя (хроника)

Panorama
Panorama (сериал) (1953)
(7.50)

Encore
Encore (1951)
(7.20)
Himself - Host and Story Teller


Трио
Трио (1950)

Warcraft (7.10)

Квартет
Квартет (1948)

Warcraft (7.60)
Себя - Host

Cover to Cover
Cover to Cover (1936)
(0.00)
Himself

Pariser Journal
Pariser Journal (0)
(0.00)

Премьеры
26.06
Сын дьявола
The Child Remains
02.07
Главный герой
Free Guy
02.07
Миньоны: Грювитация
Minions: The Rise of Gru
16.07
Топ Ган: Мэверик
Top Gun: Maverick
все премьеры

Топ 250
16
Славные парни
Goodfellas (8.80)
18
Касабланка
Casablanca (8.80)
19
Семь самураев
Shichinin no samurai (8.80)
20
Матрица
The Matrix (8.70)
21
Властелин колец: Две крепости
The Lord of the Rings: The Two Towers (8.70)
22
Форрест Гамп
Forrest Gump (8.70)
23
Город бога
Cidade de Deus (8.70)
24
Семь
Se7en (8.70)
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
весь топ
23.11.2016
Что есть кино? Игра! Рецензия на «Даму Пик»

«Даму Пик» ценители творчества Павла Лунгина ждали долго: изначально задуманный для западной публики проект в итоге пришлось оставить на родной земле. Впрочем, опера Петра Ильича Чайковского и повесть Александра Сергеевича Пушкина к этому только располагают. Несмотря на обилие качественных костюмных драм и множество экранизаций, желание обновить сюжет и просто поместить его в настоящее вполне объяснимо — а как по-другому докажешь его вневременность? Какими красками заиграл, например, просто приправленный музыкой нашего века «Великий Гэтсби» от База Лурмана! Вот и современный классик российского кино похожим образом подступился к материалу. Его «Дама Пик» больше отсылает к музыкальному, а не литературному источнику, являя собой стильный триллер и трагикомедию. Всем известно хотя бы несколько так называемых вечных сюжетов с вечными образами, основу которых составляет, чаще всего, классика. И в наше время ходят где-то отчаявшиеся Гамлеты, идеалистично настроенные Дон Кихоты, хитрые Тартюфы и любвеобильные Дон Жуаны. Для русской, да и мировой культуры Пиковая дама — безусловно, вечный образ-символ, хорошо понятный культурный код. С каждой последующей интерпретацией он обрастал новыми оттенками смыслов, но в целом его значение вполне ясно: старуха, знающая секрет трех карт, но разрушившая судьбу бедного офицера, воплощает собой злой рок и безумие. Готическую мрачную новеллу Пушкина великий Чайковский в своей одноименной опере немного переосмыслил, сместив акцент на психологизм и любовные отношения Лизы и Германна, что лишь сделало эту историю ближе для понимания рецепиентом. По мнению Лунгина, именно Герман — герой нашего времени. Отчаянный человек без солидной суммы в кармане, но с козырем и упрямством, чтобы ее получить. Социальные лифты закрыты, и либо ты плачешь как неудачник, либо пытаешься выиграть большой куш и вырваться в люди. Повторять очевидное Лунгину должно было быть как минимум неловко. И он, вполне в духе постмодернизма, поместил пушкинский сюжет не просто в современность, но в московский оперный театр, где проходят репетиции к новой постановке «Пиковой дамы» Чайковского под руководством дивы Софии Майер (Ксения Раппопорт). За счет этого приема новый Герман в исполнении харизматичного Ивана Янковского на первый взгляд кажется интереснее классического: странный юноша Андрей, помешавшийся на идее спеть партию собственного якобы альтер-эго в спектакле любимой певицы. В свободное время за большие деньги он на спор разбивает лампочки своим мощным тенором. Но, как оказалось, стилистика, форма и «сюжет в сюжете» — чуть ли не главные столпы этого так обнадежившего своим трейлером фильма. Местами некоторые герои «Дамы Пик» удивляют топорностью своих фраз: отношения между ними оказывается проще выразить прямыми репликами, причем с многочисленными повторами — на случай, если зритель уже успел их забыть. Сценарий может немного разочаровать и долей предсказуемости: слишком многие, пожалуй, еще хорошо помнят «Черного лебедя» с блистательно обезумевшей Натали Портман (и тоже от музыки Петра Ильича). Участники постановки «Пиковой дамы» нещадно смешивают искусство с жизнью, и лишь тот, кто дергает за ниточки, осознает, где реальность, а где выдумка, и как они взаимосвязаны. В общем-то и основные идеи «Дамы» достаточно тривиальны: искусство требует жертв, не верь женщинам, не придумывай себе второе «я» и не забывай судьбу своих любимых литературных героев, чтобы не повторяться. К счастью, при всех несостыковках и очевидностях картина все-таки не превратилась в балаган, за что стоит поблагодарить Ксению Раппопорт и, конечно, бессмертную музыку Чайковского. Образ Софии Майер — взбалмошной эксцентричной и азартной оперной дивы — не просто удался актрисе, она сделала его безумно притягательным и живым. Именно вокруг ее героини и сплетаются все нити сюжета, именно она — виновник как успеха, так и трагедии. Женщина-вамп — новая версия пиковой дамы, почему бы и нет? Нельзя этого сказать об исполнителе роли Андрея-ГерманаЯнковском, впрочем как и об актрисе, сыгравшей ЛизуМарии Курденевич. Проблема Ивана в том, что, несмотря на несомненное обаяние, он не смог вырваться из пут одного выражения лица и одной интонации. В итоге его Андрей кажется скорее глуповатым дворовым парнем, чем безумным авантюристом, а его неуемное желание стать Германом — все более комичным. О самой музыке Чайковского, пожалуй, нет смысла что-то добавлять, кроме одного — она встроена в полотно фильма весьма удачно, что лишний раз подчеркивает ее гениальность и современность. Голос и музыка здесь — это именно то, что держит эмоции на нужной степени накала и гораздо точнее передает чувства героев, чем те же предсказуемые реплики. Голоса артистов Большого театра, озвучивших партии за актеров, рождают нужную искру и чувственность. Последнее, пожалуй, можно назвать заслугой Лунгина, драйвом и страстью попытавшегося оживить всем знакомый сюжет. Сексуальное желание Андрея к обретению своего «я» с помощью искусства и денег вполне созвучно дикой жажде жизни, которая двигает молодыми. Единение оперы, литературы и кино — тоже несомненные бонусы фильма. Литература здесь присутствует скорее на заднем плане, как повторение школьной программы. «Тройка, семерка, туз», «Герман в последний раз проиграл», — вдруг зритель забыл или не читал? Можно здесь осуждать Лунгина за упрощение или даже опошление, за его явное намерение угодить массовому зрителю, которому проще доставить удовольствие. Хотя сам режиссер не видит в этом ничего предосудительного, ведь опера, как кино, была ранее площадным массовым искусством. А Лунгин лишь доказал, что классическая музыка не только не устарела, но ей это в принципе и не грозит. В то же время это совсем не значит, что следует обходить новаторские приемы и строго следовать канону. Попытка у команды Лунгина получилась вполне интересная и бодрая, несмотря на сырые места в сюжете и прорисовке некоторых персонажей. Хотя школьников с сюжетом Пушкина этим произведением знакомить не стоит. Но и не на них же делались ставки?.. ... подробнее
03.02.2014
«Август»: темы, которые поднимать не принято

«Жизнь очень длинна» (Т. С. Элиот). Трэйси Леттс, обладатель Пулитцеровской премии, написал пьесу, в которой собрал, кажется, все семейные страшилки. И приправил их остроумными диалогами и яркими характерами. Джону Уэллсу даже не требовалось проявлять особое режиссерское мастерство: подбери хороших актеров и дай им текст в руки. Как знать, быть может, в этом крылось решение проблемы. Тем более, что актерский состав интриговал и очаровывал: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Крис Купер, Марго Мартиндэйл. Список можно продолжать: практически во всех ролях задействованы звездные актеры. Чего стоит, например, Бенедикт Камбербэтч в небольшом, но весьма необычном для него амплуа Малыша Чарли. С другой стороны, реши режиссер проявить выдумку и находчивость, и экранизация вышла бы выдающаяся. А так получилась картина с сильными самостоятельными персонажами. В дом, некогда семейное гнездо, к стареющим родителям приезжают три взрослые, живущие отдельно дочери. Правда, почти сразу выясняется, что осталась одна мать, Вайолет (Мэрил Стрип), а отец... Исчез. Впрочем, детективная интрига на этом исчерпана. Все, происходящее после, — планомерный вынос мозга, нервотрепка, выворачивание души наизнанку у всего семейства. А оно не маленькое: здесь муж и дочь старшей Барбары (Джулия Робертс), и бойфренд а-ля жених Карен (Джульетт Льюис), семья тетки, сестры Вайолет — ее муж, сын и она сама (Марго Мартиндэйл). Третья сестра Айви и нанятая отцом Беверли Уэстоном незадолго до его исчезновения прислуга — Джонна. И все они толкутся в тесном доме, в жару, родственники по крови, но в большинстве — совершенно далекие и равнодушные друг к другу люди. Совершенно очевидно, что мать держала домочадцев в ежовых рукавицах, и вернувшись в отчий дом, они тут же невольно подчиняются ее сильному характеру. Лишь старшая дочь, Барбара, любимица отца, да и матери тоже, открыто противостоит этому «авторитарному режиму», отчего напряжение только нарастает. И начинают сыпаться неприятные откровения, раскрываться семейные тайны, рваться кровные узы. В этой истории нет никакой красоты, только правда жизни и взаимоотношений. То, как они могут отличаться от желаемых. И как сильно это зависит от способности женщины чувствовать и проявлять любовь. К детям, мужу, родным. А еще — подтверждение слов английского классика Сомерсета Моэма, что страдания отнюдь не делают нас лучше. Да, наверное, это однобокий взгляд: мужчины показаны более благородными, великодушными, терпимыми. И вместе с тем более шаблонными. После просмотра одна из зрительниц с усмешкой сказала о Леттсе, дескать, как же он ненавидел женщин, что изобразил их такими мегерами. А в ответ кто-то возразил: «Да нет, напротив. Он слишком хорошо их понимает»... ... подробнее
30.10.2013
Невероятный Эдвард

«Все люди парадоксальны. Нет однозначных людей, поэтому я люблю персонажей, которыми управляют противоречивые импульсы или оттенки двусмысленности. Это и весело и интересно, потому что трудно». Самое интересное в фильме «Первобытный страх» было даже не то, как Эдвард Нортон виртуозно играл. Самое интересное было, как Ричард Гир весь фильм на него ошарашенно смотрел. И как в финале Гир идет по улице с отчаянным выражением лица: «И какого черта я-то делал в этом фильме???». Потому что новичок провел бой без правил. Дебютант в кино, выпускник Йеля, парень из внебродвейского театра не просто снес Гира с экрана, он еще ухитрился с первого захода выиграть «Золотой глобус» и получить номинацию на «Оскар». Но Голливуд не знал, что это не только явление большого таланта, это еще и начало головной боли. Эдвард родился в Бостоне в очень влиятельной и богатой семье. Как старший сын он должен был возглавить семейный бизнес. Но его няня совершила «роковой» поступок — начала возить ребенка в Нью-Йорк на бродвейские постановки. И в восемь лет Нортон решил, что станет актером. Однако после школы семья отправила его продолжать получать образование в престижном Йельском университете, и он закончил его со степенью бакалавра искусств и истории. А потом дедушка послал Эдварда в Японию, в Осаку, в филиал семейной фирмы. Но через два года Нортон оставил семейный бизнес и приехал в Нью-Йорк, чтобы начать все сначала — официант, бармен, актер во внебродвейских театрах. А затем случились кинопробы на роль в фильме «Первобытный страх». Его выбрали из двух тысяч претендентов. Фильм еще не вышел на экраны, а в Голливуде уже заговорили о сногсшибательном новичке. Первыми в него вцепились Милош Форман с фильмом «Народ против Ларри Флинта» и Вуди Аллен с лентой «Все говорят, что я люблю тебя». В фильмах у обоих он сыграл роли второго плана, но имена режиссеров говорили сами за себя. Нортон попал в Голливуд абсолютно сложившейся личностью, абсолютно незвездной. Абсолютным нью-йоркцем — и с очень непростым характером. Его воспитывали как лидера. И он повел себя как лидер. В 1998 году он сыграл в знаменитой криминальной драме «Шулера» с Мэттом Дэймоном, но роль в другом фильме совершенно затмила эту. В 1998 году вышла легендарная «Американская история Х». Дерек Виньярд, «Американская история Х» Это была вторая номинации Нортона на «Оскар». Никто, в общем, уже не сомневался, что актер близок к гениальности, но после «Американской истории Х» всеми овладел некоторый испуг. На съемках, наконец, стали проявляться черты характера Нортона, которые впоследствии сослужат ему плохую службу. Во время съемок «Американской истории Х» параллельно шла «голливудская история Х». Нортон командовал парадом на съемочной площадке. Режиссера фильма Тони Кэя раздражала родословная Эдварда и сам Эдвард, Нортона раздражал Тони Кэй. Студия поставила на этого актера, и ему доверили окончательный монтаж. После выхода фильма на экраны и колоссального успеха скандал между режиссером и студией длился еще два года. Но тогда Нортону это сошло с рук. У него никогда не было проблем, присущих некоторым звездам — алкоголизм, наркомания, вождение в нетрезвом виде, бурная сексуальная жизнь. Он просто вел себя по принципу «я самый умный в классе». Он так привык с детства и не видел причины, чтобы меняться. И многие в Голливуде, особенно те, кто не был с ним близко знаком, считали его высокомерным снобом. Это было «главное обвинение», которое выдвигал режиссер Тони Кэй. «Американская история Х» — история провинциального неонациста, который постепенно, с большим трудом начинает осознавать: что-то он делает сильно неправильно. Роль Дерека Виньярда была сыграна Нортоном на таком нерве, что у зрителей перехватывало дыхание. И не успели все перевести дух, как на экраны вышел «Бойцовский клуб». Дэвид Финчер редко ходит в кино, и ему случайно попался «Первобытный страх». Так Нортон стал членом «Бойцовского клуба». Разумеется, здесь ему поруководить не удалось. Поползновения были пресечены одним взглядом Финчера, и Нортон стал белым и пушистым. Сыграл он блистательно. Совершенно бессмысленно в очередной раз рассказывать о «Бойцовском клубе». Это давно стало общим местом, и Нортон стал неотъемлемой частью культа. В 2000 году, вдохновленный дебютным фильмом «Реальность кусается» своего друга Бена Стиллера, Нортон решил попробовать себя в режиссуре и снял комедийную мелодраму «Сохраняя веру». В 1997 году мама Эдварда умерла от рака мозга, и он посвятил фильм ей — она была большой поклонницей классических голливудских мелодрам. Фильм получился приятным, но не более того. И хотя он был достаточно тепло принят критикой и даже получил какие-то награды и номинации на разных фестивалях, трудно отнести его к очень удачному режиссерскому дебюту. Видимо, Нортон не режиссер. Он быстро это понял и больше не экспериментировал. В следующем году актер впервые встретился на съемочной площадке с титанами — Робертом Де Ниро и Марлоном Брандо — в криминальной драме «Медвежатник». Криминальная драма, наверно, самый любимый жанр Эдварда, начиная с дебюта. В 2002 году Нортон сыграл в мощном психологическом триллере Спайка Ли «25-й час». Это была экранизация романа Дэвида Бениоффа, которого мы знаем как основного шоуранера Game of ThronesИгры престолов»). Монти, главный герой, проживает на свободе последние сутки. Утром он должен сесть в тюрьму на очень большой срок. Он проводит обычный и необычный день, выясняя отношения с родственниками, друзьями, девушкой, и когда в финале отец везет его в тюрьму под гениальный саундтрек Теренса Бланшара, по лицу Нортона понимаешь, что он не сыграл, он прожил эти 24 часа вместе с Монти. Монти, «25-й час» На этом фоне роль в «Красном драконе» Бретта Рэтнера в том же году выглядит не столь впечатляющей. Это мог сыграть не только Нортон, а в фильме «25-й час» нужен был именно он. Как сказал когда-то Шон Пенн: «Я не берусь за роли, которые могут сыграть другие пять талантливых парней. Я играю только то, что смогу сыграть только я». Высокомерно, но точно. Все в том же 2002 году Нортон сыграл в очаровательной черной комедии Дэнни Де Вито «Убить Смучи». Это один из его самых теплых и душевных фильмов. История простоватого и порядочного парня, случайно ставшего звездой телешоу в забавном костюме Носорога Смучи. Один из немногих абсолютно положительных образов, сыгранных Нортоном. Благодаря его персонажу, комедия к финалу перестала быть «черной» и превратилась в очень добрую и романтичную. «Убить Смучи» Личная жизнь Эда в конце 90-х носила «звездный» характер. Его подругами были Кортни Лав, Дрю Бэрримор, Кэмерон Диаз. Нортона связывали длительные отношения с Сальмой Хайек, для которой он полностью переписал сценарий фильма «Фрида». Расставания с подругами проходили без излишнего шума в желтой прессе. Актер стал делать большие перерывы в съемках. Выбирал. Много занимался благотворительностью. «Я просто люблю работать с умными людьми». В следующий раз он появился на экране в 2005 году в блокбастере Ридли Скотта «Царство небесное». Ему было предложено выбрать любую роль. Нортон сделал экстравагантный выбор — сыграл прокаженного короля Балдуина IV. Весь фильм он играл в маске, но даже так сумел переиграть всех. И в том же году его можно было увидеть в инди-фильме «Это случилось в долине». Почти все персонажи Нортона балансируют на грани Добра и Зла, и иногда трудно понять, на какой они стороне. Персонаж Нортона в фильме и злил, и вызывал жалость, потому что все его неблаговидные поступки были вызваны тотальным одиночеством и желанием быть нужным кому-то. В 2006 году Нортон сыграет, возможно, одну из своих лучших ролей — доктора Уолтера Фейна в экранизации знаменитого романа У. Сомерсета Моэма «Разрисованная вуаль». Он сам выступил продюсером фильма и, соответственно, руководил процессом. Финальная часть немного отличалась от первоисточника, но в данном случае это было необходимо. Объяснить зрителям, почему героиня Наоми Уоттс любила персонажа Лива Шрайбера и не любила своего мужа в исполнении Нортона, было бы проблематично. В итоге она не просто стала уважать мужа, как это было в романе, но и полюбила его. Нортон сыграл как всегда великолепно и даже более того. Эдвард Нортон и Наоми Уоттс, «Разрисованная вуаль» К сожалению, доктора Уолтера Фейна из «Разрисованной вуали» затмил фокусник Айзенхайм из нашумевшего фильма «Иллюзионист». Фильм, конечно, красивый, романтичный, снятый на волне любви к лентам про фокусников, но абсолютно не сравнимый с невероятно сложной ролью в «Разрисованной вуали». 2008 год оказался поворотным в карьере Эдварда. Но проблемой оказался сам Нортон. История его утверждения на роль Брюса Баннера в «Невероятном Халке» — сама по себе блокбастер. А еще один блокбастер — то, что происходило за кадром. Повторилась ситуация с «Американской историей Х», только на этот раз против Нортона был не малоизвестный режиссер, а «империя» Marvel. Тем не менее, студия, выбрав актера, старалась идти ему на уступки, позволяя делать изменения в сценарии. На стороне Нортона был режиссер Луи Летерье. В итоге они отсняли около трех часов материала, но Marvel отклонила такой большой формат, и при монтаже было удалено много сцен, которые Нортон считал ключевыми. Результатом стало присутствие Нортона лишь на одной-двух премьерах, поскольку он отказался от промотура, уехав в Африку заниматься благотворительностью. Пристрастия фанатов разделились между новым Халком и Халком Эрика Баны. Нортон может быть на экране неприятным, отвратительным, очаровательным, отталкивающим, сексуальным, интеллектуальным, тупым, смешным, пугающим, холодным, страстным… Он может быть каким угодно. У него нет актерского потолка, «это — могу, это — нет». Он может абсолютно все. Но изредка он просто выбирал не те фильмы. «Слава весьма агрессивна, и вы должны строго охранять себя от нее». Эдвард начал понемногу отстраняться от актерской карьеры, все больше погружаясь в благотворительную деятельность. Он стал учредителем собственной социальной сети Crowdrise, занимающейся различнымии проектами по всему миру. Сам он посвящает много времени спасению вымирающего кенийского племени масаи. В 2009 году Нортон снялся в инди-драме «Листья травы» режиссера Тима Блейка Нельсона (фильм также известен под названием «Травка»). Эдвард сыграл братьев-близнецов, со свойственным ему мастерством создав два совершенно разных образа — провинциального наркодилера и преподавателя колледжа. Он был продюсером проекта и активно занимался продвижением фильма. Фильм получился очень тонкий и умный, но его постигла судьба большинства независимых кинолент — ограниченный прокат и полки в видеосалонах. 2010 год оказался тяжелым для актерской карьеры Нортона. Фильм «Стоун», в котором он еще раз сыграл с Робертом Де Ниро, провалился. Но это была не главная проблема года. Marvel запускал «Мстителей», и Нортон очень рассчитывал на участие в проекте... Они несколько раз встречались с Джоссом Уидоном. По словам обоих, весьма плодотворно. Правда, Нортон сразу начал с того, что надо изменить сценарий. Видимо, у директоров студии Marvel волосы встали дыбом при воспоминания об их прежних «страстных» отношениях. В итоге летом 2010 года перед презентацией на Comic-Con студия Marvel сообщила актеру, что они отказываются от сотрудничества с ним. Нортон был расстроен, но принял это спокойно. Неожиданно выступил один из менеджеров студии: «Нам не нужна нестабильная атмосфера на съемках и конфликты Нортона с другими актерами». Позднее студия постаралась смягчить это высказывание. Нортон сделал очень приятное и грустное заявление для фанатов, что он соглашается с решением Marvel и надеется на хорошего исполнителя роли Брюса Баннера. Надо сказать, в Marvel не промахнулись — Марк Руффало оказался лучшим Брюсом Баннером. Нортон в какой-то мере был, наверно, ошибкой Marvel не только из-за его конфликтного характера, это просто была не его роль. Руффало оказался точным попаданием. Сам Эдвард тоже высоко оценил этот выбор. Но в следующий раз он появился на экранах только через два года в ролях второго плана — в блистательной комедии Уэса Андерсона «Королевство полной луны» и в фильме «Эволюция Борна» Это можно назвать «просто появился», потому что для актера его уровня играть там было, собственно, нечего. В годы добровольного простоя актер продолжает заниматься благотворительностью. Он продюсирует фильм «Спасибо за обмен» своего друга, режиссера и продюсера Стюарта Блумберга, с которым работал еще со времен «Бойцовского клуба», активно занимается политической деятельностью, женится на своей давней подруге Шоне Робертсон, у него рождается сын. Трудно сказать, вернется ли Нортон к полноценной актерской карьере или пойдет по семейным стопам и займется, как его дед и отец, филантропической деятельностью. Время покажет. Но за 15 лет он оставил такое актерское наследие, которое не удается собрать некоторым и за пять жизней. Возможно, Нортон захочет стать политиком и повторит путь Рональда Рейгана или Арнольда Шварценеггера, только от Демократической партии США. Но это лишь предположения. Выбрать из всех ролей Эдварда лучшую несколько затруднительно — он слишком гениально ровный. Кто-то назовет «Бойцовский клуб», кто-то выберет романтично-зрелищного «Иллюзиониста». Любители комиксов, возможно, запомнили Брюса Баннера. Большинство, наверно, забудет «Первобытный страх», «Американскую историю Х», «25-й час» и «Разрисованную вуаль». И точно почти никто не вспомнит «Листья травы». Но... подождем ставить крест на его карьере. Всем нужны тайм-ауты. P.S. Мы оставляем за собой право упоминать те фильмы Эдварда Нортона, которые считаем достойными упоминания. И пропустить те, которые можно пропустить.... подробнее