Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Анджей Вайда

Andrzej Wajda
Анджей Вайда
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Zofia Zuchowska, Беата Тышкевич (00.00.1972) (детей: 2), Кристина Зашватович (00.00.1972)
Родился: 06 марта 1926, Рыбы (98 лет назад)
Умер:: 09 октября 2016 (90 лет)
Последний фильм: 2016
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Анджей Вайда

Новости

18.08.2018 17:01

Роман Полански: искусство быть посторонним

Сегодня исполняется 85 лет Роману Полански — одному из самых мрачных кинохудожников нашего времени. Сама жизнь режиссера похожа на одну из его картин о человеке, который везде чувствует себя чужаком.

Раймунд Роман Либлинг, известный всему миру под именем Роман Полански, родился в 1933 году в Париже. Спустя три года его родители переехали в польский Краков. Это решение стало для них фатальным: когда Германия оккупировала Польшу, они попали в краковское гетто, а затем и в концлагеря. Маленькому Роману пришлось выживать самостоятельно в ужасных условиях. Этот опыт сказался на его творчестве: режиссера интересуют пограничные ситуации, в которых на человека действуют внешние силы. Этими силами могут быть незнакомец («Нож в воде»), преступник («Тупик»), спецслужбы («Призрак») или сам дьявол («Ребенок Розмари»).
Читать полностью
Поделиться:

06.06.2018 20:40

«Кинотавр — 2018». В 50 дети особенно беззащитны

Основной конкурс «Кинотавра» в третий день продолжился темой взаимоотношений отцов и детей, борьбы поколений и ошибок воспитания. Представленные картины (среди которых, по нашему скромному мнению, наметился фаворит фестиваля) копнули глубже своего предшественника, надавили на все нужные болевые точки и оставили зрителей со сладко-горьким послевкусием. Ленты «Ван Гоги» Сергея Ливнева и «Два билета домой» Дмитрия Месхиева очень разные — и по тому ощущению, которое после себя оставляют, и по форме. Первая — глубокая экзистенциальная драма, вторая — дерзкая, даже временами жесткая черная комедия с элементами роуд-муви. Не столкнись фильмы в программе фестиваля, вряд ли кто-то решился бы проводить между ними аналогии. Однако на деле это побратимы, делящие одну ДНК, и зрителям «Кинотавра» очень повезло увидеть их один за другим.

«Ван Гогов» снял режиссер Сергей Ливнев, не выступавший в этом качестве уже 25 лет, зато активно и успешно занимавшийся продюсированием. Он известен киноманам картинами середины 90-х, «Кикс» и «Серп и молот», а массовая публика вспомнит его имя благодаря сценарию к всенародно любимому фильму «Асса». Однако, по признанию постановщика, чтобы прийти к откровенному диалогу со зрителем и самим собой, ему понадобилось много времени. Отважился он на это только тогда, когда ему перевалило за 50, так что «Ван Гоги» — самый личный, болезненный, почти исповедальный проект Ливнева.
Читать полностью
Поделиться:

14.03.2018 21:20

Снова Мастер, снова Маргарита

Несмотря на наличие нескольких экранизаций «Мастера и Маргариты», режиссер и сценарист Николай ЛебедевЛегенда №17», «Экипаж») считает, что нам не помешает еще одна. Как сообщает пресс-служба «Марс Медиа», на съемки создатели проекта планируют потратить 800 млн рублей, а в прокат он выйдет в 2021 году.

Кинематографисты обращались к произведению Михаила Булгакова не один раз: первым в 1971 году экранизировал роман Анджей Вайда, спустя год свою версию снял Александр Петрович, а Мацей Войтышко в 1990 году презентовал публике телевизионный фильм. Через четыре года к своей адаптации «Мастера и Маргариты» приступил Юрий Кара, однако премьера ленты состоялась только в апреле 2011 года. А в 2005 году вышел фильм Владимира Бортко.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.91

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Биография

наменитый польский режиссер. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям в Харькове). Мать Анеля была школьной учительницей. К началу оккупации Польши Германией Анджей успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал. После войны изучал живопись в Академии изобразительных искусств в Кракове. В 1950-54 годы учился в Высшей киношколе в Лодзи. Был ассистентом режиссера, вторым режиссером на фильме «Пятеро с улицы Барской», который поставил режиссёр А. Форд. С 1954 года - постановщик фильмов. Дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино». Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957. Лучшая лента этого периода — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого Аковца, убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Кольцо с орлом в короне», «Страстная неделя», «Катынь». Снимал лирические картины и сатирические комедии «Барышни из Вилько», «Березняк», «Невинные чародеи», «Охота на мух». Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой — «Свадьба», «Сибирская леди Макбет», «Бесы», «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Пан Тадеуш». Заметный общественный резонанс вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без анестезии», «Человек из железа», «Дантон». В 1990-е годы Вайда снова обращается к теме войны, оккупации. Канонада сопровождает весь фильм "Страстная неделя" (1995). Пожалуй, еще никогда Вайда не клеймил ненавистные ему черты антисемитизма в своих соотечественниках с такой точностью и знанием человеческой психологии. Фильм получил Серебряного медведя на МКФ в Берлине в 1996 году. Художник заявляет о своей жизненной позиции не только сквозь призму трагических событий минувших военных лет, он берет в объектив кинокамеры и живую плоть сегодняшней польской действительности. Фильм "Ничтожество" (1996) - о Польше XXI века. Его героини - три 15-летние школьницы. В фильме показана постсоциалистическая Польша 1990-х с ее резким расслоением общества. На "Берлинале-97" для исполнительницы главной роли Марыси - юной Анны Вельгурской был учрежден дополнительный приз за лучший актерский дебют. Картину "Пан Тадеуш" (1999) - экранизацию одноименной поэмы Адама Мицкевича - Вайда считает своим главным произведением. В ней воплотилась не только давняя мечта постановщика, к которой он шел всю жизнь, но и чаяния и потребность польского народа. Свидетельством тому - массовый прокатный успех фильм. За несколько месяцев демонстрации в Польше фильм посмотрели 12,5 миллиона зрителей - 60 процентов всего населения страны! Благородная красота здесь во всем. Кованые рифмы Мицкевича чеканят суровый и торжественный ритм действия. Лучшие польские актеры - Богуслав Линда, Даниель Ольбрыхский, Марек Кондрат, Анджей Северин и молодой Михал Жебровский - составляют в фильме идеальный ансамбль. Анджей Вайда является автором или соавтором сценариев к большинству своих фильмов Анджей Вайда - признанный классик мирового кино. Почти за полвека работы в кинематографе он снял свыше 40 художественных и телевизионных фильмов. Каждая лента рождалась как принципиальное авторское высказывание. Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание». В 1972-83 годы художественный руководитель кинообъединения "Х". В 1978-82 годы председатель Союза кинематографистов ПНР. В 1989-91 сенатор польского Сейма. Творчество режиссёра было отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора. Член Британской киноакадемии (с 1982 года), Европейской киноакадемии (с 1988 года), Академии изящных искусств Франции (с 1997 года). С 1972 года женат на Кристине Захватович, театральном художнике и актрисе.

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Послеобраз
Послеобраз (2016)

After Image (7.50)

Валенса
Валенса (2013)

Walesa. Czlowiek z nadziei (6.30)

Аир
Аир (2009)

Tatarak (6.60)

Катынь
Катынь (2007)

Katyn (7.10)

Солидарность, Солидарность...
Солидарность, Солидарность... (2005)

Solidarnosc, Solidarnosc... (6.20)

Noc czerwcowa
Noc czerwcowa (2002)
(0.00)

Лекция польского кино
Лекция польского кино (2002)

Lekcja polskiego kina (7.30)

Месть
Месть (2002)

Zemsta (5.80)

Приговор Франтишеку Клосу
Приговор Франтишеку Клосу (2000)

Wyrok na Franciszka Klosa (6.60)

Пан Тадеуш
Пан Тадеуш (1999)

Pan Tadeusz (6.20)

Девочка Никто
Девочка Никто (1996)

Panna Nikt (6.40)

Страстная неделя
Страстная неделя (1995)

Wielki tydzien (6.40)

Настасья
Настасья (1994)

Nastasja (7.60)

Перстенек с орлом в короне
Перстенек с орлом в короне (1992)

Pierscionek z orlem w koronie (5.50)

Преступление и наказание
Преступление и наказание (1992)

Schuld und Sühne (0.00)

Корчак
Корчак (1990)

Korczak (7.20)

Бесы
Бесы (1988)

Les possédés (6.50)



Любовь в Германии
Любовь в Германии (1983)

Eine Liebe in Deutschland (6.90)

Дантон
Дантон (1983)

Danton (7.50)

Человек из железа
Человек из железа (1981)

Czlowiek z zelaza (7.60)

Дирижер
Дирижер (1980)

Dyrygent (6.80)


Барышни из Вилько
Барышни из Вилько (1979)

Panny z Wilka (7.30)


Приглашение внутрь
Приглашение внутрь (1978)

Zaproszenie do wnetrza (0.00)

Без наркоза
Без наркоза (1978)

Bez znieczulenia (7.10)

Умерший класс
Умерший класс (1977)

Umarla klasa (8.50)

Человек из мрамора
Человек из мрамора (1977)

Czlowiek z marmuru (8.00)

Теневая полоса
Теневая полоса (1976)

Smuga cienia (6.00)

Ziemia obiecana
Ziemia obiecana (1975)
(8.10)

Wesele
Wesele (1973)
(7.50)

Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу
Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу (1972)

Pilatus und andere - Ein Film für Karfreitag (6.80)

Пейзаж после битвы
Пейзаж после битвы (1970)

Krajobraz po bitwie (7.40)

Березняк
Березняк (1970)

Brzezina (7.10)

Охота на мух
Охота на мух (1969)

Polowanie na muchy (6.70)

Все на продажу
Все на продажу (1969)

Wszystko na sprzedaz (7.00)

Gates to Paradise
Gates to Paradise (1968)
(7.50)

Przekladaniec
Przekladaniec (1968)
(7.20)

Пепел
Пепел (1965)

Popioly (6.90)

Сибирская леди Макбет
Сибирская леди Макбет (1963)

Sibirska Ledi Magbet (7.00)

Любовь в двадцать лет
Любовь в двадцать лет (1962)

L'amour à vingt ans (7.50)

Самсон
Самсон (1961)

Samson (6.60)

Невинные чародеи
Невинные чародеи (1960)

Niewinni czarodzieje (7.00)

Лётна
Лётна (1959)

Lotna (6.10)

Пепел и алмаз
Пепел и алмаз (1958)

Popiól i diament (7.90)

Канал
Канал (1957)

Kanal (7.80)

Поколение
Поколение (1955)

Pokolenie (7.30)

Иду к солнцу
Иду к солнцу (1955)

Ide do slonca (8.10)

Когда ты спишь
Когда ты спишь (1952)

Kiedy ty spisz (6.30)

Илжецкая керамика
Илжецкая керамика (1951)

Ceramika ilzecka (6.40)

Zly chlopiec
Zly chlopiec (1950)
(5.80)

Bigda idzie!
Bigda idzie! (0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Аир
Аир (2009)

Tatarak (6.60)

Катынь
Катынь (2007)

Katyn (7.10)

Солидарность, Солидарность...
Солидарность, Солидарность... (2005)

Solidarnosc, Solidarnosc... (6.20)

Лекция польского кино
Лекция польского кино (2002)

Lekcja polskiego kina (7.30)

Месть
Месть (2002)

Zemsta (5.80)

Приговор Франтишеку Клосу
Приговор Франтишеку Клосу (2000)

Wyrok na Franciszka Klosa (6.60)

Пан Тадеуш
Пан Тадеуш (1999)

Pan Tadeusz (6.20)

Страстная неделя
Страстная неделя (1995)

Wielki tydzien (6.40)

Настасья
Настасья (1994)

Nastasja (7.60)

Перстенек с орлом в короне
Перстенек с орлом в короне (1992)

Pierscionek z orlem w koronie (5.50)

Преступление и наказание
Преступление и наказание (1992)

Schuld und Sühne (0.00)

Бесы
Бесы (1988)

Les possédés (6.50)


Любовь в Германии
Любовь в Германии (1983)

Eine Liebe in Deutschland (6.90)

Дантон
Дантон (1983)

Danton (7.50)

Без наркоза
Без наркоза (1978)

Bez znieczulenia (7.10)

Приглашение внутрь
Приглашение внутрь (1978)

Zaproszenie do wnetrza (0.00)

Умерший класс
Умерший класс (1977)

Umarla klasa (8.50)

Теневая полоса
Теневая полоса (1976)

Smuga cienia (6.00)

Ziemia obiecana
Ziemia obiecana (1975)
(8.10)

Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу
Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу (1972)

Pilatus und andere - Ein Film für Karfreitag (6.80)

Pierwsza milosc
Pierwsza milosc (1971)
(0.00)

Березняк
Березняк (1970)

Brzezina (7.10)

Пейзаж после битвы
Пейзаж после битвы (1970)

Krajobraz po bitwie (7.40)

Все на продажу
Все на продажу (1969)

Wszystko na sprzedaz (7.00)

Самсон
Самсон (1961)

Samson (6.60)

Лётна
Лётна (1959)

Lotna (6.10)

Пепел и алмаз
Пепел и алмаз (1958)

Popiól i diament (7.90)

Иду к солнцу
Иду к солнцу (1955)

Ide do slonca (8.10)

Три повести
Три повести (1953)

Trzy opowiesci (6.60)

Когда ты спишь
Когда ты спишь (1952)

Kiedy ty spisz (6.30)

Илжецкая керамика
Илжецкая керамика (1951)

Ceramika ilzecka (6.40)

Zly chlopiec
Zly chlopiec (1950)
(5.80)

(0)
(0.00)

Bigda idzie!
Bigda idzie! (0)
(0.00)

Актёр [ скрыть ]


Himself (хроника)


Без наркоза
Без наркоза (1978)

Bez znieczulenia (7.10)
Himself (в титрах отсутствует)

Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу
Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу (1972)

Pilatus und andere - Ein Film für Karfreitag (6.80)
Reporter (в титрах отсутствует)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
Self - Academy Fellowship Recipient

Продюсер [ скрыть ]


Допрос
Допрос (1989)

Przesluchanie (8.30)

Zajecia dydaktyczne
Zajecia dydaktyczne (1980)
(6.40)

Kobieta i kobieta
Kobieta i kobieta (1980)
(0.00)

Играл себя [ скрыть ]


Spur der Bären
Spur der Bären (2010)
(0.00)

Zylem 17 razy
Zylem 17 razy (2010)
(0.00)
Himself

Himself (хроника)


Аир
Аир (2009)

Tatarak (6.60)
Себя

Der Sommer 1939
Der Sommer 1939 (2009)
(0.00)
Himself

Himself - Award Recipient

Себя

Himself


Andrzej Wajda: On Kanal
Andrzej Wajda: On Kanal (2005)
(0.00)
Himself

Солидарность, Солидарность...
Солидарность, Солидарность... (2005)

Solidarnosc, Solidarnosc... (6.20)
Себя (episode 'Man of Hope')


Лекция польского кино
Лекция польского кино (2002)

Lekcja polskiego kina (7.30)
Себя

В тени Голливуда
В тени Голливуда (2000)

In the Shadow of Hollywood (6.10)
Себя

72-я церемония вручения премии «Оскар»
72-я церемония вручения премии «Оскар» (2000)

The 72nd Annual Academy Awards (6.40)
Себя - Winner: Honorary Award


Bareizm
Bareizm (1997)
(0.00)
Himself


Himself

Дни кино
Дни кино (сериал) (1991)

Días de cine (7.20)
Себя (2 episodes, 2009)

The European Film Awards
The European Film Awards (1990)
(0.00)
Himself

Sygnowane Andrzej Wajda
Sygnowane Andrzej Wajda (1989)
(0.00)
Himself


Без наркоза
Без наркоза (1978)

Bez znieczulenia (7.10)
Себя (в титрах отсутствует)

Анджей Вайда
Анджей Вайда (1978)

Andrzej Wajda (8.60)
Себя

Кинопробы
Кинопробы (1977)

Zdjecia próbne (7.20)
Себя


Pan Dziad z lira
Pan Dziad z lira (1972)
(0.00)
Himself

Na planie
Na planie (1969)
(0.00)
Himself


Telegram-канал

Топ 250
130
Город грехов
Sin City (8.10)
131
Терминатор
The Terminator (8.10)
132
Нефть
There Will Be Blood (8.10)
133
Взвод
Platoon (8.10)
134
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
135
Кошмар перед Рождеством
The Nightmare Before Christmas (8.10)
136
Крупная рыба
Big Fish (8.10)
137
Рататуй
Ratatouille (8.10)
138
Выпускник
The Graduate (8.10)
139
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
весь топ
18.08.2018
Роман Полански: искусство быть посторонним

Сегодня исполняется 85 лет Роману Полански — одному из самых мрачных кинохудожников нашего времени. Сама жизнь режиссера похожа на одну из его картин о человеке, который везде чувствует себя чужаком. Раймунд Роман Либлинг, известный всему миру под именем Роман Полански, родился в 1933 году в Париже. Спустя три года его родители переехали в польский Краков. Это решение стало для них фатальным: когда Германия оккупировала Польшу, они попали в краковское гетто, а затем и в концлагеря. Маленькому Роману пришлось выживать самостоятельно в ужасных условиях. Этот опыт сказался на его творчестве: режиссера интересуют пограничные ситуации, в которых на человека действуют внешние силы. Этими силами могут быть незнакомец («Нож в воде»), преступник («Тупик»), спецслужбы («Призрак») или сам дьявол («Ребенок Розмари»). Заниматься кино Полански решил еще в детстве. Билет в профессию ему дал другой польский режиссер, Анджей Вайда, который снял паренька в своем «Поколении» и помог ему поступить в киношколу в Лодзи. Уже в первых студенческих работах Полански показал свою любовь к триллерам: в короткометражке «Убийство» незнакомец убивает спящего мужчину. Первый полнометражный фильм «Нож в воде» стал по многим показателям революционным для польского кинематографа: в нем звучит джаз, есть сцена с обнаженной женщиной, к тому же он был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Но тогда картина проиграла «8 1/2» Федерико Феллини, причем Полански сам был уверен в победе великого итальянца. Вдохновленный международным успехом, Роман Полански переехал в Великобританию, где снял сюрреалистическую картину «Отвращение» и триллер «Тупик». В обеих картинах чувствуется клаустрофобный саспенс, который Полански доведет до совершенства в «Ребенке Розмари» — его первой экранизации литературного произведения. «Ребенок Розмари» входит во все списки лучших хорроров. Мрачная нагнетающая картина об ужасах материнства и страхе перед незнакомцами быстро приобрела культовый статус и обросла легендами о проклятии. Например, с польским джазовым композитором Кшиштофом Комедой, который давно сотрудничал с Полански и написал для «Ребенка Розмари» мощный мистический саундтрек, вскоре после выхода картины произошел несчастный случай, окончившийся смертью. А рядом со зданием, в котором снимали фильм, спустя 12 лет убили Джона Леннона. Но главным доказательством для суеверных стала личная трагедия Романа Полански: через год после выхода «Ребенка Розмари» его беременную жену Шэрон Тейт и трех ее друзей жестоко убили члены банды Чарльза Мэнсона. Это стало для Полански еще одним ударом судьбы после потери родителей и тяжелого детства. Он замолчал на два года и в 1971 году выпустил «Макбета» — одну из самых мрачных экранизаций мрачнейшей пьесы Шекспира. Следующей громкой работой стал неонуар «Китайский квартал», который сегодня входит во все учебники по режиссуре и сценарному мастерству. Фильм получил 11 номинаций на «Оскар», но Полански снова не повезло с конкурентом: почти все награды в том году взял «Крестный отец-2», а «Китайский квартал» выиграл лишь одну. В 1978 году Роман Полански покинул США после обвинения в изнасиловании несовершеннолетней. Обвинения не сняты до сих пор, поэтому режиссер ни разу не возвращался в Штаты, живя и работая во Франции, Швейцарии и Польше. Это пятно на биографии Полански вызывает неоднозначную реакцию и не дает покоя постановщику до сих пор. В Европе режиссер экранизирует классику («Тэсс», «Оливер Твист», «Венера в мехах») и работает с современными авторами («Призрак», «Девятые врата», «Резня»). В 2002 году Полански сформулировал весь свой опыт жизни в еврейском гетто в биографической драме «Пианист». Несмотря на скандальный статус режиссера, фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а постановщик — долгожданный «Оскар», правда, в номинации «Лучший режиссер». Последний фильм Полански на сегодняшний день — психологический триллер «Основано на реальных событиях» о писательнице и преследующей ее поклоннице. Несколько лет назад режиссер объявил о том, что работает над политическим триллером о знаменитом деле Дрейфуса. Возможно, это единственный доступный для Полански способ оправдаться по обвинениям в свой адрес. Нам же, зрителям, остается только пожелать постановщику вдохновения, крепкого здоровья и долгих лет!... подробнее
06.06.2018
«Кинотавр — 2018». В 50 дети особенно беззащитны

Основной конкурс «Кинотавра» в третий день продолжился темой взаимоотношений отцов и детей, борьбы поколений и ошибок воспитания. Представленные картины (среди которых, по нашему скромному мнению, наметился фаворит фестиваля) копнули глубже своего предшественника, надавили на все нужные болевые точки и оставили зрителей со сладко-горьким послевкусием. Ленты «Ван Гоги» Сергея Ливнева и «Два билета домой» Дмитрия Месхиева очень разные — и по тому ощущению, которое после себя оставляют, и по форме. Первая — глубокая экзистенциальная драма, вторая — дерзкая, даже временами жесткая черная комедия с элементами роуд-муви. Не столкнись фильмы в программе фестиваля, вряд ли кто-то решился бы проводить между ними аналогии. Однако на деле это побратимы, делящие одну ДНК, и зрителям «Кинотавра» очень повезло увидеть их один за другим. «Ван Гогов» снял режиссер Сергей Ливнев, не выступавший в этом качестве уже 25 лет, зато активно и успешно занимавшийся продюсированием. Он известен киноманам картинами середины 90-х, «Кикс» и «Серп и молот», а массовая публика вспомнит его имя благодаря сценарию к всенародно любимому фильму «Асса». Однако, по признанию постановщика, чтобы прийти к откровенному диалогу со зрителем и самим собой, ему понадобилось много времени. Отважился он на это только тогда, когда ему перевалило за 50, так что «Ван Гоги» — самый личный, болезненный, почти исповедальный проект Ливнева. Сюжет, написанный самим Ливневым, повествует об отце и сыне, которых от ненависти до любви друг к другу швыряет, как лодку в штормовом океане. Сын (Алексей Серебряков) зовет отца, живого классика дирижерского искусства, Ваше Величество за его постоянную снисходительность по отношению к отпрыску-неудачнику и вообще всем окружающим. Отец (Даниэль Ольбрыхский) обзывает сына, художника без картин, Птицыным, и эти клички бесят их обоих. Недолюбленный самым родным человеком, Птицын мается от собственной неприкаянности и головных болей. Он считает, что боль — следствие того, что он уже 52 года живет со швейной иглой в голове. Как помнит сам Птицын, это «подарок» от матери, желавшей избавиться от него еще при рождении. Его Величество же не замечает страданий сына и вообще не вникает в его жизнь: для него единственная семья — его работа. Но когда 79-летнему дирижеру диагностируют смертельную болезнь, отец с сыном начинают мучительный путь к реабилитации собственных отношений. Историю с иглой в голове Сергей Ливнев позаимствовал из рассказа бывшей супруги Жужи Добрашкус. В «Ван Гогах» вообще достаточно референсов и реальных источников вдохновения. И все же главным из них режиссер отважился сделать себя самого. Между строк ливневских диалогов знающие люди прочтут его сложные отношения со строгой и амбициозной матерью, документалистом Мариной Голдовской. Однако не стоит полностью ассоциировать автора с его лирическим героем. Ливнев признается, что история Марка Гинзбурга (настоящее имя Птицына) все же остается выдумкой, а вот чувства, которые он при этом испытывает, схожи с его собственными. Герой Алексея Серебрякова — несостоявшийся стареющий художник, который не пишет картины, а занимается инсталляциями — из обычных веревок связывает различные фигуры и предметы. Таким странным хобби, плетением человечков, он увлекается с раннего детства. Он и сам этот плетеный человек — то соберется в клубок, то рассыпется на тысячу ниточек. Он понимает, что таким его сделал отец — самовлюбленный карьерист, всегда предпочитавший ребенку оркестровую яму. Мать, как он помнит, ушла, когда ему было четыре года, но потом и воспоминания подводят Птицына. В итоге вместо того, чтобы развернуть свою жизнь на 180 градусов, уже взрослый мужчина занимается самобичеванием, по своей воле отказывается от семейного счастья и потенциального успеха на выставках. А все, что у него остается, — это умирающий и, несмотря на все сложности, любимый отец. Гинзбург-старший же, лишившись привычного обожания зрителей, оказывается на попечении людей, которые раньше были для него лишь фоном, — сына и сиделки Ирины. Последняя когда-то была подающим надежды музыкантом, а теперь ей впору писать трактат «Как не просрать свою жизнь рядом с гением». Эту трагичную, хотя и вполне житейскую историю блестяще разыграли Алексей Серебряков и Даниэль Ольбрыхский. Первый знаком с Ливневым по работе над «Серпом и молотом», и видно, что режиссеру и актеру очень комфортно работать вместе. Серебряков же, как аккордеон, — знает, на какую кнопку в своей душе нажать, чтобы выдать нужную эмоцию. К тому же он по природе довольно нервный, взвинченный артист, а именно это и было нужно постановщику для создания образа Птицына. Ольбрыхский влился в дуэт очень органично. Как опытный актер (он снимался у лучших европейских режиссеров вроде Занусси и Вайды), он не стал красть сцены у партнера, а, напротив, составил с ним единый, дышащий и иногда приходящий в противоречие организм. Вообще, «Ван Гоги» — это тот редкий случай, когда двое великих сходятся, но не затемняют друг друга. Хотя в их рабочих отношениях и чувствуется некая азартная конкуренция, это только идет на пользу общей картине. Кроме эволюции отношений отца и сына, Ливнев затрагивает тему сложности мужских характеров, потому именно они выходят у автора на передний план. Тем не менее картина хороша и мощными актерскими работами женщин: они здесь как почти незримая, но сильная опора для главных героев. Кратко, но ярко в «Ван Гогах» проявляют себя Полина Агуреева, Светлана Немоляева и Ольга Остроумова, а Елена Коренева и вовсе способна составить конкуренцию двум центральным мужчинам. Ее роль — молча восхищаться гением, затем преданно помогать ему, потом и вовсе нести на себе бремя заботы о страдающем деменцией человеке, яростно отрицающем свой недуг. Как ни странно, именно она оказывается тем самым необъяснимым контрапунктом чувств — неоцененной любви и жгучей ненависти, слепой преданности и неподъемной усталости от жизни с таким человеком. Несмотря на довольно драматичный посыл фильма, Сергей Ливнев в каждом кадре находит такую интонацию, которая магическим образом поднимает драму над собственной экзистенциальной тяжестью и наделяет ее светлой грустью. В ленте находится место и отменному юмору, и щемящей сердце ностальгии по детству, и самоиронии, спасающей Птицына от бездны, которая давно и неотрывно смотрит на него, и даже язвительным, но добрым насмешкам над современным искусством и некоторыми национальными стереотипами. Стоит ли говорить о том, что эта картина стала терапией для самого постановщика, научившегося распознавать истинные чувства за ширмой холодности и надежду за страхом перед чем-то грандиозным и непостижимым вроде смерти и одиночества? «Ван Гоги» — это искренняя, талантливо рассказанная история, которая, судя по длительным аплодисментам на финальных титрах и задумчивым лицам гостей фестиваля, нашла отклик в душах зрителей. Поэтому мы нисколько не удивимся, если именно эта лента заберет как минимум сценарную и актерскую награды. Впрочем, не будем забегать вперед. У команды Ливнева достаточно мощных конкурентов, и один из них, драмеди с элементами роуд-муви «Два билета домой», был показан в Зимнем театре в тот же вечер. При просмотре картины Дмитрия Месхиева в голове появляются совсем уж невероятные ассоциации — «Сид и Нэнси», «Беглецы», «Леон». Последний, пожалуй, ближе всего по духу месхиевской драме. Однако не стоит воспринимать ее как кальку с бессоновского хита. Идея фильма пришла в голову исполнителю главной роли и продюсеру фильма Сергею Гармашу вовсе не под влиянием западной классики. По сюжету, воспитанница детского дома Люба (Мария Скуратова) выпускается и получает ключи от новенькой квартиры. Она счастлива и полна планов — заводит роман с крутым бойфрендом и мечтает поехать в Питер учиться на стюардессу. Вот только оказывается, что Люба не сирота: ее отец (Сергей Гармаш) жив и сидит на зоне за убийство матери. Девушка очень скоро расстается с изменившим ей парнем и отправляется на поиски негодяя-родителя, вооружившись украденным у друга пистолетом и не вполне ясным пониманием того, что же она будет делать, когда встретит папочку-уголовника. Первое, что стоит отметить, — Дмитрий Месхиев, предыдущей полнометражной работой которого был дорогостоящий и большой «Батальонъ», снял камерный, непредсказуемый, драйвовый и временами обескураживающий фильм. Даже не стоит пытаться угадать, чем обернутся для героев их приключения, — это бесполезно. Если начинается все как социальная драма про трудных воспитанников детских домов, то заканчивается как отвязное роуд-муви в духе «Беглецов». При этом некоторые сцены «Двух билетов» оказались несколько жесткими, хотя и не скатывались в чернуху. В отличие от «Ван Гогов», звезд на первом плане, за исключением Сергея Гармаша, здесь нет. Месхиев отдал большинство значимых ролей начинающим актерам: для Марии Скуратовой и Камиля Хардина это дебют в полном метре. Впрочем, они нисколько не теряются на фоне харизматичного Гармаша, который уступает молодежи больше половины экранного времени. Когда же его герой, вышедший на волю зэк Васнецов, все же сталкивается с дочерью, драма превращается в задорный, но не лишенный трогательности роуд-муви. Особенно авторскому трио, Месхиеву, Гармашу и Марии Ошмянской, даются как бы невзначай показанные житейские эпизоды российской глубинки. Некоторые остроумные моменты вроде священника в поезде или прогулки на теплоходе хороши именно своей мимолетностью и внезапностью. К тому же они моментально угадываются зрителем, и вот он уже сидит с понимающей улыбкой и совсем как к родным относится к героям Гармаша и Скуратовой. Хотя Дмитрий Месхиев, по его же словам, и пытался снять предельно современный фильм, включив в него мобильный телефон в качестве одного из главных персонажей, «Два билета домой» обладают вполне осязаемой романтичной советской атмосферой. Возможно, поэтому жесткач, проглядывающий в определенных сценах и ставший предметом обсуждения с журналистами перед премьерой, так и не случается. У Месхиева даже бывший зэк оказывается обаятельным добряком, которому просто не хватает родной души и тепла близкого человека.... подробнее
14.03.2018
Снова Мастер, снова Маргарита

Несмотря на наличие нескольких экранизаций «Мастера и Маргариты», режиссер и сценарист Николай ЛебедевЛегенда №17», «Экипаж») считает, что нам не помешает еще одна. Как сообщает пресс-служба «Марс Медиа», на съемки создатели проекта планируют потратить 800 млн рублей, а в прокат он выйдет в 2021 году. Кинематографисты обращались к произведению Михаила Булгакова не один раз: первым в 1971 году экранизировал роман Анджей Вайда, спустя год свою версию снял Александр Петрович, а Мацей Войтышко в 1990 году презентовал публике телевизионный фильм. Через четыре года к своей адаптации «Мастера и Маргариты» приступил Юрий Кара, однако премьера ленты состоялась только в апреле 2011 года. А в 2005 году вышел фильм Владимира Бортко. «То, что роман никогда не был закончен автором, и в нем остаются зазубрины — лишний повод надеяться, что удастся сделать сильную картину, так как экранизации завершенных и совершенных романов никогда не получаются равными первоисточнику», — сказал Константин Эрнст, продюсер ленты. Он также отметил, что «технологическое состояние российского кинематографа сегодня позволяет приступить к экранизации, адекватно воспроизводящей фантасмагорию булгаковского воображения».... подробнее