Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
21.05.2019 14:40

Канны — 2019: игра в «Черное зеркало» и свист авантюристов

Не дари мне, мамочка, цветочек аленький

За мутацией жанра хоррора в современном кино весьма увлекательно наблюдать. Добавь туда психологическую семейную драму, и будут «Призраки дома на холме», впрысни дозу сай-фая, и получится «Аннигиляция», смешай с генами технотриллера, и выйдет серия «Черного зеркала». Именно с этим прорывным сериалом научно-фантастический триллер «Малыш Джо» не сравнил только ленивый. И дело не в одной лишь похожести сюжета: фильм-участник конкурсной программы Канн с такой историей действительно мог бы стать серией антологии. Дело в том, что «Малыш Джо», словно младший брат, пытается брать все лучшее у модных, атмосферно выхолощенных и подчеркнуто скромных триллеров и хорроров, но не слишком удачно справляется с подачей умной, хоть и не самой свежей мысли.

Сюжет рассказывает об Элис (практически неузнаваемая после «Пустыни смерти» Эмили Бичем), биологе-экспериментаторе, которая вывела новый вид растений. В честь своего сына Джо она назвала породу цветка «Малыш Джо». Основная их задача всего-то ничего — делать людей счастливыми. Правда, для этого нужно поддерживать должную температуру и разговаривать с ними, как с детьми. Что с растением не все так гладко, замечает опытная сотрудница лаборатории Белла (Керри Фокс). Ей, конечно, никто не верит, списывая ее паранойю на нервный срыв. И в итоге первой жертвой становится сын героини, вдохнувший пыльцу растения и изменившийся до неузнаваемости. Он больше не спорит с матерью, как все подростки, становится чрезвычайно послушным, меняются все его привычки и поступки. Это больше не Джо, которого знала Элис. Постепенно все люди вокруг нее меняются, или просто становятся счастливее?



Режиссер Джессика Хауснер прекрасно знает, как правильно нагнетать обстановку, используя в качестве основных инструментов цвет и звук. Сдержанные оттенки интерьера лаборатории создают отличный контраст сочному алому цвету опасных растений. Минималистичный, с восточными нотками саундтрек вызывает неуютное чувство липкой паранойи. Медитативная камера Мартина Гшлахта долго всматривается в сумеречные блики на стенах и пустые коридоры. В стилистическом плане получается этакая смесь «Бабадука» и «Прочь». И все равно не выходит избавиться от назойливой мысли, что где-то все это, только лучше, мы уже видели.

Идея Хауснер проста — в своем оголтелом стремлении к счастью человек, наплевав на миллионы лет эволюции, начинает менять среду под себя, не особенно задумываясь о последствиях. Вообще, влияние генной инженерии на организмы — благодатная почва для триллеров. Но у Хауснер получается уж очень лобовая мораль: счастье не достижимо, а если ты и можешь получить все, что хочешь, то лишь таким вот, искусственным путем. Вместо близких — послушные зомби, вместо домашней еды — пища в коробочках, вместо счастья — его суррогат. Не зря даже сами цветы у Хауснер имеют неживой, шлангообразный вид.



Интересная идея провисает и становится совсем уж скучной к середине, хотя Джессика и продолжает старательно нагнетать обстановку. Возможно, такому сюжету было бы комфортнее в рамках эпизода антологии, но нам видится, что, останься он в точности таким же, как сейчас, проиграл бы всем лучшим эпизодам того же «Черного зеркала». «Чтобы полюбить этот фильм, надо его понюхать. Жаль, в Каннах нет 5D кинозалов», — с иронией замечает коллега-критик.

Не свисти — денег не будет

Многие критики заочно, даже еще не увидев «Свистунов», вписали их автора, румына Корнелиу Порумбойю, в список фаворитов жюри фестиваля. С первых кадров, энергично стартовавших под “The Passenger” Игги Попа, стало понятно почему: криминальная комедия «Свистуны» — какое-то эклектичное чудо из жанров, путаных сюжетных ходов и вовлекающих в свою игру персонажей, делящих родственные связи, например, с героями прекрасного ироничного сериала «Патриот». Впрочем, одобрительное приятие в зале несколько раз менялось с восторга до полного непонимания. И это для фильма Порумбойю — абсолютно ординарное явление.



Сценарий «Свистунов» одним синопсисом воскрешает в уме все лучшие авантюрные комедии — от «Блефа» до «Однажды в Ирландии», от «Мальтийского сокола» до «Искателей приключений». При этом он сдобрен мрачноватой иронией, кроющейся в диалогах, деталях и мизансценах. А история такова — на отдаленный остров Гомера, на Канарах, приезжает коп Кристи (Влад Иванов), некогда против воли сблизившийся с мафиози и теперь вынужденный то и дело разгребать их дерьмо. На этом острове древние племена придумали собственный секретный язык свиста (такой язык действительно существует) — овладели им и преступники.

Неохотно вовлеченного в операцию Кристи в кратчайшие сроки нужно обучить языку свиста, чтобы он мог выведать у члена шайки Золта (Сабин Тамбреа), куда же он дел 30 миллионов евро перед тем, как попал в лапы полиции. Кристи обучает знойная брюнетка Гильда (Катринель Менгия), планировавшая сбежать с Золтом и деньгами, разделить куш пополам и оставить боссов с носом. Теперь она заложница среди своих, ходящая по тонкому льду, и только успех операции может спасти ее и самого Кристи. Конечно же, все идет не по плану, когда незадачливого копа раскалывают коллеги и вынуждают поделиться долей…



«Свистуны» — тот самый вид авторского кино, который может быть интересен любому зрителю по всему миру — убежденному киноману, эстету или просто любителю закрученных сюжетов. Если, конечно, он до этих зрителей дойдет: например, в российски прокат фильм Порумбойю наверняка попадет с боем. В картине сюжет движется в таком темпе, что только держись, предлагает столько неожиданных смен акцентов, что голова кружится. При этом если у Порумбойю летают пули, то происходит это не менее динамично, чем у Гая Ричи, а если постановщик прибегает к отсылкам, то не просто расставляет их, как манекены в витрине, а каждую обыгрывает так, как это необходимо атмосфере. Ну когда еще выдастся шанс гомерически посмеяться над знаменитой сценой в душе из «Психо»?

Жанровое разнообразие (а местами даже творческое безобразие) в «Свистунах» тоже поражает. Фильм швыряет от черной комедии к криминалу с обязательными литрами эстетично разлитой крови, от криминального триллера к чуть ли не вестерну. Не зря же местом финальной разборки с фатальной для некоторых героев перестрелкой становятся заброшенные киношные декорации Дикого Запада. Да и подмигивания в сторону Джона Уэйна пришлись в эклектичном фильме Порумбойю очень к месту. Несмотря на такую лихорадку, фильм Корнелиу удивительно лаконичен и гармоничен. Его героям, выписывающим коленца всю дорогу, не тесно друг с другом, каждый получает свой выход на авансцену этого спектакля, который вы еще долго не сможете забыть.



В России премьера «Свистунов» пока что заявлена на декабрь.

Автор: Ксения Щербакова
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
140
Голодные игры: И вспыхнет пламя
The Hunger Games: Catching Fire (8.10)
142
Рестлер
The Wrestler (8.10)
143
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
144
Рокки
Rocky (8.10)
145
Сука-любовь
Amores perros (8.10)
146
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
147
Пленницы
Prisoners (8.10)
148
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
149
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
весь топ