Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
01.04.2019 15:58

Слона-то мы и не приметили. Рецензия на фильм «Дамбо»

Часто, когда крупная студия нанимает именитого постановщика, ассоциирующегося у зрителя с особым визуальным стилем, и строит всю рекламную кампанию на приманке вроде «от режиссера-визионера», результат не сулит ничего хорошего. Именно по такому сценарию развивается новый проект всепоглощающей корпорации Disney, продолжающей каннибализировать свою же интеллектуальную собственность. В их «Дамбо», игровом ремейке мультфильма 1941 года, от Тима Бертона осталась лишь мрачная тень тех мотивов и художественных приемов, которыми режиссер влюбил в себя буквально всех на стыке двух тысячелетий. Его всегда отличала странность тем и персонажей, а гротескный стиль не позволял спутать имя постановщика с чьим-то другим. Сейчас же перед нами простейшая, притянутая за огромные слоновьи уши история, которая в нелепой погоне за блокбастерным статусом теряет всю душевность.

События развиваются сто лет назад. Некогда срывавший аншлаги цирк на колесах под руководством экспрессивного Марка Медичи (Дэнни ДеВито) заканчивает свое турне по Америке в состоянии, близком к банкротству. Новых номеров нет, платить артистам нечем. Это понимает и вернувшаяся с фронта бывшая легенда цирка Холт Фэрриер (Колин Фаррелл), который потерял руку на войне и жену во время эпидемии. Марк назначает давнего друга присматривать за слонами, тем более он только что потратил чуть ли не последние сбережения на покупку слонихи Джамбо, которая вот-вот должна родить новую звезду шапито. Однако слоненок, впоследствии получивший немного оскорбительную кличку Дамбо, появляется на свет со своеобразным дефектом — огромными ушами. У цирковых артистов они вызывают смех, у Медичи — гнев, у публики — презрение, и только у детей Холта, Милли (Нико Паркер) и Джо (Финли Хоббинс), — искреннее умиление. Им-то впервые и открывается главная особенность слоненка.



Воодушевленные умением летать Дамбо, Милли и Джо втайне ото всех, включая отца, начинают репетировать свой цирковой номер. У них есть только один шанс доказать уникальность слоненка многочисленной публике. Немного неуклюже и скорее спонтанно Дамбо в конечном итоге взмывает под полосатым цирковым шатром, заставляя заскучавших зрителей подавиться купленным попкорном. Тут начинается новая глава в истории цирка Марка Медичи, и молва о летающем слоне моментально разносится по всем четырем сторонам света, достигая богатого, энергичного и настойчивого предпринимателя В. А. Вэндевера (Майкл Китон). Он тут же загорается желанием заполучить сулящего прибыль слоненка и сделать из него звезду своего парка развлечений «Сказочная страна»...

Весь этот сюжет ироничен донельзя. История о том, как большой бизнес поглощает маленькие производства и авторские мысли, выходит под крылом студии, которая является могущественным конгломератом, монополизирующим рынок. Проще говоря, все это видится так: был такой режиссер Тим Бертон (это персонаж ДеВито), живший в своем мире (цирк), был верен ему, получал удовольствие от того, что делал, но не имел стабильного дохода. Его эксцентричность и причудливость были широко известны и породили так называемый режиссерский почерк (условный летающий слоненок). И тут, с ослепительной улыбкой и в белом костюме, пришел Уолт Дисней (персонаж Китона), пообещал вернуть былое величие делу его жизни и гарантировал автору сохранность его сущности (то есть слоненка). Правда, при этом режиссеру нужно стать частью одного развлекательного предприятия, именуемого Disneyland (созвучно с Dreamland). Вот только осознана ли эта ирония?



При этом заявить, что от Тима Бертона в «Дамбо» осталось лишь имя в титрах, будет неправильно. Чувствуется, что режиссер сделал все, что было в его силах. Например, визуально картина безумно красива, даже несмотря на то, что от фирменной бертоновской мрачности тут буквально одна сцена — в остальном она кажется здесь неуместной. Большинство пейзажей, утрене-рассветных, солнечно-дневных и вечерне-закатных, насыщены нежными цветами и лишь усиливают сентиментальное настроение фильма. Однако Дамбо — типичный бертоновский герой, такой же аутсайдер и изгой, которых он воспевал в своих лучших работах: «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Эд Вуд» и «Эдвард руки-ножницы». Да и музыка постоянного коллеги режиссера, композитора Дэнни Элфмана, слабо, но навевает воспоминания о былых славных временах двух мастеров своего дела.



Безусловно, актерский состав фильма — еще один его неоспоримый плюс. Фарреллу всегда удавались печальные образы (с такими бровями и вовсе кажется, что вот-вот он взлетит вместе с Дамбо, стоит ему только чихнуть), и ветеран войны, лишившийся жены и потерявший связь с детьми, как раз из таких. Но правит бал Дэнни ДеВито, который здесь настолько забавный, яркий и живой, что можно смело заявить: за долгие годы это его лучшая киноработа. Экранное воссоединение с Майклом Китоном также не прошло незамеченным, правда, в отличие от своих партий в «Бэтмен возвращается», актеры поменялись сторонами. Злодей из Китона получился очень обаятельный, его манерность и вычурность лишь подчеркивают образ экстравагантного, но бездушного бизнесмена. На правах новой музы режиссера (с женой он развелся, а карьера Джонни Деппа все еще трещит по швам) в фильме появилась и Ева Грин, сыгравшая у Бертона главную роль в «Доме странных детей Мисс Перегрин». Тут ее партия сведена к эпизодическому появлению в качестве пассии В. А. Вэндевера и цирковой «королевы воздуха».



К сожалению, ни убедительный актерский состав, прекрасно отыгрывающий классические модели взаимоотношений, ни дивно анимированный Дамбо, трогательно пытающийся воссоединиться с матерью, не позволяют фильму взлететь до уровня душевного поучительного кино. Сама история очень добрая и доступная для детей, но то, с какой натужностью создатели навязывают сентиментальное настроение происходящему, вызывает скорее жалость, а не сопереживание. Жалость не к беззащитному слоненку, а к бессодержательному сценарию фильма, который по сути своей не предлагает ничего нового, а лишь растягивает часовой мультфильм, заполняя появившееся пространство лишними сценами, штампами и дешевыми эмоциональными ловушками. Остается надеяться, что эта угодливость зрителю в исполнении Тима Бертона — лишь попытка собрать финансирование для долгожданного и уже обещанного сиквела «Битлджуса», где за подобную заурядность постановщика уже никто не простит.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
24
Семь
Se7en (8.70)
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
26
Подозрительные лица
The Usual Suspects (8.70)
28
Психо
Psycho (8.70)
29
Ход королевы
The Queen’s Gambit (8.70)
30
Окно во двор
Rear Window (8.70)
31
Эта замечательная жизнь
It's a Wonderful Life (8.70)
33
Помни
Memento (8.60)
весь топ