Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
05.06.2018 23:30

«Кинотавр — 2018». Тренинг личностного роста от Охлобыстина

Если вы постоянно попадаете в неприятности, не можете устроиться в этом мире или не находите общий язык с родными, не спешите записываться на курсы саморазвития, коих так много расплодилось в последнее время. Фильм Михаила Расходникова «Временные трудности» вполне может заменить их впечатлительному зрителю, хотя его терапевтический эффект вряд ли продлится долго. Единственный автор, до этого ни разу не бывавший на «Кинотавре», привез сюда свою вторую работу и сразу же собрал полный зал. Во время просмотра драмы публика, предыдущий показ (постдок «Мира» Дениса Шабаева) просидевшая в напряженном молчании, наконец расслабилась, временами смеялась, местами даже аплодировала и ушла удовлетворенная. Только ненадолго…

По сюжету, у обычного советского работяги сталелитейного завода рождается сын с ДЦП. Перфекционист и стахановец Ковалев (Иван Охлобыстин) не приемлет ни дефектов на производстве, ни слабостей других людей, а потому не желает относиться к мальчику «по-особенному». Он заставляет ребенка-инвалида самостоятельно себя обслуживать, помогать матери и делать все то, что делают здоровые дети. Для Саши (Илья Рязанов), которому даже завязывание шнурков все равно, что эстафета, детство превращается в ад, особенно когда не в меру суровый отец устраивает совсем уж изощренные испытания. То Ковалев-старший выбросит мусор на постель мальчика, потому что тот не успел «поймать» мусоровоз, то оставит без фильма, а то и вовсе заставит ползти через лес в надежде, что Саше все это надоест, и он пойдет своими ногами. И идет же… Только при этом люто ненавидя собственного родителя.




Несмотря на, казалось бы, заранее выигрышную фестивальную тему об «особенных детях» Расходников не педалирует инвалидность своего героя, чья история, кстати, основана на жизни реального успешного бизнес-консультанта с ДЦП Аркадия Цукера. Автора скорее интересует новое звучание вечного вопроса об отношениях отцов и детей. Эта самая проблема во «Временных трудностях» приобретает новую краску: как любить близкого человека, который из самых лучших побуждений измывается над тобой? В первой половине картины, снятой одиозной, но, видимо, вставшей на путь исправления студией Enjoy Movies, режиссер мастерски показывает отношения своих непростых персонажей. Их так же блестяще отыгрывают юный Илья Рязанов и мощный в своем мрачном немногословии Иван Охлобыстин.



В этом первом акте драмы о тяжелом взрослении есть и тонкий юмор, и живые эмоции, и ностальгия по поздним советским годам с мыльницами-лягушками, школьной униформой и поездками в «Артек». А вот ближе к третьему акту, который условно можно назвать «Месть униженных и оскорбленных», сюжетная канва ленты разваливается. История настолько стремительно начинает катиться к бестолковому и какому-то неубедительному хэппи-энду, что быстро растрачивает все свое обаяние, а главное — теряет нерв в отношениях отца и сына. А ведь герой Охлобыстина имел потенциал Милдред Хейс в брюках: такой же упрямый и невыносимый обладатель наглухо запрятанного золотого сердца, полного любви к своему ребенку.



Тем не менее «Временные трудности» с новой стороны открыли для нас Риналя Мухаметова — того самого пришельца из «Притяжения» Федора Бондарчука. Оказалось, 28-летний актер обладает такой выразительной пластикой, что буквально физически перерождается в соседних сценах с параличом и немного нелепым шоу для потенциальных клиентов. Вообще, актерский состав спасает Михаила Расходникова и его авторскую группу в не самых оправданных сценарных решениях. Иногда кажется, что они так хотели выгородить персонажа Охлобыстина, так стремились создать правильное впечатление о нем у зрителей, что переборщили с оправдательными речами, хотя они были и вовсе не нужны.

И все же «Временные трудности», как все современное российское кино, обязательно найдет своего зрителя. Его камерность, доверительная манера съемки, теплые тона, харизма актеров и, конечно, выбивающие улыбку «Крылатые качели» подкупают зрителей и оставляют после себя благостное ощущение.



Того же не скажешь про трудный для восприятия жанровый эксперимент Дениса Шабаева «Мира». Документалист Шабаев, выигравший на «Кинотавре — 2016» приз за лучший дебют, и на сей раз изменять себе не стал: снял практически документальную ленту о словаке, приехавшем из Лондона на Донбасс реставрировать памятники советской культуры. Звучит сюрреалистично, но эта история — абсолютный факт, хотя и вымысел в ней имеется. И вот как раз это причудливое переплетение постановки и документалистики предлагается разгадать зрителю.



На первый взгляд история и ее центральный герой Мирослав «Мира» Рогач выглядят непримечательно, даже блекло. Но за серыми буднями, пыльными интерьерами, разговорами разнорабочих, как будто нечаянными пролетами на самом деле продуманной камеры скрываются все наши наболевшие вопросы. О том, что война нужна человеку гораздо больше мира, что тоска по прошлому (времени, чувствам, отношениям) у нас в крови, что на самом деле никто не является героем — все лишь ищут лучшей участи, мимоходом помогая кому-то еще.

Смотреть «Миру» бывает тяжело: приходится вылавливать важные мысли в пьяном бубнеже, обрывающихся разговорах по скайпу, мурлыкании песенки под нос не героев — настоящих людей. Но для тех, кто задастся такой целью, мечущийся Мира превратится в близкого по духу и все же довольно экзотического, а потому интересного для изучения персонажа.



Интересно еще и то, что два столь непохожих — по формату, теме, конечному адресату — фильма стоят в расписании смотра рядом. Возможно, это лишь наглядная иллюстрация слов президента фестиваля Роднянского о том, что «Кинотавр» соблюдает идеальный баланс между авторскими экспериментами и кино, тяготеющим к открытому диалогу с широкой аудиторией. А, может, это послание о том, что все, чего нам не хватает, — это мир. И между народами на Донбассе, и внутри одной семьи, и в противоречивом российском кинематографе.

Фото со второго конкурсного дня фестиваля предоставлены пресс-службой ОРКФ «Кинотавр».
Поделиться:

Фото по теме

Премьеры
10.01
Темное зеркало
Look Away
10.01
Снежные гонки
Racetime
10.01
Путь домой
A Dog‘s Way Home
10.01
Химера
Braid
все премьеры

Топ 250
208
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
209
21 грамм
21 Grams (7.90)
210
300 спартанцев
300 (7.80)
211
Мальчишник в Вегасе
The Hangover (7.80)
213
Люди Икс: Первый класс
X-Men: First Class (7.80)
214
Социальная сеть
The Social Network (7.80)
215
Пипец
Kick-Ass (7.80)
217
Гарри Поттер и узник Азкабана
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (7.80)
весь топ