Билл Скарсгард: «На съемках ''Оно'' детей держали подальше от меня»
Есть много каноничных персонажей хорроров, но, пожалуй, самым узнаваемым является клоун Пеннивайз — пожиратель детей, придуманный Стивеном Кингом как воплощение абсолютного зла, преследующего маленький городок Дерри в эпичном романе «Оно». Когда в 1990 году книга была адаптирована под формат мини-сериала, Тим Карри превратил персонажа в живую, дышащую силу зла, заставляющую зрителей цепенеть от ужаса своей зловещей улыбкой и голосом и укоренившую в целом поколении детей страх перед клоунами.
В новой экранизации романа Стивена КингаПеннивайза играет Билл Скарсгард, который полностью переосмыслил этого персонажа. Киноманы, выросшие на версии Тима Карри, могут несколько удивиться, так как здесь мы имеем дело с совсем другой интерпретацией образа — Пеннивайз Скарсгарда не такой напористый и наглый, а, скорее, более зловещий и по-змеиному вкрадчивый.
В интервью Билл рассказал, как он создавал голос Пеннивайза, копаясь в собственных страхах, о работе с юными актерами и многое другое.
Одним из самых запоминающихся нюансов образа Пеннивайза Тима Карри был его голос. Каким он будет в новом фильме, как будет звучать?
Я обыгрывал разные варианты звучания, и в процессе все менялось. Сначала это была работа с абстрактным образом, ведь я не знал, как клоун выглядит в полном гриме, и просто искал звучание, которое максимально бы резонировало с аудиторией. Постепенно мы что-то добавляли, и когда я увидел себя в образе, все начало проясняться.
Пеннивайз — интересный персонаж, потому что он текуч и изменчив, он источает флюиды ужаса, проецируя страхи детей, которых он мучает. Каково было играть то, что пугает?
Ну, у меня есть и собственные чувства, так что вы видите и мои страхи тоже. (Смеется). Важная часть работы над персонажем заключается в том, чтобы спросить себя — какие вещи меня по-настоящему нервируют? Потом просто исследуешь это и включаешь в образ. С точки зрения производительности твои собственные страхи только улучшают результат. По сути, то, что вы в конечном итоге увидите в фильме, — это мои собственные глубочайшие фобии, воплощенные в этом персонаже. (Смеется).
Очевидно, что это чрезвычайно абстрактный характер. Это сущность, принимающая форму клоуна. Для начала нужно было выяснить, что же это за сущность, а только потом создавать самого клоуна. Мне хотелось, чтобы то самое «оно» проглядывало сквозь эту личину. В оригинальной книге есть строка, в которой говорится, что «клоун был его любимой формой». Оно предпочитало принимать такой облик. Почему он так этим наслаждался? Я попытался ответить на этот вопрос, воплощая персонажа, и было действительно интересно.
Часто, когда актер играет роль, уже сыгранную до него, он старается не смотреть предыдущий вариант. Но исполнение Тима Карри стало каноном. Как вы справились с этим и как привнесли что-то свое?
Я разобрался с данным вопросом еще до того, как взялся за работу. Я посмотрел мини-сериал, и он хорош. Да, исполнение Тима Карри великолепно, но для меня очевидны достоинства и нашего проекта. Дело в том, что люди, впервые прочитавшие книгу, видят своего Пеннивайза. И зрители, посмотревшие мини-сериал, тоже видят своего Пеннивайза, уже другого. Существует уже две версии, две интерпретации. Таким образом, в некотором смысле, существует бесконечное количество разных Пеннивайзов.
Я смотрел мини-сериал и высоко оценил работу Тима Карри, но сейчас мы делаем нечто совершенно другое. Я не видел бы смысла создавать фильм, похожий на тот, который уже вышел, поэтому я не пытался слишком много думать об этом. Я просто очень старался создать свою собственную интерпретацию персонажа Стивена Кинга.
Почти в каждой сцене участвуют дети. Как вы работаете с юными актерами, учитывая тот факт, что вы должны постоянно их пугать?
Дети в нашем фильме великолепны. Нам действительно повезло с тем актерским составом, который в итоге получился... Мы старались держать их подальше от меня, чтобы получилось создать настоящее напряжение между ними и Пеннивайзом. К тому же они уже снимались вместе около месяца, прежде чем мы приступили к сценам с участием жестокого клоуна.
Некоторые моменты были довольно напряженными и интенсивными физически, и как-то раз я даже решил убедиться, что с одним из пацанов все в порядке. А он мне такой: «Да, это здорово, чувак! Это удивительно! Мне нравится, что ты вытворяешь с персонажем!». Он так разволновался, и это было настолько трогательно, что я понял — я имею дело не просто с детьми. Это настоящие маленькие актеры. Просто поощряйте их, и они отлично справятся с работой и придумают собственные идеи. Они очень умные и творческие люди. С ними было здорово работать. Единственный актер, с кем пришлось работать аккуратнее, — это исполнитель роли Джорджи, самый молодой из них, ему семь лет. Было видно, что он чересчур впечатлен моим видом в ливневом стоке. (Смеется). Но в реальной жизни мы большие друзья!
Мне нравится работать с Энди, он потрясающий. В процессе съемок мы здорово подружились, у нас появилась особенная связь. У нас обоих были схожие представления о том, что мы хотели бы сделать с персонажем. Это началось в процессе кастинга и продолжалось на протяжении всего производства. Мне даже кажется, что мы толком-то и не обсуждали моего персонажа, потому что и без этого всегда были на одной волне в наших действиях. Это не такое уж частое явление, как хотелось бы, в отношениях актера и режиссера, и я с нетерпением жду возможности поработать с ним в будущем.
Вы сказали, что использовали оригинальную книгу Стивена Кинга при проработке персонажа...
Разумеется! Адаптированный сценарий не может передать всю глубину этого героя, он просто показывает его мистическим. Что касается меня, то я должен понять его и прочувствовать, чтобы показать что-то еще, помимо мистики. В книге есть много замечательных глав, в частности глава, где оно является рассказчиком, и вы слышите его мысли. Зачем он здесь? Что ему нравится? Что не нравится? Так что это был хороший источник материала. С этим персонажем происходит гораздо больше, чем нам показывают, и, надеюсь, мне удалось передать эту его богатую и насыщенную внутреннюю жизнь.