Ироничное прощание. Рецензия на пятых «Трансформеров»
Есть режиссеры, имена которых ассоциируются с конкретными франшизами. Майкл Бэй — один из них. И сначала он хорошо начал «Плохими парнями», но потом переключился на больших металлических ребят, которые, не поделив свою планету, прибыли выяснять отношения на нашу. И вот в прокат выходит уже пятая часть истории об автоботах, десептиконах и людях, которые упорно пытаются доказать, что они что-то значат в сражении титанов…
Лидер автоботов Оптимус Прайм прибывает на Кибертрон и не узнает свою родину. От некогда могущественной и процветающей планеты остались только воспоминания — она медленно умирает. Однако шанс на спасение есть: нужно отправиться на Землю и выкачать жизненную силу из нее. Именно эту мысль внушает Оптимусу та, что называет себя Создателем. И повинуясь ее внушению, Оптимус решает спасти родной Кибертрон… ценой жизни Земли.
В пятый (и по собственному клятвенному заверению — в последний) раз у руля «Трансформеров» встал Майкл Бэй. В актерском составе собрались Марк Уолберг, Джош Дюамель, Джон Туртурро, а также непонятно каким образом попавший в эту компанию гениальный сэр Энтони Хопкинс. Автором музыкального сопровождения для драматических и пафосных моментов традиционно выступил Стив Яблонски.
В новых «Трансформерах» есть все составляющие, за которые зритель любит (или, наоборот, недолюбливает) франшизу. Современная графика тут соседствует с параноидальным Туртурро, экшен зачастую затевается исключительно ради экшена, круговая съемка при каждом удобном моменте, главный герой изо всех сил морщит лоб, делая вид, что разбирается в ситуации, а героиня не забывает как по расписанию приоткрывать рот (Меган Фокс-style) на каждом крупном плане. Словом, есть все, кроме законов логики и физики, но их Бэй и так нечасто использует в своих лентах. И новые «Трансформеры» исключением не стали.
Можно, конечно, укорить Майкла Бэя в том, что при съемках своих фильмов он возводит экшен в абсолют. Что основным саундтреком у него выступает симфония разрушения со скрежещущим металлом в качестве первой скрипки. Что драматические сцены носят очень и очень условный характер. Что датчик пафоса зашкаливает, особенно в момент патриотических речей. И так далее, и тому подобное. Однако авторы всех этих претенезий неизменно раз за разом голосуют за «Трансформеров» долларом, рублем и юанем, тем самым мотивируя боссов Paramount продолжать франшизу. Они идут в кино, чтобы увидеть то, что потом будут ругать. И каждый раз возмущаются тем, что ничего не меняется. В общем, критиковать режиссера за выпуск очередного «бадабума без души», который соберет сотни миллионов в прокате, нет никакого смысла — предложение рождается спросом.
Но учитывая «прощальное» настроение Бэя (как-никак он отдал этой франшизе десять лет), становится понятно, что он не мог просто снять очередной «бадабум» продолжительностью в два с половиной часа. Поэтому фильммейкер решил очень тонко и аккуратно подшутить над большинством собственных клише, которые кочевали из одной части в другую, благо опыт в создании ироничных лент у него имеется. В некоторых сценах режиссер высмеивает то героиню с приоткрытым ртом, то излишний пафос в музыкальном сопровождении, то наполненные высокопарностью речи Оптимуса Прайма, то автобота, который остается автоботом, если ему приварить руку десептикона. И эти моменты, во-первых, смотрятся по-настоящему забавно: режиссер сам посмеялся над внушительной частью того, за что его критиковали. А во-вторых, нам показали главное — отношение постановщика ко всему этому глуповатому балагану. Как оказалось, самоиронии Бэю не занимать.
Доводит все до абсурда забавная парочка: пожилой лорд и его робот-дворецкий. Роль первого и исполняет Энтони Хопкинс, явно получая море удовольствия от происходящего вокруг. Да, он актер широчайшего диапазона, но это совершенно не мешает ему с серьезным видом валять дурака. И вообще, этот профессионал уже всем все давно доказал. А теперь лишь продемонстрировал, что его амплуа не ограничивается образами каннибала-эстета, римского полководца или экскурсовода смерти. Он может очень удачно вписаться и в откровенный балаган любого «майклбэя».
За несколько месяцев до премьеры Хопкинс всех сильно удивил, выложив в открытый доступ письмо, в котором назвал Майкла Бэя гением. Это, безусловно, подливало масла в огонь зрительского любопытства. Как оказалось в итоге, Бэй действительно талантливо посмеялся сам над собой. И если это и впрямь станет последней работой режиссера у руля франшизы, то прощание получилось очень ироничным. За исключением же этой иронии все без изменений — перед нами типичный Майкл Бэй.