Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
30.11.2016 20:15

Они сражались за Родину. Рецензия на «28 панфиловцев»

Свершилось. С момента появления идеи сценария до премьеры фильма «28 панфиловцев» прошло восемь лет. Долгий срок. Столь длительное время не оправдывающиеся ожидания имеют свойство рассыпаться в прах. Но у этого проекта верный зритель, и теперь он с лихвой вознагражден за ожидания. Потому что эта картина есть победа. Победа честного, внятного, содержательного искусства над тем неназываемым, что составляет львиную долю отечественной кинопродукции периода новейшей истории.

Ноябрь 1941 года. Операция немецко-фашистских захватчиков «Тайфун» — наступление на Москву — в самом разгаре. У разъезда Дубосеково, в 117 километрах от столицы, четвертая рота второго батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Панфилова вступает в бой с многократно превосходящими силами противника, гибнет практически в полном составе, но останавливает наступление немецких танков.



Собственно, этот фрагмент сухой военной сводки и составляет сюжет. «Мы снимаем кино про танковый бой», — говорил в интервью сценарист и режиссер Андрей Шальопа. И не обманул: мы имеем один детально выписанный, изумительно снятый зимний танковый бой и подготовку к нему. Ничего лишнего. Коротко и по делу. Оттого по силе воздействия фильм подобен лучшим образцам советской военной драмы. А в российском кино о Великой Отечественной ничего подобного просто не было. Авторы создали прецедент, эталон, на который, как бы пафосно это ни звучало, отныне будут если не равняться, то непременно оборачиваться.



Причем его нельзя назвать эталоном исключительно патриотического кино. Кроме прочего, «28» — простой пример безупречного фильма. Огромная кропотливая работа стоит за каждым кадром, каждой нотой, каждым диалогом. Теперь фильмы не расходятся на цитаты, но в советское время «28» разошелся бы непременно: сценарная основа пробы высочайшей. Михаил Костылев написал прекрасную, до мурашек пробирающую, строгую и торжественную музыку. Камера Никиты Рождественского осторожна и предельно точна, а монтаж Виталия Виноградова позволяет не упустить ни одной детали в панораме грохочущего ада передовой. Вообще все, ответственные за визуальную составляющую картины, достойны всяческих похвал: абсолютная достоверность при отсутствии спекулятивного гиперреализма — их огромная заслуга.



«28 панфиловцев» не только чрезвычайно зрелищное и страшное, но и красивое кино. И так и надо: это работает на идею и задачу. Ведь фильм о подвиге. Подвиг должен быть не просто показан, он должен быть воспет. И воспет высоким слогом. Крупный мазок, штампы как краски, гибель — красна. «Ну а как по-другому?», — довольно усмехается, глядя в бинокль на первые подбитые танки, отважный политрук Клочков за три часа до смерти. И здесь именно так. Каждый из замечательного актерского состава (не звездного, за исключением, пожалуй, Александра Устюгова) играет словно бы собирательный образ, сразу множество бившихся за отечество героев.



Умирая в бою один за другим, они становятся легендой прямо здесь, на наших глазах. Легендой, которая необходима не меньше, чем память о павших, и которая как раз и есть надежнейшая из форм памяти. Эхо подвига кругами расходится по реке времени и в прошлое, и в будущее. В одной из лучших сцен бойцы, выдвигаясь на позиции, вспоминают истории о трехстах спартанцах и семи самураях, еще не ведая, что уже уходят в вечность и тоже станут символом. Очень, очень сильно.



Немцы показаны в картине той самой «силой темною, проклятою ордой», у них нет лиц, нет личностей. Огромная, несокрушимая, страшная сила, разумная машина смерти, не щадящая никого, но споткнувшаяся там, у Дубосеково. Они не говорят, только «лопочут по-басурмански». А говорят герои. «Сегодня, хлопцы, за Родину помирать не треба. Сегодня за Родину пожить треба», — объясняет задачу в блиндаже сержант Добробабин. «Насмерть не надо, надо намертво. Слышите разницу? Чтобы намертво стоять, живым надо быть», — приветствует идущих на смерть комбат Решетников.



Они сражались за Родину, стояли намертво, стояли насмерть, стоят каменными исполинами на Волоколамском шоссе. И теперь навсегда увековечены в замечательном фильме Кима Дружинина и Андрея Шальопы. В кино идти можно и нужно всей семьей и без попкорна. Идти и смотреть, как они жили и умирали. И как вообще вести себя единственно правильным образом, когда на пороге враг.
Поделиться:

Топ 250
107
Убить Билла
Kill Bill: Vol. 1 (8.20)
108
Донни Дарко
Donnie Darko (8.20)
109
Казино
Casino (8.20)
110
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
111
Нечто
The Thing (8.20)
112
На игле
Trainspotting (8.20)
113
День сурка
Groundhog Day (8.20)
114
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
115
Останься со мной
Stand by Me (8.20)
весь топ