Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
30.04.2016 15:48

Ларсу фон Триеру — 60!

Сегодня бунтарь, любитель эпатажа и просто один из самых противоречивых режиссеров современности Ларс фон Триер стал немного старше.

Свой первый фильм он снял в 11 лет и с тех пор не выпускал камеру из рук. Полнометражным дебютом Ларса была картина «Элемент преступления» — первая часть «Трилогии Е», куда также вошли «Эпидемия» и «Европа». Три фильма не связаны между собой сюжетом или стилистикой, но их пронизывает общая идея пагубности наивного идеализма, которая затем вновь возникла в таких известных работах датского режиссера, как «Догвилль» и «Танцующая в темноте».

Но настоящие признание и слава пришли к фон Триеру благодаря европейскому ответу на «Твин Пикс» — сериалу «Королевство» (Riget), рассказывающему о призраках, фобиях, зловещих клиниках и прочих ужасах. Именно за эту жизнеутверждающую работу мастер получил прозвище фон Триллер. А после, доказывая собственную многоплановость, он создал одну из самых титулованных своих картин — «Рассекая волны» — о настоящей человеческой жертвенности и относительности морали. Эта лента открыла трилогию «Золотое сердце», посвященную бескорыстным светлым душам.



За «Рассекая волны» кинодел получил Гран-при жюри на кинофестивале в Каннах. Но, конечно, Триер не мог просто прийти на церемонию, сказать речь и забрать награду (все это так банально) — он прислал на фестиваль свое фото в килте. Следующий фильм, «Идиоты», режиссер создавал в соответствии с «Догмой 95». Ларс фон Триер и Томас Винтерберг составили этот манифест, чтобы бросить вызов традициям мейнстримового кинематографа. К манифесту прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти строгих правил, ограничивающих возможности режиссера (например, нельзя было использовать спецэффекты, реквизит и декорации). Целью всего этого было «выжать правду из персонажей и обстоятельств», чего и добился фон Триер в «Идиотах» — истории о людях, сознательно выбравших путь юродства.



Трилогию «Золотое сердце» закрыла трогательная музыкальная драма «Танцующая в темноте», где главную роль исполнила исландская певица Бьорк. Фильм получил главный приз Каннского кинофестиваля, но Триер не собирался почивать на лаврах. Следующую его работу, «Догвилль», до сих пор анализируют критики и исследователи кино. Лента, созданная в традициях театральных постановок Бертольта Брехта, показывает, как легко хорошие люди, ощущая полную безнаказанность, превращаются в плохих. Этот проект положил начало неоконченной трилогии с саркастичным названием «США — страна возможностей».



Самой скандальной и противоречивой в творчестве фон Триера получилась, пожалуй, «Трилогия депрессии». Ленты «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка» объединены библейской символикой и всегда интересующей Ларса темой амбивалентности добра и зла, нравственности и безнравственности. Жестокий, абсолютно не щадящий зрителя «Антихрист» посвящен подсознательным страхам и хаосу, который режиссер передает через образы природы и женщины. «Меланхолия», повествующая о конце света как об очищении, напротив, внушает чувство гармонии и баланса. А провокационная «Нимфоманка» в очередной раз дала понять: фон Триер с удовольствием пойдет на все, чтобы сделать зрителю неудобно и выдернуть его из привычной системы координат.



Бросивший школу Триер так и остался вечным бунтарем: все его фильмы говорят о том, о чем в приличном обществе принято молчать. А ведь именно такие люди — ощущающие свою инаковость и восстающие против традиции — и двигают искусство вперед.

Подробней о творчестве скандального режиссера можно почитать в нашей рубрике Культ киноличности.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
112
Казино
Casino (8.20)
113
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
114
Нечто
The Thing (8.20)
115
На игле
Trainspotting (8.20)
116
13 причин почему
13 Reasons Why (8.20)
117
День сурка
Groundhog Day (8.20)
118
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
119
В порту
On the Waterfront (8.20)
121
В поисках Немо
Finding Nemo (8.10)
весь топ