Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
12.04.2016 21:27

Для начала игры нажмите «старт». Рецензия на «Хардкор»

На экраны вышел российский фильм «Хардкор», чья премьера прошла на фестивале в Торонто, привела в экстаз западных критиков и мгновенно сделала его режиссера Илью Найшуллера самым перспективным новичком в Голливуде. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Только отчасти. Все-таки спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым боевик — это проект совместного производства России и США, а второстепенные роли тут играют Шарлто Копли и Хейли Беннетт. Да и прием со съемкой от первого лица, который стал главной приманкой во всех рекламных материалах, использовался в индустрии и раньше. Но то были неудачные попытки. «Хардкор» же — действительно первая крупная картина такого плана, и запомнится она именно как российское детище.

А это исторически момент, учитывая, что отечественное кино в последнее время обязательно кого-нибудь да раздражает. Стабильно собирающие кассу низкосортные комедии и российские «блокбастеры» вызывают ярость у интеллектуалов и синемафилов. Артхаусные драмы, выигрывающие призы в Каннах, приводят в праведный гнев чиновников и массового зрителя, ведь они якобы позорят и очерняют страну. «Хардкор» здесь не исключение: найдутся недовольные индивиды, которые обязательно расскажут, чем фильм плох. Но гораздо важнее, что это кино удивляет абсолютно всех. А удивление — одно из самых приятных переживаний, которое можно вынести из кинозала.



Весь фильм зритель наблюдает происходящее от лица главного героя Генри. Ракурс съемки ни разу не меняется: все время ваши глаза — это глаза Генри, даже когда ему их вырывают из черепа. При том, что для режиссера это дебют в полном метре, а бюджет у фильма совсем небольшой, визуально и технически картина сделана просто отлично. Заметная кое-где простенькая компьютерная графика совершенно не портит впечатление, а избранный Ильей необычный метод съемки не вызывает у публики нежданных естественных позывов. Техническая группа придумала особую систему стабилизации кадра, ведь весь фильм снят на камеры GoPro, закрепленные на головах каскадеров, которые «играли» главного героя. Их, к слову, было больше десяти, так что ответить на вопрос «Кто именно исполняет роль Генри?» можно только так: «Вы, дорогой зритель».



И пусть вас не смущают вырванные глаза. Эксплуатационное кино? Не совсем. Все же Генри — киборг, созданный из тела покойника. Сразу вспоминается «Робокоп», и таких отсылок к популярной культуре и классике кино в фильме целый набор. Картина полна насилия и крови, но из-за того, что самые жестокие моменты связаны как раз с киборгами нельзя сказать, что они чрезмерно жестоки или противны. «Хардкор» — отличный образец веселого насилия, которое совсем не отвращает, хотя иногда и хочется чуть-чуть прищурить глаза. Именно прищурить, а не закрыть их рукой, потому что преступлением было бы пропустить хоть секунду задора и вакханалии, творящихся на экране.



Фильм полон движения, но, конечно, загнать его в рамки роуд-муви, ярчайшим представителем которого является «Безумный Макс», тяжело. Точнее будет определение «фильм-погоня». Половина беготни приходится на узнаваемые места Москвы. Старый Арбат, где случились преследование и снайперский расстрел, — всего лишь одна из локаций, которые без проблем можно посетить в живую. Сами сцены, нагнетая невероятный темп фильма, меняются динамично и совершенно дико. Герой бежит по дворам, вскарабкивается на высотку, дерется в лифте, спрыгивает со здания, продолжает бежать, бежать и бежать, иногда заскакивая в помещения вроде борделя, чтобы отдышаться, пообщаться со второстепенными персонажами и получить новую сюжетную цель. Общается он исключительно жестами — получилось так, что ему не успели установить речевой модуль. Простой и изящный ход дополнительно погружает киноманов в фильм: каждый раз вы сами можете представить, что бы сказали на месте Генри. Этот подход с немым центральным персонажем давно используется в шутерах для большего отождествления игрока с его героем и даже был символически высмеян в первой части игры Bioshock. Итак, спустя пять минут передышки Генри уже гонится за негодяями на мотоцикле, еще пара минут, и висит на тросе под вертолетом, падает в поле, добирается до леса и нарывается на выстрел прямой наводкой из танка. Все безумство занимает один день, упакованный в почти два часа экранного времени. Фильм просто не успевает надоесть.



Влияние видеоигр на «Хардкор» очевидно. Те, кто играет в них, сразу заметят не только легкие заимствования, но и пародии на знаменитые игровые механики. Например, Генри, как и игрок в большей части шутеров, получает задания в виде «Тебе надо идти туда-то, вопросы потом». В принципе, динамичными перестрелками и изощренными трюками можно было бы наслаждаться и вовсе без сюжета. Но в фильме есть простая и пристойная история, которая вновь отсылает к поп-культуре, а именно к фантастическим фильмам конца прошлого века. Собранный по частям Генри узнает в воскресившем его инженере свою жену. Внезапно на лабораторию нападет злодей Акан, которого играет Данила Козловский, каким на экране его еще не видели, и похищает супругу героя. Нехитрая завязка — именно то, что нужно для ленты такого типа. По пути Генри встречаются несколько второстепенных персонажей, самым колоритным из которых является Джимми (Шарлто Копли). Он сопровождает героя весь фильм и приводит его на рандеву к злодею в его злодейский небоскреб. Разумеется, сюжет предполагает решающую битву, крутой поворот и красивый финал. В общем, все просто, на своем месте и не отвлекает от бешеного веселья на экране.



Найшуллер говорил, что не любит, когда фильмы с рейтингом «12+» преподносятся как серьезное, грубое и взрослое кино. Он сделал все, чтобы его картина стала грубой по-настоящему. Кровь тут буквально хлещет в лицо зрителю, персонажи не стесняются задорно материться (в прокатной версии мат «запикан», но менее смешным он от этого не становится), окунаются физиономией в горы кокаина и лапают красоток за обнаженные прелести. Услышав такое описание, особенно нравственные граждане окрестят увиденное трэшем и пошлостью, недостойными просмотра. Однако смысл в том, чтобы оценить такой проект, как раз есть, а «мусорности» (исходное значение трэш-кино) в фильме нет совсем.



Видеоигры примерно с конца 90-х годов постоянно стремились к кинематографичности, и достигли в этом поразительных успехов. Раньше киноделы смотрели на игры как на материал для сомнительных и непонятно для кого снятых экранизаций. Теперь же эта индустрия пошла навстречу игровой, и их пути пересеклись на чем-то новом и свежем. Съемка от первого лица и трясущаяся камера дают возможность по-другому взглянуть на стандартные сцены боевиков, ранее наблюдаемые только с тщательно выбранного оператором ракурса. Обилие отсылок к видеоиграм и фантастике порадуют молодежь, для которой, по большому счету, это кино и сделано. И речь не об учащихся средней школы, а о тех, кто помнит «Универсального солдата» и «Вспомнить все» так же хорошо, как популярные компьютерные игры пятилетней давности. Точно так же, как помнит режиссер, черпающий в них вдохновение.



Ну а мы становимся свидетелями зарождения тренда. Сегодняшний бум виртуальной и дополненной реальности может радикально изменить всю досуговую индустрию, и эксперимент Ильи Найшуллера дает понять, как могут выглядеть целые направления и жанры развлечений в скором будущем. Кроме того, это просто хороший боевик, которому вполне по силам бойко отбиваться от своих заокеанских собратьев.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
143
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
144
Рокки
Rocky (8.10)
145
Сука-любовь
Amores perros (8.10)
146
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
147
Пленницы
Prisoners (8.10)
148
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
149
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
150
Король говорит!
The King's Speech (8.00)
151
Хоббит: Нежданное путешествие
The Hobbit: An Unexpected Journey (8.00)
152
Район №9
District 9 (8.00)
весь топ